Алексей Гольцов, МГТС: "Москвичи готовы платить за телефон даже больше"

   Автор статьи: Анастасия Голицына

Для гендиректора МГТС Алексея Гольцова настали трудные дни. Компании наконец-то удалось ввести с 1 февраля повременную оплату телефонных разговоров в столице, однако количество недовольных этой мерой оказалось велико. Гольцов говорит, что готов обсуждать введение социальных тарифов для малообеспеченных семей. Вряд ли это отразится на росте доходов компании ? из трех вариантов тарифных планов более половины москвичей выбрали прежний безлимитный тариф, добровольно согласившись на почти двукратное увеличение абонентской платы. В интервью "Ведомостям" Гольцов рассказал, как повышенные доходы позволят компании реализовать проект замены аналогового оборудования цифровым.

- Как получилось, что московские тарифы на услуги телефонной связи оказались самыми высокими в стране?
Изначально московские тарифы не были самыми высокими из всех утвержденных Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Были и выше. Но региональные операторы, принимая уже собственное решение в утвержденных рамках, снизили ставку безлимитного тарифа — у каждого региона были свои резоны. МГТС же установила для своих абонентов именно те тарифы, которые ей утвердила ФСТ. У такого решения несколько причин. Во-первых, мы считаем, что социальным является комбинированный тариф 229 руб. в месяц — это всего на 29 руб. больше прежней абонентской платы, при том что количество [включенных в тариф] минут (370 минут в месяц. — "Ведомости") сопоставимо со средней разговорной активностью абонентов. А безлимитный — это комфортный тариф, который, с одной стороны, включает неограниченное пользование услугой, а с другой — позволяет планировать семейный бюджет.

Во-вторых, Москва — это самый богатый город России с самым высоким доходом на душу населения. Как показало проведенное нами исследование, психологически большинство москвичей готовы платить за городской телефон даже больше — примерно 450 руб. в месяц. Абоненты МГТС платят в том числе и за те дополнительные возможности, которые им дает пользование нашей сетью. Например, они могут делать местные звонки более чем на 6 млн номеров. В регионах ситуация другая: значительная часть звонков — зоновые, междугородные с соответствующей стоимостью, более высокой, чем звонки внутри местной сети. Наконец, по расчетной методике ФСТ величина безлимитного тарифа составляла изначально 569 руб., а мы считали правильным 380 руб. Этот тариф в результате и приняла ФСТ.

- Тем не менее рост тарифов вызвал недовольство правительства Москвы. Как складываются отношения компании со столичной мэрией сегодня?
МГТС всегда была знаковым городским объектом, поскольку ее деятельность затрагивает жизнь практически каждого москвича. Первые планы по введению повременки, которые, к слову, начали обсуждаться еще в 90-х гг., вызывали резко негативную оценку со стороны мэрии. Дело доходило до того, что первые лица города лично выходили на митинги протеста. Происходило это всегда на стадии обсуждения новых правил, которые после таких бурных дебатов просто не вводились. В результате Москва стала одним из последних российских регионов, подошедших к смене привычной абонентской платы на новую систему тарифных планов. Произошло это тогда, когда выбора уже не было — делать или не делать. Потому что введение повременки продиктовано законом.

Так что негативная реакция городских властей была предсказуема, и поэтому мы включили в цепочку согласования тарифов правительство Москвы, хотя формально этого не требуется. Мы понимали, что не согласовать с городом [тарифы] будет неправильно. Тарифы были согласованы, причем отдельно оговорены условия оплаты для бюджетных организаций, которым по рекомендации правительства был установлен льготный тариф. Такой тариф есть только в Москве.

А потом вдруг через два месяца — и это было для нас неожиданным — началась невероятная шумиха вокруг компании и ее действий. Ощущение складывалось такое, что вся реформа отрасли — злой умысел московского оператора. И все это происходило в самый разгар выбора тарифных планов.

- Изменится ли ваша позиция в отношении размеров тарифных планов в перспективе?
В отношении тех тарифных планов, которые были введены, — нет. Их размеры были согласованы и будут меняться только тогда, когда придет время их индексации. Но на прошлой неделе мы получили предложение правительства Москвы об установлении так называемого социального тарифа для малообеспеченных москвичей, тех, кто получает субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, — это около 5% населения Москвы, а также о выделении социально значимых телефонных номеров, звонки на которые должны тарифицироваться минимально или вообще быть нетарифицируемыми, например звонки на "телефоны доверия". Поскольку это уже конкретный разговор, а не эмоции, мы готовы поработать над этой задачей. Ее решение потребует согласования с ФСТ и налоговыми органами. Но мы уже начали расчеты и надеемся довести эту работу до конца.

- Готова ли компания своевременно рассылать счета в 4,3 млн московских квартир? Достаточно ли защищены абоненты МГТС от ошибок и сбоев в работе биллинговой системы?
Мы достаточно долго готовили оборудование и технологические процессы к тому, чтобы вовремя выставлять счета. И уже к декабрю 2006 г. их получали более 2,8 млн наших абонентов, воспользовавшихся услугами внутризоновой связи, т. е. позвонивших на федеральные номера мобильных операторов, вызовы на которые стали платными с 1 июля 2006 г. Что касается биллинговой системы, то в ее надежности мы уверены и никаких дополнительных инвестиций на сегодня в ее модернизацию не планируем. Она абсолютно надежна, проверена и сертифицирована. Технические сбои в биллинге достаточно редки. Если и случаются ошибки в выставлении счетов, в 99% случаев они связаны с человеческим фактором. Мы понимаем, что на первом этапе привыкания к новой системе у абонентов МГТС могут возникать вопросы относительно правильности наших расчетов. Но, позвонив на телефонный узел, абоненты могут запросить подробную распечатку разговоров на свой ящик электронной почты. А если зайти в раздел "Личный кабинет" на сайте МГТС, то можно не просто получить общее представление о разговорной активности, но и изучить подробную информацию о каждом звонке.

- Некоторые абоненты недовольны тем, что получили счета не по тому тарифу, который выбрали. Почему это произошло?
МГТС продлила время выбора тарифных планов на первые 10 дней марта. Этой возможностью воспользовались около 1 млн абонентов. Мы предупреждали, что все абоненты, не выбравшие тарифный план в феврале, получат счет за этот месяц по безлимитному тарифу. Но тем из них, кто выберет комбинированный или повременный тарифный план в дополнительно отведенное время до 10 марта, мы сделаем в следующем месяце перерасчет.

Тем не менее, получив счета на 380 руб., абоненты начали обращаться к нам за разъяснениями. Чтобы снизить наплыв абонентов, мы предложили москвичам подавать свои заявки и претензии по телефону горячей линии. Каждая такая заявка будет приравниваться к письменному заявлению абонента и рассматриваться в течение пяти дней. Кроме того, срок оплаты февральского счета увеличен на четыре недели. Так что есть время и возможность спокойно разобраться в ситуации.

- Рост доходов позволит МГТС вложить деньги в реконструкцию сети. Когда завершится замена аналогового оборудования цифровым?
Цифровизация МГТС — это масштабный и очень сложный для столицы проект, который компания начала два года назад. Сейчас в Москве около 42% цифровых АТС, причем в год мы переключаем более 500 000 абонентов. Это серьезный темп для столицы, в которой постоянная телефонная связь требуется правительственным учреждениям, управленческим организациям. Общий объем инвестиций в цифровизацию МГТС в период с 2005 по 2011 г. мы оцениваем в 1,6 USD млрд. Ежегодно компания инвестирует в развитие около 250 MUSD, и более половины этой суммы направляется на модернизацию сети.

- Какая часть абонентов МГТС сейчас пользуется номерами в новом коде 499?
В Москве уже более 270 000 абонентов с нумерацией в коде 499. В ближайшие два года мы переведем еще около 1,3 млн. Спрогнозировать дальнейшие перспективы затрудняюсь, потому что распределением нумерации занимается Федеральное агентство связи.

- Как повлиял введенный в прошлом году операторами сотовой связи принцип "платит звонящий" на бизнес МГТС?
Компания получила за III квартал 2006 г. 15 MUSD. Значительную часть этой суммы мы отдаем сотовым операторам. Рентабельность услуги составляет порядка 24%.

- Планирует ли МГТС оказывать конвергентные услуги совместно с "Комстар-ОТС" и другими "дочками" АФК "Система"?
Из дополнительных услуг наиболее востребованы широкополосный доступ в Интернет по технологии ADSL, предоставление телевизионных, контентных услуг, видео по запросу. Сейчас готовятся несколько новых совместных проектов с компаниями "Системы Телеком". В декабре мы с МТС запустили услугу "Мобильный домашний". Кроме того, мы предоставляем такие дополнительные услуги, как цифровой определитель номера, горячие линии, переадресация, конференц-связь. Высокой популярностью пользуются справочные услуги службы "009". Все дополнительные услуги, включая широкополосный доступ, составляют около 10% выручки компании.

- Какие факторы повлияют на выручку МГТС в этом году кроме роста тарифов?
Во-первых, предоставление технологического ресурса для оказания широкополосных услуг. Во-вторых, мы ожидаем роста выручки от услуг доступа к международной и междугородной связи: компенсационная надбавка, утвержденная для нашей компании, — 0,37 руб. за каждую минуту междугородного или международного звонка абонента МГТС. И третье — это доходы, ожидаемые от предоставления услуг на межоператорском рынке.

- Как продвигается программа МГТС по снижению затрат? Действительно ли вы собираетесь продать часть принадлежащих МГТС зданий?
Сокращение затрат — это основные цели компании на ближайшие годы. Значительно снизить расходы позволит уменьшение штата компании — до окончания реконструкции сети мы планируем сокращать около 1000 человек ежегодно. Кроме того, снижение затрат напрямую связано и с самой реконструкцией сети — цифровое оборудование физически занимает гораздо меньше места, чем аналоговое. Это дает нам возможность в перспективе освободить часть принадлежащих МГТС зданий. Но цифровизация — крайне дорогостоящий проект. Мы разработали целевую программу использования освобождающихся площадей. Объекты будут реконструированы и выставлены на продажу. Сейчас мы находимся на этапе подготовки проектной документации для этого проекта. Всего в целевой программе находится 114 объектов, но говорить о конкретных цифрах можно будет только после того, как будут подготовлены бизнес-планы по реализации каждого здания.

- Планирует ли МГТС выплатить в этом году акционерам дивиденды за 2006 г.?
В случае если акционеры примут решение о выплате дивидендов, то мы их выплатим. Если будет другое решение, то средства пойдут на развитие компании, что позволит повысить ее капитализацию, увеличить доходы. В любом случае акционеры внакладе не останутся.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх