Павел Караулов, управляющий партнер Группы компаний DIVIZION: "Мы "заморозили" проект по запуску MVNO до лучших времен"
- DIVIZION пытался запустить виртуального оператора. Почему проект оказался неудачным?
- Действительно, у нас идея создания виртуального оператора появилась еще в 2004 году. Тогда мы приступили к изучению опыта западных MVNO. По результатам проведенной аналитической работы, мы совместно с "Мегафон-Москва" решили запустить пилотный проект. Его главной целью было определить перспективность виртуального сотового бизнеса. В апреле нынешнего года в салоны цифровых технологий DIVIZION в Москве поступили в продажу новые тарифные планы: "DIVIZION" и "DIVIZION City". Они были ориентированы на деловых людей, которые часто пользуются мобильной связью. С одной стороны, мы хотели диверсифицировать предоставляемые услуги, с другой ? углубить взаимодействие с базовыми операторами. Однако рынок оказался не готов к запуску виртуального оператора, и мы отказались от его внедрения?
- В чем вы видите основные причины?
- Во-первых, в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база, в которой было бы прописано само понятие "виртуальный оператор" и принципы их работы. И когда такой закон появится неясно. Это основная причина, по которой мы "заморозили" свой проект до лучших времен, так как мы не хотим работать в правовом вакууме. Вторая причина связана со скептическим отношением операторов сотовой связи к появлению виртуальных операторов. Как ни раз объявляли сами операторы, они не видят целесообразность в работе с виртуальными операторами. По их мнению, сейчас все еще сохраняется потенциал роста сотового рынка, и они не хотят делиться вкусным пирогом с кем бы то ни было. При всем этом, некоторые компании продолжают спекулировать на тему создания виртуальных операторов. Наверное, им просто выгодны подобные спекуляции.
- По вашему мнению, в настоящее время MVNO могут предложить абонентам более выгодные, чем у базовых операторов тарифы?
- Сейчас ARPU (среднемесячный доход от одного абонента — "Ъ") операторов — максимально низкий. Возможности операторов в этой области существенно выше, по сравнению с виртуалами, в том числе благодаря рекламно-маркетинговым акциям. В их рамках контракты стоят меньше, чем на самом деле, или они раздаются вдобавок к купленным контрактам. Как результат, приток "некачественных" абонентов, которые выговаривают 10 USD на счете и выбрасывают SIM-карту. В такой ситуации операторы не дадут виртуальным операторам возможность демпинговать. Поэтому изначально тарифы виртуалов не могут быть привлекательнее, чем у базовых операторов.
- Перспективы у виртуального сотового бизнеса в России есть?
- Пока этот вопрос скорее риторический. Хотя виртуальный сотовый бизнес выгоден и перспективен, он требует тщательной проработки как в сфере бизнес-планирования и юридической базы, так и технологической области. Преодолев недоверие базовых операторов и успешно запустив 1-2 пилотных проекта MVNO, возможно, что сотовые ритейлеры смогут включиться в эту работу.
© СОТОВИК