Виталий Слизень, директор департамента гос. политики в области ИКТ Мининформсвязи России: "Мы ведем с ФСТ совместную работу, чтобы защитить интересы абонента"
? Новые правила, вводимые в 2006 году в развитие закона "О связи", носят революционный характер. Меняется система расчетов за присоединение и пропуск трафика, система расчетов абонента и оператора, вводится принцип "платит звонящий". Как все эти нововведения связаны между собой и насколько согласованно удается осуществлять их введение?
? Все элементы новой системы регулирования связаны воедино положениями закона "О
связи". Причем чтобы не нарушить целостность этого процесса, изменения должны
были вступить в силу одновременно. Дата 1 января 2006 года тоже была выбрана
неслучайно ? это еще и начало нового отчетного периода с точки зрения налогового
и бухгалтерского учета, который ведут участники рынка, и возможность
своевременно подготовить бюджеты компаний к работе в новых условиях.
Соответственно, к этому времени операторы должны были полностью технически
подготовить и свои сети к новым требованиям и заключить договора по
присоединению.
В результате установлены равные и прозрачные правила для всех игроков на рынке,
уточнен статус операторов связи, занимающих существенное положение на рынке.
Детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия;
более четко прописаны отношения собственности на средства и сети связи. Начался
процесс реальной демонополизации рынка услуг дальней связи ? на сегодняшний день
выданы лицензии на услуги междугородной и международной телефонной связи 23
операторам. Кроме того, это позволило подойти к введению принципа CPP (платит
звонящий), по которому тарифицируются только исходящие звонки, а входящие ?
бесплатны.
? Что в первую очередь изменится в результате реализации
новых нормативных актов?
? Прежде всего речь идет о существенном упорядочивании (на экономической, а
не административной основе) всех отношений операторов по присоединению, пропуску
трафика и взаиморасчетам. У нас было огромное число примеров, когда операторы
вообще не платили за пропуск трафика, была лишь плата за аренду канала.
Например, в Московской области из 208 операторов ни один не был присоединен по
схеме взаиморасчетов, все были присоединены без учета объемов трафика. Теперь
все приводится в порядок, такие услуги тарифицируются. Благодаря новой системе
взаиморасчетов многие тарифы снизились, во многих случаях такое снижение
произошло в разы. Например, сегодня точка присоединения у существенного
оператора должна стоить несколько тысяч рублей, а эта цифра зачастую достигала и
200 и даже 300 тысяч рублей.
? Все ли успеют к 1 июля подготовиться к введению системы
CPP и какие меры будут применяться к нарушителям?
? С технической точки зрения сети готовы. Ряд операторов в
2005 году говорили о сложностях с выставлением счетов. Однако за
прошедшее время все эти проблемы практически решены. С точки зрения биллинга все
эти системы работают, что касается междугородной связи ? здесь тарификация и
счет количества времени разговора всегда существовали. Так что никаких
препятствий для введения этой системы нет, тем более что все нормативные
документы, обуславливающие введение CPP, действуют в полном объеме с 1 января.
? Эксперты говорят, что до сих пор не утверждены тарифы,
которые будут работать при межоператорских расчетах. Когда рынок увидит эти
тарифы?
? На сегодня практически вся необходимая нормативная база для функционирования
новой системы присоединения и пропуска трафика утверждена и работает. Что
касается расчетов, то никаких препятствий здесь нет, они ведутся операторами уже
в новых условиях присоединения на основе договорных отношений между
хозяйствующими субъектами. До конца мая предполагается утвердить и выпустить
"Методику установления обоснованных затрат", на основе которой будут утверждены
предельные цены на услуги присоединения. Этот документ сейчас находится на
согласовании в профильных ведомствах. С выпуском "Методики" вопрос расчетов
будет полностью урегулирован в рамках новой нормативной базы.
? Не повлекут ли все эти изменения негативных последствий
для операторов и их абонентов. Например, говорят о том, что введение принципа
CPP может привести к повышению тарифов на сотовую связь?
? Принцип отказа от тарификации входящих звонков широко применяется во всех
развитых странах и справедлив прежде всего по отношению к вызываемым абонентам,
которые сегодня зачастую вынуждены оплачивать чужие вызовы. Для России отмена
оплаты входящего звонка уникальна, поскольку это изменение вводится на активном
и насыщенном рынке связи. Несомненно, это определенным образом отразится на
формировании цен на услуги. Например, на особенности формирования цен повлияют
территориальные особенности России. Переход к СРР в основном коснется
межоператорских расчетов, и те размеры прибыли, которые получали операторы
подвижной связи, уйдут в прошлое.
Введение принципа CPP предполагает подачу существенными операторами в
Федеральную службу по тарифам (ФСТ) заявки со своими предложениями по
тарификации звонков на сеть подвижной связи. Мы ведем с ФСТ совместную работу,
чтобы защитить интересы абонента. По нашим расчетам, изменение цен произойдет,
но оно будет минимальным, к тому же будет компенсировано введением бесплатных
входящих звонков.
? Эксперты говорят, что до сих пор не ясно, будет ли
государство регулировать тарифы, которые определят стоимость приземления звонка
при связи абонента фиксированной связи с мобильным оператором; мысль в том, что
существует опасность, что сотовые компании могут выставить слишком высокие
тарифы на такую связь, чтобы компенсировать свои потери от отмены платы за
входящую связь. Будет ли государство регулировать данные тарифы?
? Безусловно, государство будет регулировать тарифы на услугу завершения
вызова на сети подвижной связи для операторов, включенных в реестр операторов,
занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. К таким
операторам, в частности, относятся все МРК "Связьинвеста". Регулирование будет
осуществляться в соответствии с постановлением правительства Российской
Федерации #627 от 24 октября 2005 года, а услуга будет называться "зоновое
завершение вызова на сети подвижной связи, оказываемое оператором фиксированной
связи". Это позволит исключить возможность искусственного завышения затрат
операторами подвижной связи и обеспечит возможность установления ФСТ приемлемого
уровня тарифов на вызовы абонентами фиксированной связи абонентов подвижной
связи.
© СОТОВИК