Леонид Меламед, МТС: "Мы должны обеспечить нашим клиентам качественные услуги, а нашим инвесторам ? доходность вложенных ими средств"
Интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС исполняющего обязанности президента ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Леонида Меламеда.
Корр.: Леонид Адольфович, Вы возглавили МТС в эпоху
перемен в компании, что не сулит Вам легкой жизни на этом посту. В частности, в
компании внедряется обновленный бренд. Что влечет за собой введение нового
бренда, что это значит для компании?
Леонид Меламед: Прежде всего, должен сказать, что, недолгий срок моего
пребывания в МТС в качестве руководителя ? прошел месяц с момента моего
назначения ? не создает для меня каких-то особых сложностей в выполнении моих
обязанностей. В первую очередь, благодаря коллективу МТС ? здоровому, умному,
профессиональному, который хочет перемен и готов активно работать над этим.
Приход в компанию нового руководителя ? это как бы сигнал к началу работы всего
коллектива над осуществлением позитивных перемен в деятельности МТС, и, на мой
взгляд, сотрудники компании включились в такую работу очень целенаправленно и
профессионально, с энтузиазмом, за что я им благодарен.
Если говорить о бренде ? во всех случаях новый бренд это новая эмоциональная окраска всего, что связано с компанией. Причем не только для клиентов, но и для самой компании, для ее коллектива. Потому что с эмоциями, которые порождаются новым брендом, люди приходят на работу и ежедневно работают. Вследствие этого, для меня очень важным был вопрос, нравится ли наш обновленный бренд коллективу. Я рад, что нравится: если бренд нравится коллективу, я уверен ? он понравится и потребителям. Потому что в этом случае десятки тысяч сотрудников МТС и сотрудников дилерских компаний смогут объяснить клиентам, почему бренд нравится им самим и чем он хорош.
Корр.: Не секрет, что в настоящее время лидерство МТС на
российском рынке сотовой связи стало не столь бесспорным, как некоторое время
назад. МТС ? по-прежнему лидер, но теперь основные конкуренты идут практически
вровень, а кое в чем и опережают Вашу компанию. Каково, на Ваш взгляд, основное
направление работы по восстановлению и упрочению позиций компании на рынке?
Л.М.: Разумеется, сейчас уже трудно рассчитывать, что кто-то, в том числе и мы,
может быть ультимативным лидером, опережающим других на многие миллионы
абонентов или на многие десятки процентов по объему доходов. Современное
состояние рынка сотовой связи в России не позволяет на это рассчитывать. Наша
задача — сохранять лидирующее положение по многим показателям, хотя, вполне
вероятно, и не по всем. При этом мы должны обеспечить нашим клиентам
качественные услуги, а нашим инвесторам ? большую доходность вложенных ими
средств, чем у конкурентов.
Есть несколько основных направлений нашего дальнейшего развития. При этом наиболее важно то, что у нас достаточно широкое поле для маневра, для выбора наиболее рациональных путей и возможностей совершенствования.
Разумеется, изменения коснутся и маркетинговой политики компании и системы тарифов и услуг: тарифы должны стать более простыми и понятными, а услуги более доступными. При этом должно быть упорядочено продвижение тарифов и услуг к пользователю: людям должно быть понятно, что именно они должны у нас приобрести для удовлетворения тех или иных своих потребностей.
Я полагаю, что должна также несколько измениться политика в отношении капитальных затрат компании при сохранении высокого уровня качества предоставляемых услуг. Нам следует оптимизировать наши затраты: компания должна научиться более экономно относиться к расходам. Во многом это требование актуально именно потому, что совсем рядом ? наши конкуренты, и эффективность затрат является очень важным фактором соперничества на рынке.
МТС нуждается и в дальнейшем развитии системы управления. Нынешняя структура управления МТС сложилась в условиях массированных слияний, когда главным было обеспечение управляемости быстрорастущей компании. Теперь наступает следующий этап развития, когда важным является предоставить больше возможностей для проявления инициативы и больше полномочий для филиалов в регионах. Это позволит, помимо прочего, приблизить структуру услуг к нуждам конкретных потребителей в конкретных регионах.
Корр.: Из того, что Вы сказали, следует два, на мой
взгляд, важных вопроса. Во-первых, в условиях высокой насыщенности рынка,
качество клиентского сервиса приобретает решающее значение для успеха бизнеса
компании. Что намерен делать МТС в этом направлении?
Л.М.: Мы сейчас планируем провести специальное исследование по апробированным в
мире методикам, на основе результатов которого разработаем программу повышения
качества по всем составляющим нашей деятельности. Это коснется и качества работы
call-центров, и качества самих услуг, и биллинга и т.д. Это системный проект
приоритетной важности для нашей компании. Мне в свое время пришлось
реализовывать такой проект в РОСНО, с хорошим, как мне кажется, результатом, и я
уверен, что это удастся сделать и в МТС.
Корр.: Второй вопрос ? об экономической эффективности.
Среди специалистов существует два подхода к оценке экономической эффективности
телекоммуникационных компаний. В рамках одного подхода считается, что основным
показателем эффективности, как и для всех коммерческих компаний, является
величина показателей прибыльности. Другие полагают, что для телекоммуникационной
компании наиболее важно ? обеспечивать большой объем дохода, что создает
возможность для развития и маневра средствами в зависимости от ситуации. Как Вы
думаете, в текущей ситуации на российском рынке сотовой связи что наиболее важно
? поддерживать и наращивать объем доходов или обеспечивать высокие показатели
прибыльности?
Л.М.: Мне часто приходится встречаться со стремлением инвесторов к обеспечению
прибыльного роста компании. В то же время, я считаю, что со временем обеспечение
прибыльности будет все более важным. Это связано с тем, что в условиях все
насыщения рынка ценой роста все более будет становиться снижение прибыльности.
Поэтому, думаю, что инвесторы все более внимательно будут относиться к
показателям прибыльности. И они должны быть уверены, что мы сможем генерировать
необходимую прибыль. Что, кстати сказать, в России не так просто: ведь
доходность абонентов сотовой связи в нашей стране не высока. Поэтому важная
задача для нас ? показать инвесторам, что мы можем обеспечивать достаточную
прибыльность на рынке с низким удельным доходом в расчете на одного абонента.
Корр.: В связи с этим вопрос о выходе компании на рынки
сотовой связи за рубежами России. Известно, что у МТС есть дочерние компании в
странах СНГ. Известно также, что МТС предпринял несколько нерезультативных
попыток выйти на рынки дальнего зарубежья. Не считаете ли Вы, что эти
нереализованные попытки ? не проблема МТС, а общая для российских компаний
проблема с выходом на рынки вне постсоветского пространства? Считаете ли Вы
важным для МТС продолжение работы в этом направлении?
Л.М.: Думаю, что наиболее важно для МТС ? расти прибыльно, при этом не так
важно, куда расти ? в географическом смысле. С другой стороны, если нам удастся
начать работать на экономически привлекательных рынках вне России и стран СНГ ?
это скажется положительно на эффективности компании. При этом, конечно, нужно
адекватно оценивать риски, возникающие при выходе на любой новый рынок. При этом
наше преимущество в том, что при освоении новых рынков мы можем опираться на
опыт и возможности "Системы Телеком" и АФК "Система" в целом.
Корр.: А как Вы в этом смысле оцениваете возможности,
которые открываются перед МТС в связи с политикой "Системы Телеком" по введению
сквозного бренда?
Л.М.: По-моему, это очень благоприятные возможности. В частности, мы уверены,
что уже в этом году большинство наших тарифных планов будут включать в себя не
только услуги сотовой связи, но и другие виды телекоммуникационных услуг.
Начинается переход к концепции интегрального оператора, и новый бренд ? ни что
иное, как отражение этой философии.
Корр.: Каким Вы видите будущее для МТС?
Л.М.: Я убежден, что МТС, уже сегодня входящий в десятку крупнейших сотовых
операторов в мире, станет активным участником процесса консолидации бизнеса на
мировом рынке сотовой связи. Более того, мы полагаем, что МТС станет одной из
точек такой консолидации. В итоге, в мире останется ограниченное число
мегаоператоров сотовой связи, и МТС будет одним из них. Нужно также иметь в
виду, что консолидация будет происходить не только в сотовой связи, но и вообще
в телекоммуникационной индустрии. Поэтому, используя концепцию интегрального
оператора, МТС может стать точкой консолидации и в целом в мировой
телекоммуникационной отрасли. Что, в свою очередь, сделает наши услуги более
разнообразными, привлекательными и востребованными.
Интервью провел Игорь Агапов.
© СОТОВИК