Андрей Анисимов, ВымпелКом: "Снижать цену на сотовую связь уже нельзя"
В начале 2006 года директором петербургского филиала "ВымпелКома" назначен Андрей Анисимов, до этого возглавлявший нижегородский филиал компании. В интервью "Ведомостям" Анисимов рассказал о разнице нижегородского и петербургского рынков, о том, какую маркетинговую политику собирается проводить в Петербурге и почему не приветствует участие компании в специализированных выставках.
? Какие задачи поставлены перед вами?
Конкретных задач передо мной пока не ставилось. Для начала мне нужно обеспечить
сохранение динамики развития "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области, изучить возможности для ускорения роста.
? Что вы хотите изменить в работе филиала?
Не скажу, что в деятельности филиала ничего не изменится. Было бы странно не
использовать собственный опыт и опыт, наработанный "Вымпелкомом" на других
рынках. Например, я хочу активизировать работу со сбытовой сетью, обеспечить
большую доступность наших услуг и повысить качество сервиса. Надеюсь, абоненты "Билайна"
почувствуют это уже в ближайшее время.
? Какой процент петербургского рынка занимает "ВымпелКом"?
На конец года было 22,3%, т. е. мы продемонстрировали рост в 4% за год. У нас
около 1,7 млн абонентов. По данным ACM-Consulting, мы выиграли предновогодние
продажи, подключив в декабре около 45% новых абонентов.
? Чем петербургский рынок отличается от нижегородского?
На обоих рынках высокая конкуренция, в Нижнем она с точки зрения количества
операторов даже выше, чем в Петербурге. Различие в том, что на петербургском
рынке проникновение сотовой связи по SIM-картам превысило 100%, а на
нижегородском ? порядка 80-85%. К тому же здесь гораздо выше урбанизация: в
Петербурге и пригородах проживает порядка 5,3 млн человек, в Ленинградской
области ? лишь около 1,5 млн человек, а в Нижегородской области на Нижний
Новгород приходится 1,3 млн из 3,5 млн человек. Любой оператор старается в
первую очередь покрыть своей сетью районы с наибольшей концентрацией населения.
Ведь чтобы окупить инвестиции, нужны как можно большие объемы трафика. К тому же
не секрет, что в сельских районах уровень жизни ниже, чем в городах.
? Отличалась ли маркетинговая политика в Нижнем Новгороде
от петербургской?
Различия были, хотя и не кардинальные. Все национальные кампании подстраивались
под условия местного рынка. Где-то ? в креативе, где-то ? в подходах к
управлению самим процессом. Однако общего больше, все же мы филиалы одной
компании.
? Сотовые операторы до сих пор в своих маркетинговых
кампаниях делают упор на более дешевые тарифы. Ценовые войны продолжаются, хотя
они и не так выражены, как, скажем, год-два назад. До какого предела можно
снижать цены?
Сейчас серьезно снижать цену уже нельзя. За последние годы в России ничего,
кроме сотовой связи, не дешевело. Не скажу, что мы оказываем услуги по
себестоимости. Нам ведь нужно развиваться, а деньги на это могут взяться только
из прибыли.
? А какова сегодня себестоимость минуты разговора?
Себестоимость минуты разнится в зависимости от того, с кем идет соединение.
Внутрисетевая минута самая дешевая, минута обмена трафика между операторами и
сетью фиксированной связи дороже. Но цифры я назвать смогу только после того,
как будут заключены все межоператорские соглашения в рамках подготовки к
внедрению системы CPP [принцип оплаты разговора звонящим, Calling Party Pays].
Эта работа сейчас ведется.
? Акция "От подарка не убежишь", по которой абоненты за
определенное количество минут разговора и SMS могут получить подарки, ? одна из
немногих, в которой делается упор не на более низкую стоимость услуг. Какого
эффекта от нее вы ожидаете?
Мы рассчитываем повысить лояльность уже существующих абонентов сети "Билайн".
Нелогично, когда вкладываются большие средства в привлечение новых клиентов и
при этом забываются старые. Свободного рынка осталось немного. Если на начальном
этапе развития рынка такая политика была оправданна, то сейчас важно не только
привлечь новых абонентов, но и удержать старых. На сегодняшний день в качестве
участников акции уже зарегистрировалось около 2,5 млн абонентов.
