Сергей Липатов, президент ЗАО Компания ТрансТелеКом: Мы понимаем нужды государства / Ведомости
<p align="justify">Компания "ТрансТелеКом" построила одну из крупнейших в России оптоволоконных сетей связи, сопоставимых по масштабам с сетью национального монополиста "Ростелекома". Обслуживание технологических нужд своего единственного акционера АО "РЖД" компания совмещает с обслуживанием коммерческих клиентов.</p> <p align="justify">Сергей Липатов был назначен президентом "ТрансТелеКома" летом 2002 года. С тех пор он мало общался с журналистами, а его компания отказалась от размещения акций на бирже и сделала акцент на развитие с использованием собственных средств. После того как РЖД одобрила план среднесрочного развития компании, Липатов рассказал "Ведомостям" о планах компании и ее отношениях с другими участниками рынка.
- Какова сегодня роль "ТрансТелеКома" в реформируемой железнодорожной
отрасли?
- Главные преобразования в отрасли уже произошли: создано акционерное общество
"Российские железные дороги" со 100%-ным участием государства. Единственным
акционером ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) стало ОАО "РЖД" (до создания РЖД
акционерами ТТК были 17 железных дорог. — "Ведомости"). На нашей повседневной
работе смена акционера не сказалась.
В ближайшем будущем начнется реформа связи и информатизации ОАО "РЖД". Ничего
непредсказуемого здесь не случится. Место ТТК давно определено — это оператор
связи, арендующий МЦСС (Магистральную цифровую сеть связи) железнодорожного
транспорта. В конце 2003 года компания получила положительную оценку своей
работы: наш акционер одобрил бизнес-план ТТК на 2004 — 2007 годы.
- Компания сосредоточится на оказании услуг связи железным дорогам или
коммерческим клиентам?
- ТТК создавался для реализации обеих этих функций. За время существования ТТК
ничего принципиально не изменилось. В 2003 году компания вернула своему
акционеру более 20 MUSD в виде арендной платы за использование сети.
ТТК арендует у акционера ровно столько емкости, сколько свободно в данный
момент. Мы не имеем отношения к экономической составляющей работы
технологической сети — это внутреннее дело ОАО "РЖД". Мы лишь осуществляем
эксплуатацию, обслуживание, ремонт технологической части системы на основе
договора с РЖД.
- То есть ваш бизнес-план затрагивает только арендуемую часть
телекоммуникационной сети РЖД?
- Да, только свободный сегмент сети. В то же время наша задача — привлекать
необходимые инвестиционные ресурсы для расширения емкости. На некоторых наиболее
востребованных направлениях — таких, как Северо-Западное, Южное и Восточное —
емкость каналов использована практически полностью. И мы с нашими акционерами
стоим на пороге принятия окончательного решения по выбору поставщика и в начале
реализации проекта модернизации сети по технологии DWDM, который в разы увеличит
магистральную емкость сети.
- Какая часть сети используется сегодня для технологических нужд РЖД, а какая
- для коммерческого обращения?
- Примерно 30% используется для технологических нужд, вся остальная емкость — в
коммерческом обращении.
- Как будет меняться это соотношение?
- Нарастает объем технологического трафика, растет и коммерческий.
Технологический трафик имеет безусловный приоритет, и сейчас он занимает все
большую и большую долю емкости. Поэтому совершенно необходимо увеличивать
пропускную емкость сети. Технологически и финансово мы готовы к модернизации с
использованием технологии DWDM.
- ТТК работает на арендованном фрагменте сети связи, и у компании практически
нет собственных технологических активов. В какой форме возможно привлечение
инвестиций в такую компанию, чем можно заинтересовать инвестора?
- Для модернизации сети привлекается проектное финансирование фирм — поставщиков
оборудования. Привлечение капитала без четко обозначенных задач сегодня не
является самоцелью. Наша первоочередная задача — внедрение системы DWDM. Этот
проект оценивается в 100 MUSD.
- Кто будет поставлять оборудование?
- На последний этап тендера вышли компании NEC и Huawei. Главные критерии выбора
- качество и предложенные финансовые условия.
- В какие сроки планируется завершить модернизацию сети?
- Первый этап будет полностью реализован к концу 2004 года. Он подразумевает
создание резервированного кольца на участке "граница с Финляндией —
Санкт-Петербург — Москва". Последний этап планируется завершить к концу 2005
года. Мы очень аккуратно относимся к реализации этого проекта, поскольку знаем,
что компании, установившие оборудование DWDM до нас, испытывают ряд
технологических проблем. Мы постараемся учесть их опыт.
- Расскажите об итогах деятельности компании в 2003 году.
- Консолидированные доходы группы компаний ТТК от услуг связи в прошлом году
составили около 100 MUSD. Примерно такая же сумма пришлась на доходы от
эксплуатационной деятельности и участия в строительных проектах. С общим доходом
около 200 MUSD мы выполнили доходную часть бюджета, утвержденного советом
директоров, на 118%.
- Какой план ТТК на 2004 год?
- До конца февраля совет директоров окончательно примет бюджет компании на 2004
год. Доходы от телекоммуникационной составляющей вырастут приблизительно до 150
MUSD, что напрямую связано с объемом средств, которые нам необходимо выплатить в
этом году акционерам. Величина платы за аренду МЦСС за 2003 год сейчас по
согласованию с ОАО "РЖД" корректируется, но она составит не менее 70 MUSD.
Поставлена задача оплатить аренду в 2004 году в полном объеме. Я уверен, что эта
задача будет реализована.
- Как ТТК расставляет приоритеты в работе с коммерческими клиентами?
- У нас один приоритет — клиент, который приносит прибыль компании. Мы работаем
на конкурентном рынке, но к государственному клиенту у нас существует особый
подход. ОАО "РЖД", являющееся акционером ТТК, на 100% принадлежит государству,
поэтому мы — коммерческая компания с государственным менталитетом. Мы платим
государству тем, что понимаем его нужды и проблемы и в первую очередь
откликаемся на реализацию задач, стоящих перед государственными организациями. А
в остальном мы ориентируемся на рынок.
- Где нижний предел тарифов при таком подходе? Ниже себестоимости?
- Коммерческая организация по определению так работать не может. Если услуга
оказывается ниже себестоимости, бесплатно — это уже спонсорство. Мы
предоставляем такие услуги в объемах нашего спонсорского бюджета: помогаем
больницам, детям...
А для государственных организаций и научных институтов тарифы на 10 — 15% ниже,
чем для коммерческих компаний.
- Как распределяются доходы ТТК по услугам связи?
- Сдача в аренду магистральных каналов связи приносит порядка 60% доходов,
остальное приходится на инновационные услуги связи на основе IP-технологий,
включая доступ в Интернет и организацию виртуальных частных сетей (VPN). Причем
вторая составляющая последние полтора года стремительно растет, и это полностью
соответствует рыночной стратегии компании.
- Остаются ли у компании планы по пропуску транзитного трафика Европа — Азия?
- Такие планы сохраняются. Это не столько планы компании, сколько стратегические
интересы нашего государства. Реализация евроазиатского потенциала во всех его
измерениях — транспортном или телекоммуникационном — совершенно разумный подход,
который нужно реализовывать.
Но нас на этом рынке особо никто не ждет. Это очень привлекательный бизнес, и
его надо завоевывать в конкурентной борьбе с зарубежными конкурентами. Пропуск
евроазиатского трафика требует большой и кропотливой подготовительной работы,
связанной с маркетингом. Сегодня свободная емкость МЦСС незначительна по меркам
международного транзита. Только с внедрением DWDM мы сможем выйти на необходимые
объемы. Здесь есть определенные технологические и организационные сложности, но
все они преодолимы.
- А есть ли юридические сложности — с точки зрения трансграничного соединения
и т. п. ?
- Сегодня у нас не до конца оформлены взаимоотношения с китайской компанией
China Railcom Company (CRC). Это связано с тем, что в китайской
телекоммуникационной отрасли проходят внутренние преобразования. Но под лежачий
камень вода не течет, и мы пытаемся выйти на трансграничные соединения с другими
крупнейшими операторами: ведутся переговоры, есть определенные успехи. Рано или
поздно, но евроазиатский потенциал России начнет реализовываться.
- Помимо прямого соединения с иностранными операторами для пропуска
транзитного трафика необходимы разрешения регулирующих органов...
- У нас есть весь объем необходимых лицензий. У компании существуют ограничения
по лицензиям, связанным с предоставлением голосовых услуг. Но мы их не
предоставляем и, самое главное, на этот рынок не стремимся. Мы сконцентрированы
на рынке инновационных услуг.
- Некоторое время назад у ТТК были планы по привлечению внешних инвестиций,
стратегического инвестора. Рассматривались планы преобразования из закрытого в
открытое акционерное общество. Актуальны ли такие задачи сейчас?
- Я пришел в компанию полтора года назад. Тогда это была в большей степени
строительная компания, которая только начинала телекоммуникационный бизнес. В
силу разных обстоятельств, в том числе связанных со сменой руководства
железнодорожной отрасли, компания потеряла свою прежнюю идеологию,
подразумевающую привлечение инвестиций, выход на фондовый рынок и прочие
подобные планы. Необходимо было привести идеологию к существующим реалиям.
Сегодня инвестиции нужны не как самоцель, а как средство для реализации стоящих
перед компанией задач. Преобразование в ОАО тоже не самоцель. Это дело
акционеров, и сегодня, как я понимаю, механизм принятия решений в ОАО "РЖД"
основывается на взвешенном подходе и точно соответствует нашему ритму развития.
Когда акционеры сочтут, что есть необходимость привлечения инвестиций на
фондовом рынке — я думаю, это может произойти года через два, — будут приняты
все соответствующие решения.
- То есть все запланированные инвестиции могут быть получены без привлечения
стратегического инвестора?
- Да, что само по себе большое благо для российского государства. Нет
необходимости продавать собственность, и при этом есть возможность развиваться
наиболее позитивным и понятным образом — под контролем государства, выполняя все
необходимые с точки зрения акционеров функции. Я, как руководитель компании, в
качестве главной задачи вижу обеспечение эксплуатации МЦСС. Объем грузовых и
пассажирских перевозок стремительно растет, и тяжесть все возрастающего массива
информационных, учетных, статистических, контрольных и прочих систем ложится на
магистральный сегмент сети связи железных дорог.
Возможно, когда-нибудь приоритеты изменятся. Например, акционер скажет, что
нужно произвести рыночные преобразования для привлечения средств на фондовом
рынке... К нам придут новые акционеры. Не исключаю, что их интересы будут
несколько отличаться от осуществления основной функции — предоставления
телекоммуникационных услуг для железнодорожного транспорта... Но всему свое
время.
- А какие у вас отношения с российским монополистом рынка дальней связи "Ростелекомом"?
Существует поле для сотрудничества или вы непримиримые конкуренты?
- Неверно думать, что ТТК и "Ростелеком" — компании схожие, осуществляющие одни
и те же функции. Основной бизнес "Ростелекома" — передача междугородного и
международного голосового трафика, а мы этим не занимаемся. Поэтому о какой-либо
конкуренции говорить не приходится. Что касается аренды магистральных каналов,
т. е. рынка, есть оптовые продавцы — "Ростелеком" и мы, есть спрос. Было бы
хорошо, если бы в России было не два магистральных оператора, а три и больше, но
это не очень дешевое мероприятие...
"Ростелеком" и мы смотрим на рынок под разным ракурсом. В результате этого и
складывается то ценовое предложение, которое есть на рынке.
Для реализации качественного сервиса "Ростелекому" и ТТК необходимо договориться
о взаимном резервировании на всех сегментах наших сетей. Например, на
направлении Владивосток — Хабаровск резерва нет ни у них, ни у нас. С нынешним
руководством "Ростелекома" начинает складываться конструктивный диалог.
- В последнее время звучала идея о придании какой-то особой роли ТТК в
транспортной отрасли...
- На конференции в Сочи в апреле прошлого года впервые была объявлена инициатива
компании стать интегратором телекоммуникационного пространства транспортной
отрасли. ОАО "РЖД" имеет колоссальный телекоммуникационный ресурс. ТТК является
оператором на сети связи и могла бы объединить аналогичные ресурсы смежных
отраслей транспорта. Мы активно работаем в этом направлении: заключили ряд
договоров со службами и ведомствами Минтранса, ведем переговоры с крупнейшими
морскими портами. Этот список можно дополнить таможенными, пограничными
органами, банковскими структурами, страховыми компаниями, экспедиторскими
компаниями, логистическими центрами, чья деятельность непосредственно связана с
транспортным рынком.
Еще более интересная инициатива ТТК — предложение использовать МЦСС российских
железных дорог для создания единого информационного пространства транспортного
комплекса стран СНГ. Эта инициатива нашла поддержку министров транспорта России,
Белоруссии и других стран.
- И как развивается ваше транспортное направление?
- Мы прирастаем клиентами, которые участвуют в транспортном рынке. В компании
создано коммерческое подразделение для работы с транспортным сегментом. С точки
зрения доходов оно пока незначительно, но у него, вне сомнения, значительный
потенциал роста.
- Прокомментируйте недавние заявления РТРС о планах передачи телерадиосигнала
по сетям ТТК.
- Мы осознавали целесообразность и важность пропуска части телевизионного
трафика по нашей сети и думали, что нашли отклик в руководстве РТРС. Поэтому в
конце 2003 года мы начали сотрудничество и пошли на создание пилотных проектов.
Они оказались успешными. Но потом вместо плодотворного развития сотрудничества
руководство РТРС попыталось придать делу некрасивый политический окрас. Данный
вопрос не относится к сфере компетенции руководства ТТК. Это вопрос
собственности, находящейся на балансе ОАО "РЖД", вопрос ничем не подтвержденных
обвинений в неэффективности использования ресурсов МЦСС и необходимости передачи
их части в систему РТРС. Это сложные политические вопросы, которые уводят
реальное дело от его реализации.
- Ставился вопрос о том, чтобы передать часть мощности телекоммуникационной
сети РЖД РТРС?
- Рассматривались вопросы, собирались мнения, и все участники этого рынка —
Минпечати, Минсвязи, ОАО "РЖД" и другие ведомства, чьи интересы затрагивает эта
проблема, аргументированно сказали, что предложение РТРС невозможно реализовать
по определению, поскольку нарушается целый ряд российских законов. Насколько я
осведомлен о планах руководства РТРС — они выходят за пределы своей основной
деятельности по передаче ТВ — сигнала, — эти люди демонстрируют желание
перераспределить государственную собственность. Но заявления РТРС по этому
вопросу получили в конечном итоге серьезную и аргументированную отповедь всех
инстанций.
Проект, который РТРС хотело бы реализовать, сугубо коммерческий. Есть рынок,
есть инвестиции — занимайтесь этим проектом. Не надо пытаться перераспределять
собственность.
Сегодня мы не подготовлены к передаче федерального телевизионного сигнала в
полном объеме. Ресурс нашей свободной емкости на актуальных участках стремится к
нулю. И только после увеличения пропускной способности каналов в ходе реализации
проекта DWDM такая возможность появится.
О КОМПАНИИ: ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) —
магистральный оператор связи национального масштаба — было основано в 1997 году
для строительства и эксплуатации высокоскоростной телекоммуникационной сети
железных дорог. Часть емкости используется в коммерческих целях. За три года ТТК
построил первую в России магистральную цифровую волоконно-оптическую сеть связи
такой протяженности. Ее общая длина превышает 45.000 км. Сеть соединяет 71 из 89
регионов России, в которых проживает около 90% населения страны.
Доходы группы компаний ТТК от услуг связи составили в 2003 году около 100 MUSD,
общие доходы — около 200 MUSD. Компания является 100%-ным дочерним предприятием
ОАО "РЖД". В компании работают 3200 человек.
БИОГРАФИЯ: Липатов Сергей Владимирович родился 30 мая 1962 года в Ленинграде.
Закончил Пятигорский педагогический институт иностранных языков. В 1988 года
начал предпринимательскую деятельность, возглавлял группу компаний. В 1999 году
стал заместителем начальника финансово-экономического управления Федеральной
службы налоговой полиции России. С 2001 года работал заместителем главы
администрации г. Сочи. В июне 2002 года утвержден президентом ЗАО "Компания "ТрансТелеКом".
Доктор юридических наук. Женат, имеет дочь.
© Александр Борейко, Ведомости
© СОТОВИК