Уильям Клемент, Tegic Communications: "Мат был самым экстремальным моментом в нашей работе"
Наверное, в мире нет человека, имеющего мобильный телефон, но ни разу не воспользовавшегося услугой SMS (Short Message Service) ? так подумала компания Tegic Communications (подразделение AOL), и в 1999 году представила на мировой рынок решение, с простым и звучным названием ? Т9. Сегодня T9 пользуются сотни миллионов людей во всех уголках планеты. Корреспондент "Сотовика" Александра Ходонова встретилась с прилетевшим в Москву Уильямом Клементом, директором Tegic Communications по маркетингу, чтобы расспросить его о новой версии Т9.
- Уильям, для начала бы хотела спросить, как расшифровывается Т9?
-Изначально эта аббревиатура имела значение как набор на девяти кнопках (Typing on 9 keys). Теперь Т9 — это бренд, и иначе как с предикативным вводом это название не ассоциируется.
- Недавно компания Tegic выпустила новую версию Т9 — 7.2. Чем принципиально она отличается от предыдущей?
- Одна из ключевых особенностей нового Т9 ? это двуязычная поддержка. Человек пишет сообщение на русском и хочет использовать слово из английского языка. Т9 7.2 позволяет ему работать сразу в нескольких словарях, которые предполагают вставку слов на другом языке. Таким образом, ему не надо заходить в меню и специально переключатся на другой словарь. Новый Т9 также позволяет пополнять базу слов в телефоне. Для каждого человека свойственны особенные, употребляемые именно им слова и выражения, Т9 7.2 запоминает их, и пользователю не приходится вводить их обычным способом. Как правило, объем для внесения слов составляет 2-8 Кб, что позволяет пользователям сохранять 200- 500 слов. Еще одно новшество: при перемене телефона можно перекачивать имеющуюся словарную базу на новый телефон с помощью ИК-порта или Bluetooth.
- Одна из известных конкурирующих с вами систем ввода — это iTAP компании "Motorola".
Какие между ними различия?
- Различий много. Но по понятным причинам я не могу рассказывать про конкретные различия между iTAP и Т9. Хочу только сказать, что это абсолютно разные системы. Т9 идет сейчас дальше чем iTAP, развивая новые способы распознавания и набора текста. Сейчас мы работаем над голосовым вводом текста, над системой, которая будет распознавать текст, написанный от руки. Пока главное отличие Т9 — у iTAP нет поддержки двух языков.
- Сколько языков на сегодняшний день поддерживает Т9?
-На сегодняшний день Т9 поддерживает 49 языков. Это все западноевропейские языки, и несколько восточных. Сейчас мы осваиваем рынок Индии, занимаемся разработкой Т9 для всех индийских наречий, в том числе и хинди. Кстати, русскоязычная база насчитывает около 114 000 слов.
- Интересно было бы узнать, как Т9 работает в китайском мобильном телефоне, ведь в нем свыше 3000 действующих иероглифов, или например в Африке?
- В Китае очень популярна система Т9 — Phraser text input, предусматривающая не только ввод слов, но и фраз. Для китайцев это самый удобный и приемлемый вариант. В Африке вообще интересная ситуация, люди оттуда уезжают работать в другие страны, и им, разумеется, нужно поддерживать связь, общаться с родственниками. Люди сталкиваются с проблемой, когда покупают телефон, и оказывается, что он не поддерживает их родной язык, но компания Tegic нашла решение этой проблемы: мы уже разработали Т9, поддерживающий язык народа Зулу. Наша система распознает язык, на котором пользователь хочет написать сообщение, позволяет выбрать нужные слова из словаря и послать сообщение на родину.
- Кто вам помогал делать T9 для русского языка? Сколько человек было занято в этом проекте?
- При составлении русской версии Т9 компания Tegic использовала все орфографические словари русского языка. Все слова мы собрали в один эдакий глобальный словарь, и приступили к обработке информации, сфокусировав свое внимание на так называемых словах ежедневного употребления. После этой обработки нами была приглашена команда филологов (носителей языка), которым предстояло выяснить, какие слова еще употребляются, какие отошли в прошлое. Попутно они добавляли слова из разговорной лексики, часто употребляемые людьми. Всего в компании Tegic 80 человек, и, в общем-то, все они работали над русской версией Т9.
- А что насчет табуированной лексики, по-русски говоря, мата? Вы включали его в словарь?
- Это был самый экстремальный момент во всей нашей работе. Несомненно, такие слова есть в словаре пользователя, люди есть люди, и они все равно пишут такие слова. Хотя производители просили нас не включать табуированную лексику в словарь
- Расскажите про T9 TRAINer: что это за игра и для чего она нужна?
