До 1 января следующего года нескольким сотням российских телекоммуникационных операторов предстоит сдать сложный экзамен в Россвязьнадзоре: с нового года серьезно меняются лицензионные требования. О том, насколько трудными будут эти экзамены, с главой Россвязьнадзора Валерием Бугаенко побеседовал корреспондент "Ъ-Телекома" Егор Лохмачев.
? Насколько, по вашей информации, операторы готовы к
выполнению новых лицензионных требований?
На сегодня назвать абсолютные цифры сложно. Судя по обращениям в центральный
аппарат и территориальные управления Россвязьнадзора, многие операторы заняты
подготовкой к работе в рамках нового законодательства. В то же время,
основываясь на данных проводимого мониторинга сетей, пока мы оцениваем степень
готовности как недостаточную. Именно поэтому мы заранее предприняли усилия по
доведению до участников рынка информации о необходимости заблаговременной
подготовки к изменениям, вводимым новыми нормативными актами. Мы говорим об этом
на всех конференциях, проводим встречи с операторами в регионах, опубликовали
информационное письмо, в котором обратились к операторам с рекомендацией
проанализировать свои лицензии и состояние своих сетей, их готовность к работе в
новых условиях.
Начиная с марта 2005 года, когда было принято постановление правительства "Об
утверждении перечня услуг связи, вносимых в лицензии", мы выдали около 4,5 тыс.
лицензий ? их условия после 1 января меняться не будут.
? Активно ли операторы обращаются в Россвязьнадзор для
внесения изменений в лицензии?
До недавнего времени в месяц в среднем мы рассматривали около 100 подобных
заявлений. Большая часть из них касается изменения сроков начала оказания услуг
связи по лицензиям, выданным до вступления в силу нового закона "О связи".
Примерно 20% из них касаются непосредственно изменения лицензионных условий, в
том числе в части приведения отдельных их пунктов к виду, предусмотренному
постановлением правительства "Об утверждении перечня наименований услуг связи,
вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий". С момента публикации
информационного письма прошло еще не так много времени, однако судя по
количеству обращений в наши территориальные органы, можно ожидать значительного
увеличения числа заявлений.
Из 14 тыс. лицензий, выданных до 1 января 2004 года, мы ожидаем примерно 1,5
тыс. заявлений на внесение изменений. Понятно, что это цифра оценочная и сейчас
сказать точно, сколько таких заявлений будет, невозможно. Мы к этой работе
готовы. По каждому заявлению решение будет приниматься строго в установленные
законом сроки.
? По экспертным оценкам, больше всего лицензий необходимо
переоформить "Связьинвесту". Насколько масштабную модернизацию сети для этого
необходимо провести холдингу?
Есть и другие крупные операторы, у которых лицензий не меньше. Внести изменения
в пять лицензий или десять ? разницы большой нет. Масштабность модернизации
зависит не от количества лицензий, а от состояния сети ? исходного и требуемого.
Основание для модернизации не только изменение правового поля ? есть и множество
чисто рыночных оснований. В этом отношении "Связьинвесту" действительно
предстоит большая работа, в силу того что его операторским компаниям в
наследство достались старые сети и на этих сетях модернизация предстоит более
масштабная, нежели на сетях небольших или более современных.
Говоря же о необходимости соблюдения требований законодательства, следует
говорить не столько о модернизации сетей, сколько о проведении отдельных
мероприятий технического характера. И здесь необходимо обратить внимание на два
основных вопроса ? повременный учет трафика и требование по организации точек
присоединения.
? Представители ряда операторских компаний сделали
заявления о том, что не успевают к 1 января подготовиться к выполнению новых
обязательных требований. Как вы планируете выявлять неготовые компании и что их
ждет в случае нарушений?
Россвязьнадзор, как и ранее, будет осуществлять проверки деятельности операторов
на плановой основе. Служба имеет достаточно сил и средств для осуществления
контроля состояния сети связи общего пользования, в том числе на основе анализа
топологии и схем пропуска трафика по сети. Такой контроль проводится постоянно.
В его ходе могут быть выявлены и нарушения вступающих в силу новых нормативных
правовых актов. В случае если такие факты будут выявляться, возможно говорить и
о проведении внеплановых проверок.
Так что расслабляться операторам не стоит. Ответственность за любое нарушение
обязательных требований установлена законом "О связи" и Кодексом об
административных правонарушениях. Все нарушители получат предписание об
устранении нарушений ? если оно не будет выполнено, то санкции возможны самые
жесткие, вплоть до начала процедуры аннулирования лицензии.
? Некоторые участники рынка говорят, что подготовиться и
выполнить новые лицензионные требования им не позволяет отсутствие нормативных
документов. Готовы ли вы считать такую аргументацию уважительной причиной для
некоторой отсрочки ? по крайней мере тем операторам, которых эти нормативные
документы касаются непосредственно?
Это явно неуважительная причина. Прежде всего, вся нормативная база еще на
стадии проектов была опубликована, затем прошла все этапы согласования и на
данный момент утверждена правительством. Причем с момента утверждения уже прошло
достаточно времени. Например, правила присоединения приняты в конце марта,
правила оказания услуг связи ? в мае, требования к порядку пропуска трафика ? в
начале августа. 19 октября принято постановление, устанавливающее порядок
государственного регулирования на тарифы по пропуску трафика и присоединению для
операторов, занимающих существенное положение. Собственно говоря, федеральный
закон "О связи" и перечисленные постановления дают совершенно полную картину.
Поэтому говорить о том, что отсутствуют какие-то нормативные документы,
совершенно неправильно.
© СОТОВИК