Единственным GSM-оператором Киргизии является ООО "Бител" (Bitel). В течение последнего года права на этого оператора предъявляли российская "Альфа-Телеком" (сейчас Altimo) и казахстанская "Альянс Капитал". Весной 2005 года "Альфа" передала права собственности на Bitel российскому ЗАО "Резервспецмет", а "Альянс Капитал" в середине декабря продала свои права российской МТС.
15 декабря 2005 года представители "Резервспецмета" по решению районного суда Бишкека при содействии сотрудников правоохранительных органов установили контроль над оператором. При этом прежнее руководство вывело из строя телекоммуникационное оборудование, что привело к серьезным проблемам со связью в республике. Восстановить работу Bitel пригласили варяга из Казахстана — Дениса Шершнева, который рассказал "Интерфаксу" о первых двух месяцах своей работы.
- Кто вас пригласил работать в
Bitel? Не смущала политическая обстановка в стране?
Меня пригласила компания "Резервспецмет". До этого я работал коммерческим
директором в казахстанском операторе сотовой связи "Кар-Тел", который сейчас
контролируется российским ОАО "ВымпелКом". Я знал о ситуации, которая происходит
в Bitel. Но для меня предложением его возглавить стало очень интересным,
во-первых, потому что это карьерный рост, во-вторых, — живой бизнес. Это большая
ответственность за результат и, собственно, это очередной этап в моей карьере.
Что касается политической ситуации в стране, то я бы не сказал, что она кардинально отличается от ситуации в соседних странах. Мы — люди бизнеса — в политику не играем. Тот объем работы и те цели, которые поставлены, и я сам перед собой ставлю, — очень интересны, и очень хочется их достичь. Хотя политическая обстановка, конечно же, учитывается.
- Кто является инвестором "Резервспецмета"?
Вопрос об акционерах "Резервспецмета" должен быть, скорее, адресован к "Резервспецмету".
- У Вас нет опасений, что когда
в стране все часто меняется, кто-то снова оспорит право новых собственников на
Bitel?
Нет абсолютно никаких опасений. Мы действуем в правовом поле. Мы и наши
оппоненты разбираемся друг с другом в судах. Высший орган судебной власти страны
- Верховный суд Киргизии — принял решение в нашу пользу.
- Все судебные процессы
прекращены?
На сегодняшний день после решения Верховного суда все судебные разбирательства
прекратились. 1 февраля завершился суд о частичном снятии ареста с нашего
имущества, который позволит нам через несколько дней полноценно функционировать.
Освободятся склады после ареста, и мы начнем отгрузку оборудования в регионы.
- Рассматриваются ли иски на
владение Bitel в международных судах?
Нам неизвестно о подобных исках в настоящее время.
- Сколько человек Вы пригласили
с собой работать?
Если имеется в виду из-за границы, то я приехал один. Все остальные — это
местные специалисты. Для временной работы на 5-10 дней мы привлекали
консультантов, и команды приезжали и сменяли друг друга. Но сейчас в компании
уже работает достаточно большое количество людей. Старых сотрудников мы
постепенно увольняем в соответствии с существующим законодательством, и они не
возвращаются. Из 180 человек, которые прежде работали, вернулось всего 27
человек.
- По Вашим оценкам, когда штат
будет полностью укомплектован?
Думаю, что в течение ближайших месяцев. Это связано с тем, что целый ряд
вакансий требует найм подготовленных специалистов, а их, к сожалению, здесь не
так много.
- Какие цели у компании в
ближайшей и среднесрочной перспективе?
У нас подписаны контракты на 12 MUSD. При этом
контракты со всеми поставщиками оборудования были оговорены на условиях
рассрочки. К примеру рассрочка с китайской Huawei — на год. Должен отметить, что
мы новые договоры не заключали, а работаем с действующими, в рамках которых
осуществляется поставка оборудования.
Сегодня 50 базовых станций лежат на складе и готовятся к вводу в эксплуатацию. Еще 150 — в пути. Это плюс к тем 220 станциям, которыми на сегодняшний день обладает компания. С Huawei мы уже на стадии взаимодействия. Кроме этой компании нам поставляют оборудование- шведская Ericsson и американские Cisco и Sun.
- На сегодняшний день Bitel
прибыльная компания?
Мы еще не "закрыли" 2005 год — сейчас выставляем счета только за декабрь. Доходы
от абонентов в октябре и ноябре аккумулировались на счетах, но не направлялись
на оплату обязательств компании. В декабре сформировались убытки. В частности,
от незаконного вывода средств за пределы страны, а также из-за долгов, которые
образовались во время отключения абонентов.
Кроме того, какое-то время мы не могли контролировать возможность приема платежей и продаж карт оплаты. Мы должны были выставить счета в начале января, но нам удалось это сделать в начале февраля. Фактически мы дали беспроцентный кредит большому количеству наших клиентов.
- Во сколько вы оцениваете ущерб
от декабрьского конфликта, связанного со сменой руководства Bitel?
Порядка 20-25 MUSD.
- Достаточно ли у компании
средств для расширения сети или будете привлекать заемные?
Компания обладает собственными ресурсами, так что пока можем не привлекать
внешнее финансирование. Что будет дальше, сказать не могу, потому что мы сейчас
проводим тщательный детальный анализ IT-систем и сетевого оборудования. Если мы
обнаружим, что потребуется их кардинальное изменение, то может встать вопрос о
привлечении внешнего финансирования и тогда мы обратимся к нашим акционерам,
которые поддерживают нас.
- Сильно ли мешает работе
компании потеря информации и документации?
Да, это сильно мешает работе. Мы до сих пор разбираемся с 2005 годом. Только
недавно смогли выставить клиентам наши счета за декабрь. В первую неделю нашей
работы на нас обрушился шквал требований с погашением наших обязательств перед
контрагентами за октябрь — ноябрь. Это говорит о том, что компания перестала
платить по своим долгам еще задолго до нашего прихода. Видимо, прежнее
руководство к чему-то готовилось. Но мы постепенно налаживаем работу. Конечно, в
течение 2006 года будут всплывать проблемы, но, в общем и целом, в течение
февраля мы закроем вопрос о восстановлении документации, сможем сформировать
бюджет, планы и работать в нормальном режиме.
- Сказались ли декабрьские
события на потребление услуг связи?
Смотря, по каким критериям. Если смотреть на трафик, то он, наоборот, вырос по
сравнению с декабрем. Что касается количества клиентов, то, по предварительным
данным, их стало меньше. Но готовой статистики активных абонентов у нас пока не
сформировано. По данным консалтинговых компаний, их число составляет более 500
тыс. человек или более 90% рынка.
- Абоненты в курсе прошедших
событий?
Да, мы достаточно активно освещали в прессе хронологию этих событий, и
продолжаем это делать. Буквально на днях я ответил на вопросы наших абонентов по
телефонам прямой линии. Но на самом деле, как выяснилось, наших абонентов уже не
интересует, что было в декабре. Их интересует реальная ситуация, рядовые
потребности клиентов: когда мы выставим счета и снизим тарифы.
- Что Вы знаете про появление
второго GSM оператора в Киргизии?
Мы уже знаем, что второй GSM оператор — это компания "Бимаком". У него есть
лицензия, и он активно занимается построением сети. Не могу сказать, когда они
собираются вывести сеть в коммерческую эксплуатацию и начать продавать услуги.
Возможно, это будет в феврале или марте. Они заявляли о том, что запустят сеть
20 февраля, а других данных у меня нет.
Мы готовы к их выходу на рынок. Это будет полезно и с точки зрения развития рынка сотовой связи. Сейчас в Киргизии работают, помимо нас, два игрока: TDMA-оператор "Кател" и CDMA-оператор "Фонекс". Сильной конкуренции от других операторов мы не испытываем, потому что у каждого из них есть свои особенности — небольшая зона покрытия, небольшая емкость сети, которой не хватит на большое количество абонентов.
Также мы готовим рекламную кампанию, которая уже не за горами. Через два-три месяца мы начнем активно продвигать наши услуги на рынок. Надеюсь, к тому времени и сеть будет более-менее расширена, что позволит нам забрать себе большое количество новых клиентов. При разработке наших рекламных кампаний мы будем работать над продвижением брендов Bitel и Mobi и над привлечением новых пользователей.
- На GSM форуме, который
ежегодно проходит на Иссык-Куле, говорилось о том, что в последнее время
контент-провайдеры стали зарабатывать больше самих операторов. Нет ли в планах
Bitel создания дочерней компании, которая будет этим заниматься?
Я бы не сказал, что они зарабатывают больше операторов, поскольку
контент-провайдеры используют клиентскую базу оператора. И растут и развиваются
вместе с нами. Мы отдали это направление дилерам.
- Каковы ваши планы на ближайшую
перспективу — какой рост клиентской базы и доходов Вы прогнозируете в 2006 году?
В данной ситуации делать прогнозы даже на год вперед я бы не стал. Нам надо
сейчас восстановиться полностью, оценить наши ресурсы, и начать постепенно
развиваться. Но надо иметь в виду, что постепенно — не значит медленно. У нас на
самом деле времени мало.
© СОТОВИК