Антон Алексеев, Дальсвязь: "У "Дальсвязи" есть неформальный лозунг ? Интернетизация Дальнего Востока"

   Автор статьи:

Интервью генерального директора ОАО "Дальсвязь" Антона Алексеева корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС

Корр.: Антон Алексеевич, гендиректор ОАО "Связьинвест" Валерий Яшин неоднократно говорил, что развитие новых услуг связи ? это самая главная задача для межрегиональных компаний связи /МРК/ в ближайшие годы. Как "Дальсвязь" развивает новые услуги связи?
А.А.: Под новыми услугами, как правило, подразумеваются услуги TriplePlay /передача голоса, видео и данных по одному каналу/, в частности, это Video-On-Demand и IP-TV. До конца года мы планируем начать предоставление игровых и информационных телевизионных сервисов во Владивостоке, а затем выйдем на все семь регионов Дальнего Востока. Сейчас "Дальсвязь" оформляет соответствующие лицензии.

Мы видим, что на рынке есть спрос на услуги доступа к сети Интернет, особенно это заметно по Приморскому краю. Мы хотим предложить нашим клиентам качественно новый сервис и перевести с dial up /коммутируемого доступа/ на DSL /доступ по широкополосной выделенной линии/. У нас в компании есть такой неформальный лозунг ? "Интернетизация Дальнего Востока". Рынок новых услуг ? это рынок будущего.

Так, в 2004 году новые услуги в структуре доходов "Дальсвязи" занимали 5%, в 2005 году мы намерены увеличить долю в доходах уже до 10%, а в следующем ставим задачу достичь 15 проц. В 2006 году компания планирует инвестировать в развитие новых услуг связи около 300 млн руб. Если смотреть по регионам, то самый активный в плане продаж ? Приморский филиал, это связано с хорошей энергетикой бизнеса, и, конечно, качеством менеджмента филиала. Сейчас активные продажи начались в Хабаровском, Камчатском и Амурском филиалах.

Корр.: Какими будут основные финансовые показатели за 2005 год, и какие планы на 2006 год?
А.А.: В 2005 г мы планируем выручку на уровне 10 млрд руб, в 2006 г ставим перед менеджментом жесткую задачу сохранить выручку на уровне этого года. Как вы знаете, в связи с введением новых правил взаимодействия с присоединенными операторами в 2006 году у всех МРК упадут доходы от междугородной и международной связи. "Дальсвязь" планирует компенсировать снижение доходов ростом доходов от новых услуг связи.

По прибыли мы собираемся выйти на показатель 6-7% от выручки в 2005 году и на 10-12% от выручки в 2006 году. В 2005 году EBITDA тоже подрастет до 2,300 млрд руб, а в 2006 году должна составить порядка 2,8 млрд руб. Помимо этого, при сохранении доходов, упадут расходы — в 2005 г они составят порядка 8,780 млрд руб, в 2006 г ? 8,007 млрд руб. Капитальные вложения останутся примерно на одном уровне: в 2005 году — 2,1 млрд руб, в следующем ? около 1,8-2 млрд руб. Для сравнения — в 2004 году объем инвестиций составлял более 3 млрд руб.

Корр.: Как будет развиваться местная телефонная связь на Дальнем Востоке?
А.А.: Мы рассматриваем местную связь как ниточку для доставки новых нерегулируемых услуг ? это передача данных, игровые и информационные телевизионные сервисы. Местную связь мы будем развивать, но как некое транспортное средство. Для активного продвижения новых услуг у нас есть все технические и технологические возможности — сегодня цифровизация сети в среднем по компании составляет около 67%, правда, в каких-то регионах она выше, каких-то ? ниже. В Магадане, например, скоро будет стопроцентная цифровизация, во Владивостоке уровень цифровизации на начало года составлял 85%.

Корр.: В этом году будут повышаться тарифы на местную и дальнюю связь на Дальнем Востоке?
А.А.: Мы подали заявку в Федеральную службу по тарифам, в октябре — ноябре ФСТ должна будет рассмотреть этот вопрос. В заявке мы указали, что повышение тарифов на местную связь для Дальнего Востока должно составить от 15 до 20% по разным регионам, а снижение на междугороднюю связь ? 5%. Кстати, на следующий год мы составили консервативный бизнес-план — без учета поднятия тарифов, то есть мы, возможно, в 2006 году тарифы на связь поднимать не будем.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, о планах "Дальсвязи" по участию в конкурсах на предоставление универсальных услуг связи в дальневосточном федеральном округе.
А.А.: Мы направили заявку в Россвязь на участие в двух первых из объявленных конкурсов на услуги универсального обслуживания с использованием таксофонов, по передаче данных и предоставлению доступа в Интернет в Хабаровском крае. Кроме нас, заявки направили еще четыре участника.

21 октября должно состояться подведение итогов, выиграет тот, кто предложит наименьшую сумму возмещения убытков компании от предоставления универсальных услуг связи. Надеюсь, что это будем мы! Сейчас уже объявлены по нашему округу новые конкурсы, и мы тоже будем в них участвовать. Я хотел бы рассказать, почему мы решили участвовать в конкурсе.

В следующем году "Дальсвязь" должна будет отдать в резерв универсального обслуживания, по нашим подсчетам, более 100 млн руб /операторы связи должны отчислять туда 1,2% от доходов, за исключением присоединения и пропуска трафика/. Мы, как менеджеры, которые преследуют интересы акционеров, должны рационально использовать доходы компании.

Мы, естественно, хотим эти отчисления вернуть. Тем более что универсальные услуги связи ? услуги безубыточные, и мы надеемся, при условии, что выиграем конкурс, получить больше, чем отдавали в резерв. Участие в конкурсах позволит нам не только увеличить прибыль, но и расширить наше присутствие в отдаленных районах. Таким образом, мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, социальную ? предоставляем гражданам услуги связи. Во-вторых — экономическую, о чем я уже рассказал выше. И, в-третьих ? политическую.

Как известно, Министерство информатизации и связи РФ пообещало к 2008 г телефонизировать всю Россию, и мы поддерживаем это устремление и участвуем в нем. Мы вообще хотим быть первыми из межрегиональных компаний связи, кто телефонизирует всю территорию, которая входит в нашу зону ответственности. Корр.: "Уралсвязьинформ" ? еще одна "дочка" "Связьинвеста" ? теперь предоставляет услуги под торговой маркой Utel. А "Дальсвязь" не планирует ввести единый брэнд?
А.А.: Это было бы интересно, но сейчас перед нами стоят другие задачи. У нас есть трехлетний стратегический план развития компании, на который мы ориентируемся. В 2005 году в рамках этого плана проводятся организационно-технические мероприятия, в следующем компания будет активно развивать систему продаж услуг, а 2007 год пройдет под знаком повышения качества обслуживания клиентов.

Корр.: Как развивается сотовый бизнес "Дальсвязи"?
А.А.: Мы уже не раз говорили, что не собираемся конкурировать с "большой тройкой". У нас есть наши собственные сети на Камчатке и в Магадане, мы владеем контрольным пакетом акций компании "Акос" в Приморье. Сотовый бизнес занимает 3% в структуре доходов "Дальсвязи" ? это примерно 300 млн руб в год, в 2006 году мы намерены увеличить выручку от сотового бизнеса до 420 млн руб. Полученные средства мы будем направлять, в том числе, в развитие услуг передачи данных.

Корр.: Есть ли в планах "Дальсвязи" покупка каких-нибудь сотовых операторов для развития этого направления деятельности?
А.А.: Нет, сотовые компании мы не собираемся покупать. На конец 2004 года у "Дальсвязи" было всего 30 тыс абонентов — в Камчатской и Магаданской областях. На конец 2005 года у "Дальсвязи" будет порядка 170 тыс абонентов: 70 тыс в Камчатской и Магаданской области и 100 тыс в Приморском крае /компания "Акос"/. Сотовый бизнес мы рассматриваем как генератор прибыли. Судите сами.

Возьмем, например, нашу компанию "Акос". Купили мы "Акос" за 100 млн руб. и в этом году получим от нее выручку в размере 80 млн руб., а в следующем ? уже 150 млн руб. То есть доходы от сотового бизнеса, как от нерегулируемой услуги связи, высокие, но серьезно этим заниматься "Дальсвязь" не намерена ? не наш профиль. Мы планируем покупать наших конкурентов ? компании, которые работают в области фиксированной связи. Недавно "Дальсвязь" купила "Сахалинуголь-Телеком", сейчас ведем переговоры о покупке ряда других компаний на территории Дальнего Востока.

Корр.: Вы не намерены подать заявку на лицензию на предоставление услуг междугородной и международной связи?
А.А.: Нет, это не наш бизнес. Нам тогда нужно по всей России построить сеть, иметь присутствие во всех регионах? Зачем это нам нужно? Мы сейчас находимся в стадии согласования агентского соглашения с ОАО "Ростелеком" (RTKM), до конца года мы должны заключить договор. Ростелекому целесообразно на договорной основе передать межрегиональным компаниям связи работу с индивидуальными абонентами в процессе оказания им услуг дальней связи и расчетов за эти услуги.

Корр.: Планирует ли "Дальсвязь" выпускать облигации?
А.А.: Вероятно размещение облигационного займа во второй половине 2006 года. Предположительно объем займа может составить 1,5 млрд руб. Целью его будет реструктуризация кредиторской задолженности — удлинение сроков заимствования и уменьшение процентной ставки по ранее привлеченным кредитам, а также модернизация сети и расширение бизнеса. Сейчас мы должны уменьшить стоимость своих долговых обязательств.

Я считаю, что выпускать облигации нам выгоднее в следующем году. Ожидаемое повышение кредитного рейтинга России в конце этого года снизит доходность по новым выпускам облигаций и удешевит обслуживание займа. Пока что "Дальсвязь" выпустила только один облигационный заем на 1 млрд руб сроком на 3 года.

Корр.: У "Дальсвязи" сейчас есть программа АДР первого уровня. Компания планирует выйти в ближайшее время на 2 уровень?
А.А.: В последнее время стоимость наших АДР выросла в 2 раза, и мы видим, что на них есть спрос. Выход на второй уровень сопровождается существенными финансовыми затратами. Разумнее дать возможность иностранным инвесторам совершать сделки с нашими АДР не только на американском внебиржевом рынке, но и на европейских торговых площадках. Сейчас мы прорабатываем такую возможность.

Интервью провела Екатерина Невская


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх