Константин Марков, МТС: "Сейчас фактически идет борьба за умы и сердца абонентов"
Не успел "старший" оператор "большой тройки" — МТС продемонстрировать публике свой новый имидж, а уже начались прения по вопросу CPP. Корреспондент "Сотовика" Александра Ходонова встретилась с директором макрорегиона "Центр" компании МТС Константином Марковым и выяснила, как оценивают эти и другие события в региональном подразделении оператора.
- Начнем с одной из самых актуальных и животрепещущих тем ? с ребрендинга. Как оценили ребрендинг внутри самой компании МТС? Какие новые возможности открываются перед МТС в связи с новой политикой "Системы Телеком" и введением "сквозного" бренда?
- Мы не оперируем понятием ребрендинг, а используем несколько другое определение ? обновление бренда. АФК "Система" ввела для группы своих телекоммуникационных компаний "сквозной" бренд. Его сейчас используют пять компаний, предоставляющие услуги связи на разных рынках. Сейчас определенно можно сказать, что в планах некая интеграция, однако, какую форму это примет в дальнейшем, говорить пока рано. Но то, что между этими компаниями "Системы Телеком" должна появиться синергия ? вне всякого сомнения. Для потребителя же подобное объединение облегчит процесс получения услуг от этой группы компаний. Когда под бренд войдут все остальные компании "Системы Телеком" прогнозировать пока не берусь, это, скорее всего, будет зависеть от инвестиционной стратегии АФК "Системы".
- По вашему мнению, насколько быстро люди привыкнут к новому имиджу оператора? И чем являются лично для вас новый логотип и новая стратегия МТС?
- Думаю, что к новому облику МТС привыкнут достаточно быстро, ведь это всего лишь смена имиджа, а не смена компании вообще, или ее поглощение каким-либо другим оператором. Мы в свою очередь вкладываем значительные деньги в рекламную кампанию, и делаем все, чтобы наш новый имидж стал известен большинству россиян. Я вижу новый имидж компании, прежде всего, в новой стратегии развития, которое совершенно точно выбрано нашим руководством ? развернуться лицом к клиенту. Лично для меня это задача номер один.
- Что изменилось и еще изменится в работе МТС в связи с ребрендингом?
- Как я уже сказал, изменилась стратегия компании. Она сильно отличается от той, которую МТС реализовывала на стадии развития сотовой связи. Если раньше мы стремились к максимальному покрытию территории, к техническому совершенству сетей, то ввод нового имиджа способствовал формированию несколько других приоритетных задач. Теперь МТС реализовывает более сегментированный подход, разрабатывает новую линейку тарифных планов, обращается к более узким группам пользователей, делает упор на эмоциональную составляющую. Смена имиджа ? это один из начальных шагов на более длительном пути навстречу клиенту.
- Что будут представлять собой новые тарифы МТС? Планируете ли вы вместе с новой тарифной линейкой переход на рубли?
- Пока озвучить что-либо по новым тарифам не могу, скажу только, что основной посыл нового тарифа ? больше простоты, больше прозрачности и в то же время больше возможностей. Это даже не тариф в привычном понимании, а новый продукт, который появится в самое ближайшее время, как только завершится рекламная кампания по продвижению нашего нового имиджа. А переход на рубли мы планируем в течение 2006 года. Сейчас многие компании плавно вводят рублевые тарифы — давая цены и в рублях, и в условных единицах, они рискуют сбить потребителя с толку. Мы стараемся подходить к этому вопросу очень аккуратно и считаем, что лидерство в переводе на рубли не всегда хорошо сказывается на абонентах.
- Раз уж пошел такой подробный разговор о тарифах, то скажите, как изменится тарифная политика после реализации CPP у МТС? Какие тарифы будут вводиться оператором в ближайшее время, в частности, в вашем макрорегионе?
- К чему приведет реализация принципа CPP, будет ясно, когда ФСТ (прим. ред. ? Федеральная служба по тарифам) озвучит конкретные цифры. Естественно, в соответствии с законом, мы уберем плату за входящие звонки, а вот повысятся цены для клиентов или нет ? это зависит от результата переговоров между операторами фиксированной связи и мобильной. Озвучивать какие-то цифры пока рано, но если потери для операторов подвижной связи будут значительные, то чтобы компенсировать убытки придется повышать тарифы. Однако мы понимаем, что любые изменения чреваты для нас оттоком абонентов. Возможен и другой вариант ? сотовые операторы не будут повышать цены на услуги связи, в этом случае скорость развития их сетей может существенно затормозиться.
- Как вы вообще оцениваете инициативу регулятора по введению CPP?
- В данном случае мы следуем проторенной дорожкой европейских стран, да и с точки зрения потребителя подобное правило выглядит очень логично: кто является инициатором вызова, тот и платит. Если оценивать сложившуюся ситуацию в общем, то дальнейшее положение будет зависеть от того, как договорятся между собой операторы сотовой и фиксированной связи. Дело в том, что новая структура тарифной политики полностью перестраивает взаимоотношения в отрасли. На мой взгляд, регулятор уже сделал свое дело, теперь дело за операторами, насколько они смогут решить поставленные перед ними задачи, к какому решению придут.
- Насколько велики будут затраты сотовых операторов, связанные с введением CPP?
- Ну если считать очень грубо и усреднено, то представьте, что на одного привлеченного абонента компания затрачивает 100-120 USD. Из них затраты на развитие IT-систем составляют порядка 25-30% ? то есть 20-30 USD на каждого нового абонента. Если умножить эту цифру на то количество абонентов, которое российский рынок приобретает каждый месяц, а это примерно около 3 млн. абонентов, то получается порядка 60 MUSD в месяц ? это та сумма, которую операторы тратят каждый месяц для поддержания и развития своих биллинговых платформ. Естественно, при введении CPP затраты несколько увеличатся, так как системы межоператорского биллинга, без которых введение CPP невозможно, потребует дополнительных затрат.
- В заключение хотела бы спросить, на чем в ближайшее время планируете фокусировать усилия в своем макрорегионе в условиях насыщения сотового рынка?
- Сейчас конкуренция на рынке перешла в другую категорию. Если раньше делался упор на покрытие, а абоненту представляли примерно одинаковый продукт с небольшими вариациями, то сейчас многое изменилось. В условиях возрастающей конкуренции и насыщения рынка эмоциональной составляющей, фактически идет борьба за умы и сердца абонентов, ведь техническое совершенство недостаточное условие для успеха. Основной упор придется на разработку более простых, соответствующих нашей новой концепции тарифных планов, работу с отдельными группами пользователей.
© СОТОВИК