При новом президенте Nokia будет больше внимания уделять конкретным рынкам
Компанию Nokia ждут большие перемены. Йорма Оллила, руководивший корпорацией с 1992 года, уходит в отставку. В июле 2006 года этот пост займет нынешний глава подразделения мобильных телефонов Олли-Пекка Калласвуо, а г-н Оллила станет председателем совета директоров британско-голландской нефтегазовой компании Royal Dutch/Shell.
Нефтяники полагают, что Оллила займется реинжинирингом корпорации, британская и голландская части которой окончательно объединились лишь недавно, а заодно поборется с ужасной бюрократией, царящей в этой структуре. По крайней мере, в Nokia ему удалось выстроить демократическую и при этом хорошо управляемую систему. Кроме того, финн с безупречной репутацией восстановит, как надеются на его новом месте работы, подпорченный имидж Royal Dutch/Shell. В прошлом году Shell заявила о сокращении почти на 20% доказанных запасов нефти и природного газа, что вызвало колоссальный скандал. В общем, на Йорму Оллилу акционеры Royal Dutch/Shell возлагают много надежд. А вот что происходит в Nokia?
Кризис в телекоммуникационной отрасли в начале этого десятилетия нанес Nokia серьезный удар. У операторов связи не было денег, чтобы покупать оборудование, а потребители стали более осторожны в расходах, в том числе сократились траты и на новые мобильные телефоны. Тем временем набрали силу азиатские производители, завалившие рынок внешне очень привлекательными моделями. Складывалось впечатление, что мир просто "наелся" Nokia и хочет попробовать чего-то новенького. С начала 2004 года рыночная доля Nokia резко упала. Надо было срочно что-то менять. В компании была проведена реструктуризация, из двух подразделений (мобильные телефоны и сетевое оборудование) было сделано четыре. В отдельное направление были выделены два перспективных сектора — мультимедиа и работа с корпоративными клиентами. Самый проблемный и важный сектор, приносящий более 60% выручки компании, — мобильные телефоны — возглавил Олли-Пекка Калласвуо, занимавший до этого должность финансового директора Nokia. И продажи снова стали расти. О том, как удалось переломить негативную тенденцию в Nokia, Олли-Пекка Калласвуо рассказал в интервью "Эксперту". В Россию он приехал впервые в ранге будущего президента корпорации.
- С 2002-го по 2005 год Nokia снизила долю на рынке
мобильных телефонов, сейчас тенденция поменялась. За счет чего удалось
остановить падение?
Серьезное сокращение присутствия на рынке было только весной 2004 года. С тех
пор оно лишь расширяется. Почему мы одно время теряли долю? У нас был
несбалансированный продуктовый ряд. Нам понадобилось время, чтобы его расширить,
изменить подход к его планированию. Nokia решила разрабатывать как можно больше
альтернативных моделей (раскладные, моноблоки, слайдеры). Мы начали принимать во
внимание изменчивость вкусов потребителей. Nokia стала больше фокусироваться на
конкретных рынках.
- Как на практике реализуется дифференцированный подход к
разным рынкам?
Модели продаются в неодинаковых пропорциях. В одних странах любят миниатюрные
телефоны, в других — модели побольше. Мы постоянно углубляем исследования каждой
из крупных стран и начинаем выпускать для этих стран специальные модели
телефонов. Свежий пример — наш новый телефон премиум-класса Nokia 8800. Во всем
мире он продается только в стальном корпусе, а специально для России мы
выпустили его еще и в черном. Предварительные исследования показали, что в
России именно это цвет будет оптимален для Nokia 8800. Другое направление —
версии телефонов для определенного оператора сотовой связи (обычно на таких
телефонах есть кнопка, нажав на которую, пользователь выходит в меню оператора с
его уникальными услугами, каким-то эксклюзивными контентом. — "Эксперт").
Несколько недель назад мы представили такую эксклюзивную модель для оператора
Vodafone. Столь глубокую дифференциацию мы стали проводить полтора года назад —
понадобилось время, чтобы мы смогли думать не о тенденциях рынка в целом, а о
конкретных особенностях каждой страны. Но нам это сильно помогает.
- Самый крупный рынок мобильных телефонов — китайский. Но
в Китае очень сильны местные производители. Заходя в китайский магазин сотовых
телефонов, сразу видишь: половину прилавков занимают модели никому не известных
в Европе фирм. Как вы намерены там бороться с местными брендами?
Верно, на китайском рынке продается более тысячи разных моделей сотовых
телефонов. Рынок чудовищно фрагментирован. Но конкурентные преимущества, те
качества, которые позволяют выигрывать на рынке, и в Китае, и во всем остальном
мире одинаковы — бренд, дизайн, функциональность, простота в использовании,
развитость каналов дистрибуции. В Китае особенно важен последний пункт — надо
присутствовать во всех регионах этой огромной страны, во всех ценовых сегментах.
В этом году мы увеличили рыночную долю в Китае до 30%. За первые девять месяцев 2005 года мы продали в Китае 23 миллиона мобильных телефонов (12% от всех продаж Nokia в мире за три квартала. — "Эксперт"), что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сейчас мы — номер один в Китае. А китайские производители, между прочим, последние два года теряют долю на собственном рынке мобильных телефонов.
- Кажется, в 2001 году я слышала выступление Йормы Оллила
на выставке CeBIT. Он обещал, что доля Nokia на мировом рынке мобильных
телефонов вот-вот достигнет 40%. Тогда компания занимала 37%. Сегодня ее доля
составляет 32,6%. Вы до сих пор думаете, что завоюете 40% рынка?
Я не думаю, что Йорма Оллила когда-то говорил, что мы через какой-то конкретный
срок займем 40% рынка. Но 40% остаются нашей стратегической целью. В этом смысле
ничего не поменялось. Рыночная доля продолжает оставаться очень важным
показателем в нашем бизнесе. Она предоставляет возможности для снижения издержек
и инвестиций в исследования и разработки.
- У мобильных телефонов появляется все больше функций. С
одной стороны, это хорошо: больше возможностей для потребителя. С другой — они
становятся сложнее в использовании и уязвимее.
Я бы не сказал, что в технологии производства мобильных телефонов сегодня есть
какие-то неразрешимые проблемы. Но, безусловно, существуют вещи, которые надо
улучшать. В первую очередь это энергопотребление. Сложным моделям нужно все
больше энергии. В целом же усложнение мобильного телефона — это скорее плюс, это
возможность для Nokia развить ее успех на рынке. Мы — самые большие в этом
бизнесе, значит, мы можем инвестировать в решение технических проблем больше
других. В абсолютных цифрах мы тратим больше всего на исследования и разработки.
- Не произойдет ли с мобильным телефоном в скором времени
то же, что с персональным компьютером: сейчас люди используют не больше десяти
процентов возможностей ПК.
Но есть ведь и такие, кто использует и все сто процентов! Большая часть
пользователей все же быстро адаптируется к новым технологиям, а есть такая
группа, которая постоянно желает новинок и с удовольствием осваивает новые
функции. Впрочем, есть и другой тип пользователей — они достаточно
консервативны, их смущают какие-то новые кнопки, функции. Nokia, как лидер
рынка, должна выпускать модели для всех групп. Что касается сложности, то я с
вами согласен: не каждый мобильный телефон должен быть похож на швейцарский
армейский нож.
- Вы приходите на место Йормы Оллилы. Какие новые акценты
вы намерены расставить в бизнесе Nokia?
Я бы не хотел предвосхищать события. Мы как раз в процессе передачи дел, я веду
переговоры со многими сотрудниками. Конечно, стиль руководства у любых двух
менеджеров всегда разный. Единственное, что я могу сказать, — для каждой
компании очень важно, чтобы изменения были эволюционными.
© СОТОВИК