- T9 TRAINer есть в некоторых телефонах и на сайте компании Tegic. Создана она для того, чтобы обучить людей правильно пользоваться Т9. Иногда человек может набирать сообщение, используя систему предикативного ввода, но при этом не знать, какое слово Т9 выдаст в итоге. T9 TRAINer дает понять тактику обращения с Т9.
- Какое количество моделей мобильных телефонов поддерживают Т9?
-На данный момент около 80% производителей сотовых телефонов имеют лицензию на Т9, и около 70% — имеют лицензию на установку новой версии Т9 7.2. Сейчас телефонов с новой версией Т9 мало, но уже очень скоро они появятся в продаже.
- В последние 2-3 года многие компании выпустили коммуникаторы с полноценными клавиатурами. Не боитесь, что это угроза вашему бизнесу?
-Совсем нет. Наша компания разработала решение и для коммуникаторов ? Slappy Type. Это решение для обладателей больших пальцев Кнопки на коммуникаторах, как правило, такие маленькие, что люди с большими пальцами испытывают неудобство при наборе сообщения, попадают не по тем клавишам. Если человек хотел нажать "W", а нажал "Q", наша система сможет распознать слово с ошибкой и подставить нужную букву.
- Какое будущее вы прочите таким услугам как SMS, MMS, i-mode в России?
-SMS — традиционная услуга, без которой не обходится ни один телефон. MMS есть над чем поработать. Я считаю, раз дело касается фотографии ? очень важную роль играет эмоциональный эффект. Важно не только принести, показать фотографию, но и увидеть реакцию на нее. I-mode — очень интересное направление, пользователь очень быстро получает доступ к нужной ему информации, и это удобно, но и здесь, как мне кажется, будет не без подводных камней.
- Какие марки телефонов поддерживают новый русский Т9?
-Более 500 млн. мобильных телефонов поддерживают Т9. Поскольку около 75% компаний уже имеют лицензии на Т9 7.2, то им ничего не мешает начать производить телефоны с поддержкой новой версии. В ближайшее время мы ожидаем, что такие крупные производители как Samsung, SonyEricsson, Siemens-BenQ начнут производить телефоны, используя новую версию Т9.
- Как вы считаете, какие форм-факторы будут преобладать на российском рынке средств мобильной связи в ближайшие годы?
-Судя по тенденциям, которые мы наблюдаем на российском рынке, люди будут покупать телефоны с полной русификацией, и постепенно уходить от сообщений на транслите к русскоязычным сообщениям. Мне также кажется, что будет развиваться голосовой набор.
-Какова бизнес-модель вашей компании? От чего вы получаете доходы?
-В основном компания Tegic продает лицензии производителям сотовых телефонов в разных странах. Это основной источник дохода компании.
- Какое место занимает Россия в приоритете мировых рынков для вас?
- В нашей компании есть целый отдел, который занимается развивающимися рынками, а российский рынок, как мы считаем, относиться именно к таким. На сегодняшний день для компании Tegic самыми приоритетными можно считать рынки: России, Китая, Бразилии и Индии.
- Каковы взаимоотношения компании Tegic с российскими мобильными операторами? Вы планируете сотрудничать с нашими производителями мобильных телефонов, мобильными операторами?
-Буквально на днях мы планируем встречу с российскими мобильными операторами. Мы также разрабатываем программу сотрудничества с производителями мобильных телефонов. Рынок России ? один из наиболее перспективных рынков, он чем-то похож на индийский. Компания Tegic в России, как и в Индии, делает ставку на регионы. Ведь практически 100% населения Москвы пользуется мобильными телефонами, тогда как в регионах все только развивается.
Беседовала Александра Ходонова
О компании
Tegic Communications, основанная в 1995 году, принадлежит компании America Online Inc., чей объем продаж в 2004 году составил 8,692 млн. USD. Штаб-квартира Tegic находится в Сиэтле, штат Вашингтон (США). Штат — 80 человек.
О персоне
Уильям Клемент (William Clement) — директор по маркетингу компании Tegic Communications. Отвечает за взаимоотношения с партнерами и развитие бизнеса в странах Европы, в том числе в России.
Уильям Клемент работал в компаниях: Oracle, HomePro.com, iMediation SA, Sonic Software.
Родился в 1966 году. Бакалавр факультета экономики Стэнфордского университета (Stanford University). Имеет степень MBA Лондонской школы бизнеса (London Business School).
© СОТОВИК