? Какие рекламоносители для локальных кампаний вы
предпочитаете?
Для локальных кампаний наиболее эффективны наружка, местное радио и BTL. Наружка
хороша для нас потому, что она не имеет ограничений по целевой аудитории, это
для нас большой плюс, мы ведь работаем на массовом рынке. Радио также
эффективный носитель: у многих петербуржцев свои машины, и аудитория
радиостанций достаточно широкая (около 4 млн человек за неделю). А местные
телеканалы мы редко используем из-за не всегда выгодного соотношения стоимости и
рейтинга. К тому же кроме затрат на размещение нужно вкладываться и в
производство ролика.
? На рынке существует практика раздачи SIM-карт. Насколько
она вредна для рынка и деятельности операторов?
Нельзя сказать, что раздачи SIM-карт никогда не бывают оправданны. Но это
последний инструмент, который может быть использован в маркетинговой политике.
? А каков у вас ARPU и какова динамика этого показателя?
За 4Q05 данные пока не опубликованы, а в III квартале
ARPU составил 7,8 USD. По отношению к аналогичному
периоду прошлого года ARPU снизился примерно на 26%, но за квартал практически
не изменился. Это хороший показатель.
? Насколько сейчас востребован мобильный Интернет и какая
часть абонентской базы пользуется этими услугами?
Примерно 15%, и проникновение растет. Более того, есть организации, которые
пользуются возможностями мобильной связи именно для передачи данных. Для них мы
ввели тарифный план DATA. Этот рынок очень перспективный, и мы только в начале
этого пути. В структуре общих доходов доля допуслуг достаточно велика ? в районе
25%. Из них больше всего приносят услуги на базе SMS. А на мобильный Интернет
приходится порядка 20% доходов от всех допуслуг.
? Если со временем услуги доступа в Интернет через
мобильные телефоны будут пользоваться все большей популярностью, главный
конкурент стандарта GSM ? CDMA сможет несколько потеснить GSM? Ведь этот
стандарт позволяет обеспечить более быстрый и дешевый Интернет.
Сегодня GSM является самым массовым стандартом в мире. Примерно 85% населения в
мире пользуется технологией GSM. На массовом рынке нужен комплекс услуг, куда
входила бы качественная передача и голоса, и данных. Сегодня операторы,
работающие по технологии CDMA, в нашей стране являются нишевыми и мы с ними по
большому счету не конкурируем.
? В 2005 году "Вымпелком" не участвовал в выставке "Норвеком".
Почему?
Наша компания не участвовала не только в "Норвекоме", у нас не было своего
большого стенда и на "Связьэкспокоме". Эти выставки становятся выставками для
профессионалов. На них представлены прежде всего техника и технологии, а наш
продукт ? это услуги. Информированность людей о наших услугах и так высока. На
специализированных выставках практически нет сторонних посетителей, а значит, и
наших потенциальных абонентов. К тому же затраты на участие в этих выставках
велики ? около 150 тыс. USD.
? То есть и в этом году участвовать в "Норвекоме" не
будете?
Не планируем.
Андрей Анисимов родился 30 марта 1963 года в Красноярске. В 1986 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В 1986-1992 годах работал инженером ЦНИИ "Морфизприбор" в Северодвинске (Архангельская обл.). С 1992 года работал в компании "СТЭР" в Мурманске и Северодвинске. В 1997 году стал коммерческим директором нижегородской пейджинговой компании "Радуга-Поиск". В 2001 году стал коммерческим директором нижегородского филиала "Вымпелкома". В апреле 2003 года возглавил ульяновский филиал "ВымпелКома", в сентябре того же года стал директором нижегородского филиала.
"ВымпелКом" основан в 1992 году. С 1993 года предоставляет
услуги под брэндом "Билайн". На петербургский рынок компания вышла в 2003 году.
В конце 2005 года оператор обслуживал 45,4 млн абонентов. Крупнейшие акционеры ?
Telenor (26,6% голосующих акций) и Altimo (32,9%). По собственным данным, за
первые девять месяцев 2005 года выручка составила 2,3 млрд.
USD, чистая прибыль ? 460 MUSD, ARPU ? 7,6
USD.
© СОТОВИК