Карл-Хенрик Сванберг, Ericsson: "Реструктуризация Ericsson практически завершена" / Ведомости

   Автор статьи:

<p align="justify">Кризис на рынке телекоммуникаций заканчивается так же неожиданно, как и начался три года назад. В конце прошлого года сотовые телефоны самых ходовых марок вдруг снова стали дефицитным товаром, а производители оборудования начали рапортовать о возвращении к прибыльности. Президент и генеральный директор Ericsson Карл-Хенрик Сванберг считает, что "американские горки" в отрасли остались позади и отныне рынок будет развиваться более стабильно.

- Рынок телекоммуникаций в конце прошлого года почувствовал себя лучше после нескольких лет спада. В 4Q03 Ericsson впервые за последние годы работала с прибылью. Можно ли говорить о прекращении кризиса в отрасли?
- Кризис пришел на смену необычайно сильному подъему в 90-х. Потом рынок прошел через период серьезной корректировки. Но сегодня действительно можно сказать, что кризис позади.

Сильные результаты Ericsson в 4Q03 - следствие того, что мы подошли к финальной стадии реструктуризации компании. Нам еще предстоит кое-что сделать, но по большому счету мы адаптировали уровень расходов к рыночной ситуации и начинаем вести успешный бизнес.

- В 2003 г. Ericsson уволила более 13 000 сотрудников, еще 4000 планируется уволить в нынешнем году. Когда завершится реструктуризация компании?
- В прошлом десятилетии, когда экономика была на пике, в Ericsson работали около 107 000 человек. Мы планируем сократить штат до 47 000, причем сегодня в компании реально работают всего 48 000 сотрудников. В отчетности указана другая цифра — 51 000, но на самом деле Ericsson осталось сократить лишь 1000 человек.

Кризис во многом был вызван огромными суммами, которые были вынуждены заплатить операторы за лицензии на сотовую связь третьего поколения (3G) в Европе. И операторы последние 3 — 4 года сосредоточились на сокращении размеров задолженности и увеличении денежных потоков. Но сейчас игроки рынка сфокусировались на инвестициях в будущее, которые постепенно возвращаются к нам как к поставщикам. Особенность ситуации заключается в том, что операторы, может быть, сдерживали инвестиции в развитие несколько дольше, чем следовало. И сегодня мы видим стремление наверстать упущенное.

Так что реструктуризация Ericsson практически завершена, и мы переходим к фазе роста нашего бизнеса.

- Сейчас наблюдается дефицит на рынке сотовых телефонов. Несколько лет назад Ericsson избавилась от своего подразделения по выпуску мобильных телефонов, которое было объединено с аналогичным подразделением японской Sony. Не жалеете ли вы об этом решении?
- Мы не избавлялись от этого подразделения — совсем наоборот. Ericsson вступила в стратегический альянс с Sony и учредила совместное предприятие Sony Ericsson. Еще тогда было понятно, что это стратегически удачный шаг. Сейчас видно, что это решение оказалось очень точным: мы объединили опыт и профессионализм Sony в индустрии развлечений, музыки, обработки изображений с технологиями телекоммуникаций Ericsson.

Когда СП создавалось, ситуация на рынке была очень тяжелой. Поэтому мы сразу сконцентрировали усилия на разработке телефонов GSM, где у нас были очень сильные позиции, и в 2003 г. продажи GSM-аппаратов выросли на 50%. SonyEricsson сделала крутой разворот и быстро отвоевывает лидирующие позиции на рынке GSM-телефонов в среднем и верхнем ценовых диапазонах.

В прошлом году рынок сотовых телефонов начал расти быстрее, чем кто-либо мог ожидать. В конце года этот процесс ускорился, что породило нехватку некоторых компонентов, которые используются всеми производителями. Внезапно все почувствовали, что, будь у них больше компонентов, продажи были бы намного выше. Это довольно типично для отрасли телекоммуникаций, в которой и падения, и взлеты оказываются более быстрыми и сильными, чем ожидается.

- Сети третьего поколения развиваются медленнее, чем прогнозировалось несколько лет назад. Многие обвиняют в этом производителей сотовых телефонов, которые не торопятся выпускать модели для этой технологии...

- Хочу напомнить, что планы по развитию сетей 3G составлялись в оптимистичные 90-е. Тогда казалось, что все развивается быстрее, чем раньше. Но если посмотреть на развитие 3G сейчас, когда ее разворачивают, то этот процесс зеркально повторяет ситуацию с запуском GSM в начале 90-х.

Развитие технологии требует времени. Нет телефонов — нет и рынка услуг. А если нет рынка, то нет причин для выпуска телефонов. Многие производители телефонов предпочитают подождать, пока рынок заработает в полную силу. Получается замкнутый круг. Но уже появляются первые производители (3G-трубок) — Samsung, NEC, SonyEricsson, и рынок начинает развиваться. До конца года уже 7 — 8 производителей выпустят телефоны для 3G. SonyEricsson выпустит новые 3G-телефоны через 2 — 3 недели.

- Перед запуском сетей 3G пользователи ждали, что сотовая связь станет более универсальной и телефон одного стандарта будет работать во всем мире. Уже сейчас ясно, что это не так. Можно ли ожидать, что когда-нибудь унификация сотовой связи все-таки произойдет?
- Сотовая связь действительно развивается в направлении унификации, поскольку создание новых стандартов обходится недешево. Расходы на научные разработки очень высоки, а каждое новое поколение связи настолько превосходит предыдущее по сложности, что потребность в консолидации до нескольких стандартов связи крайне важна.

Не стоит забывать, что переход от сотовой связи второго поколения стандарта GSM к третьему поколению занял 10 лет, столько же времени займет и переход от 3G на следующий уровень. Есть и промежуточные шаги например переход от GSM к GPRS, но крупные вехи в развитии занимают по крайней мере 10 лет. Но посмотрите: еще пять лет назад на рынке были стандарты GSM, TDMA, CDMA, PDC и др. , а сейчас мы имеем дело всего с двумя путями развития технологии — UMTS (WCDMA) и CDMA2000. От 5 — 6 стандартов мы пришли к двум. И я не удивлюсь, если лет через 10 — 15 произойдет объединение этих двух направлений. Впрочем, уже сейчас технологии CDMA2000 и UMTS настолько похожи друг на друга, что мы в Ericsson используем для них одни и те же опорные сети, одно и то же программное обеспечение для сервисных приложений, единую аппаратную платформу.

- Некоторые эксперты считают, что в Европе сейчас построена избыточная телекоммуникационная инфраструктура и на рынке оборудования будут пользоваться спросом только решения, направленные на сокращение издержек, например энергосберегающие технологии. Как будут развиваться телекоммуникации в развитых странах мира?
- Сто лет назад начальник патентной службы одной из развитых стран сказал, что патентные бюро пора закрывать — все значимые изобретения уже сделаны и регистрировать больше нечего.

Я считаю, что мы находимся в самом начале нового витка развития телекоммуникаций. Сегодня для многих мобильный телефон — лишь аппарат для голосового общения. Его использование будет расти по мере того, как телефон будет осваивать новые функции. Сегодня SonyEricsson продает больше телефонов со встроенными фотоаппаратами, чем сама Sony — фотоаппаратов. В некоторые модели встроены музыкальные mp3-плейеры, но пока они могут хранить не больше одного музыкального диска, а загрузка музыки в телефон может занимать минуту. А с технологией 3G загрузка займет около 10 секунд, и такой телефон может хранить несколько десятков музыкальных альбомов. Для деловой аудитории сотовый телефон становится инструментом ведения бизнеса. В телефоне появляется, например, возможность получения электронной почты и многое другое. Поэтому телекоммуникации будут развиваться не только на рынках, где еще не полностью удовлетворен спрос на услуги связи, как, например, в России, Индии, Китае, но и на рынках с высокой степенью насыщения, где рост будет идти не за счет увеличения количества пользователей, а за счет использования новых технологий — в Европе, США и т. д.

- Ожидаете ли вы, что сотовый телефон вытеснит всю прочую бытовую электронику, в том числе и домашний компьютер?
- Сейчас в бытовой электронике есть два диаметрально противоположных течения. С одной стороны, идет объединение технологий в мобильных телефонах. Но это может быть и телефон с встроенным фотоаппаратом, и фотоаппарат с встроенным телефоном. У телефона шансы выше потому, что вам всегда нужно средство связи с людьми. Но в то же время существует и другая тенденция: сами телефоны становятся более специализированными. Вы можете сравнить их с часами. Сто лет назад в газетах писали, что часы — величайшее изобретение и каждой семье следует иметь их у себя дома. В те времена обычно в каждом населенном пункте были лишь одни часы — на башне. Позднее у всех появились личные часы, а сейчас их встраивают во все устройства — в плейеры, фотоаппараты и т. д. Точно так же будут сотовые телефоны и будут телефонные карты в персональных компьютерах. Устройства мобильной связи встроят в легковые и грузовые машины, ведь владельцы, например, служб грузоперевозок хотят знать, где находятся их машины, когда необходимо провести техобслуживание и т. д.

Так что мы видим сосуществование двух тенденций: телефоны становятся все более полифункциональными, тогда как другие технические средства, используя преимущества мобильной связи, встраивают телефон в себя.

- И все это должно вызвать рост трафика в сетях?
- Объем трафика удваивается каждые три года, и эта закономерность работает уже давно.

- Раньше вы работали в других отраслях. Как вам нравится в индустрии телекоммуникаций?
- Наверное, это самая захватывающая и увлекательная из всех отраслей, какие я знаю. И очень конкурентная.

В Ericsson работают 47 000 сотрудников, из них 17 000 занимаются научно-исследовательской работой — это магистры и доктора наук. Операторы принимают критически важные решения — сколько вложить в приобретение и развитие той или иной технологии, и, чтобы предложить лучшие решения, мы привлекаем самых лучших людей.

- Швеция известна во всем мире благодаря развитой системе социального обеспечения и высоким налогам. Как вы к ним относитесь?
- Давайте согласимся, что всегда и везде, какими бы налоги ни были, люди будут думать, что эти налоги слишком велики. Никто никогда не признает, что уровень налогов является подходящим или тем более низким. Но для работы общественной системы необходимы инвестиции.

Швеция отстроила систему социального обеспечения, которую мы все поддерживаем: все согласны, что престарелым необходима забота, школы должны давать хорошее образование в школах, что нужна хорошая система здравоохранения. Все это даже не обсуждается.

Но мы подошли к пониманию того, что Швеция — это страна, где налоговая нагрузка одна из самых высоких в мире и экономика растет не так быстро, как нам бы хотелось. Так что теперь важно создать систему, при которой у людей есть стимулы для конкуренции, для принятия на себя рисков.

К тому же сейчас наблюдается тенденция к выравниванию уровня налогов между странами. Поддерживать высокий уровень налогообложения опасно: люди переедут туда, где налоги ниже. А сегодня границы открываются не только внутри Европы, но и в других частях мира тоже. Так что некоторые изменения в Швеции неизбежны. У нас не все налоги чрезмерно высоки — налоги на бизнес в стране приемлемы. Но самые высокие налоги должны быть скорректированы. Иначе мы перерубим сук, на котором сидим.

Компания Ericsson была основана в 1876 г., когда Ларс Магнус Ericsson открыл мастерскую по ремонту телеграфного оборудования. В 1881 г. Ericsson получил заказ из Петербурга на изготовление небольшой партии телефонов, а в 1897 г. в Санкт-Петербурге была открыта телефонная фабрика Ericsson.

Сегодня клиентами компании являются 10 крупнейших мировых операторов сотовой связи, а через системы производства Ericsson проходят 40% всех звонков по мобильной связи. В России Ericsson поставляет решения крупнейшим сотовым операторам — "Мобильным ТелеСистемам", "ВымпелКому" и "МегаФону", компании "Межрегиональный Транзит Телеком", предприятиям холдинга "Связьинвест" и МГТС.

В 4Q03 чистая прибыль компании составила 13,6 MUSD, а объем продаж — 4,94 млрд USD. По итогам 2003 г. чистый убыток Ericsson составил 1,47 млрд USD, объем продаж — 16,9 млрд USD.

Карл-Хенрик Сванберг родился в шведском городе Пориус в 1952 г. Получил степень магистра в Технологическом институте г. Линчоппинг и степень бакалавра в области бизнес-администрировании Университета г. Упсала в Швеции. С 1977 по 1985 г. работал в различных странах, занимаясь экспортными операциями для компании Asea Brown Boveri. С 1986 по 1994 г. — на различных руководящих должностях в компании Securitas, которая является мировым лидером в области систем безопасности. В 1994 г. перешел в Assa Abloy Group на должность президента и генерального директора. В апреле 2003 г. Карл-Хенрик Сванберг занял кресло президента и генерального директора компании Telefonaktiebolaget LM Ericsson. Сванберг обладает значительным личным капиталом, сразу после перехода в Ericsson он приобрел пакет акций компании на 11 MUSD.

© Роман Дорохов, Ведомости

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх