Геннадий Кирюшин, СМАРТС: "СМАРТС в 2006 году планирует потратить на развитие более 50 MUSD"

   Автор статьи:

Оператор сотовой связи ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" (СМАРТС) в мае 2006 года отметит 15-летие своей деятельности. Об итогах работы компании, планах и прогнозах рассказывает генеральный директор СМАРТСа Геннадий Кирюшин.

- С какими финансовыми итогами заканчивает компания отчетный год?
Прошедший год мы завершили вполне успешно. Агрегированная выручка составила 189 MUSD, а чистая прибыль — 8,2 MUSD. Показатель EBITDA по сравнению с 2004 годом вырос на 9,7% и достиг 75,1 MUSD.

- Будут ли выплачиваться дивиденды?
В этом году, впрочем как и всегда, дивиденды выплачиваться не будут. Это традиционное решение акционеров СМАРТСа. Вся прибыль направляется на финансирование расширения сети, покупку нового оборудования, базовых станций, новых услуг для того, чтобы наши абоненты пользовались самыми современными достижениями GSM.

- Собственных средств компании достаточно для реализации инвестиционной программы?
Мы сейчас активно развиваемся и строимся, поэтому собственных средств компании для осуществления инвестиций в этом году, к сожалению, не достаточно. В 2006 году мы планируем потратить на развитие компании более 50 MUSD. Здесь и собственные средства, и долгосрочные товарные кредиты поставщиков оборудования, и займы.

- Каково соотношение привлеченных и собственных средств?
Привлеченные средства для реализации инвестиционных программ сегодня превышают собственные. Но через 2-3 года это соотношение изменится. Когда кампания полностью построит сеть такого количества денег для собственного развития уже не потребуется. Соответственно, доля привлекаемых ресурсов снизится.

- ЗАО "САМРТС" достаточно успешно конкурирует с "федеральной тройкой" сотовых операторов. В чем ваше принципиальное отличие от предложений других операторов?
Наше серьезное преимущество — дифференцированный маркетинг. А если говорить по-простому: мы хорошо знаем рынок. Федеральные операторы на все Поволжье или даже на всю Россию объявляют одну акцию и делают определенную скидку. Но те условия, которые актуальны в Москве или Санкт-Петербурге, в регионах могут вообще никого не заинтересовать. Мы же в каждом из субъектов федерации дифференцированно подходим к нашим потребителям. Индивидуальный подход к потребителю — это то, к чему пришла Европа. К этому придут и федеральные операторы. А мы этим вооружены сейчас.

Например, наша связь покрывает в числе прочих регионы очень небогатые — Мордовию, Марий Эл, им нужна особая ценовая политика. Или, например, есть области, где жители не воспринимают агрессивно-наступательную рекламу. Благодаря такому, практически индивидуальному подходу, у нас сильные позиции в небольших городах и сельской местности. Ведь там необходимости в роуминге почти нет, но зато нужна выгодная связь для местных жителей: для населения малых городов, фермеров, муниципалитетов и поселковой администрации. Мы очень внимательно относимся к этой группе и готовим им оптимальные предложения.

Мы имеем домашнюю сеть в Поволжье, где можно разговаривать почти по местным тарифам. Что там говорить, федеральные компании очень грозные конкуренты. Мы работаем в шестнадцати регионах, и в каждом из них уже присутствует "большая тройка" в полном составе. Однако ситуация там более или менее стабилизировалась, каждый игрок получил свою часть рынка. Свою долю по Поволжью мы оцениваем в 15-20%. Не думаю, что она будет уменьшаться, потому что и новые притоки мы распределяем в такой же пропорции.

- За счет чего вам удается предложить более выгодные местные тарифы?
Основные затраты сотового оператора — это пропуск трафика. Мы были на этом рынке первыми, поэтому успели организовать собственную сеть пропуска. Теперь у нас есть возможность не арендовать дорогие чужие каналы. Конечно, по цене федеральные операторы весь прошлый и позапрошлый годы приближались к нам: устраивали акции, демпинговали. Но сейчас ситуация изменилась, они очень серьезно заботятся о доходе с абонента. А абоненты и так платят всего по 70-100 рублей в месяц и вполне наговариваются. Так что в конце прошлого года ситуация более или менее стабилизировалась. Теперь, думаю, ценовых войн не будет.

- У СМАРТСа есть новые проекты, которые позволят ему сохранять конкурентоспособность?
Да, коммерческая стратегия на текущий год предусматривает ряд новых проектов. Но рассказывать о них рано. Пока это секрет.

- Планирует ли компания проводить ребрендинг или рестайлинг? Делаются ли уже конкретные шаги в этом направлении?
Мы сторонники постепенного эволюционного ребрендинга: изменилась реклама, изменились статьи в СМИ, но базовый наш знак, корпоративные цвета останутся без изменений.

- В прошлом году СМАРТС вел активные переговоры о привлечении инвесторов. Когда возможно ожидать возобновления переговоров?
Переговоры с инвесторами продолжаются. Они возобновились в феврале- марте этого года и ведутся очень интенсивно. Мы рассматриваем возможность продажи блокирующего, контрольного или всех 97% акций, которые находятся в руках дружественных акционеров.

- Кого компания видит в качестве совладельцев?
Мы рассматриваем разные варианты. К сожалению, называть имена и оглашать ход ведения переговоров до их завершения мы не имеем права.

- Не секрет, что в отношении СМАРТС ведется рейдерская атака. Даже если соглашение с инвесторами будет подписано, каким образом будет совершена сделка, ведь акции СМАРТС находятся под арестом?
Ну, с этим как раз проблем не возникнет. Инвесторы легко могут решить проблему с рейдерами самостоятельно, используя собственные возможности.

- Когда можно ожидать проведение компанией IPO?
Публичное размещение акций может произойти, если в ближайшие месяцы в ходе переговоров с инвесторами мы не сойдемся в цене. Компания нацелена на проведение IPO, где мы сможем получить рыночную оценку компании.

- Планирует ли СМАРТС выпуск еврооблигаций или иных подобных форм заимствований?
Да, компания выросла, имеет достаточно весомые активы, репутацию, хорошую кредитную историю. Еще ни разу не было просрочек выплаты по кредитам или займам. Поэтому выпуск еврооблигаций или использование других финансовых инструментов вполне вероятны уже в 2006 году.

- Со второй половины текущего года все операторы связи в РФ должны начать работать в режиме "все входящие бесплатно". Оценивалось ли специалистами компании влияние подобных новшеств на финансовую деятельность? Насколько сильно может повлиять на доходы СМАРСТ режим CPP?
Безусловно оценивалась. Мы постоянно отслеживаем изменения на рынке связи. Сейчас ведется работа по планированию нашей деятельности в условиях бесплатных входящих, и конечно, мы постараемся минимизировать возможные потери в доходах. В прогрессивных странах оплату осуществляет оператор, из сети которого пришли вызовы.

- Какова судьба совместного предприятия с Tele2?
Совместное предприятие с Tele2 продолжает работу. Оно было создано для совместного получения лицензии оператора связи третьего поколения. К сожалению, порядок получения таких лицензий пока никак не регламентирован, поэтому говорить о каких-либо успехах несколько преждевременно. Но у нас есть вполне достаточные совместные ресурсы, и если будут распределяться как и планировалось четыре лицензии, мы с удовольствием за одну из них поборемся.

- Планирует ли ЗАО приобретать новые активы, в том числе и в странах СНГ? Ранее СМАРТС заявлял о подобных планах.
В настоящий момент мы рассматриваем возможность приобретения активов в России, но заранее объявлять регионы не можем. Это альтернативные сотовые компании, не входящие в федеральную тройку, которые мы хотели бы приобрести для расширения сетевого покрытия и увеличения абонентской базы.

В СНГ переговоры пока приостановлены, но при появлении новых операторов или новых лицензий, мы, конечно же, будем к ним присматриваться.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх