Алексей Гольцов, МГТС: "МГТС не зарабатывает на смене тарифа"
Московская городская телефонная сеть не планирует зарабатывать на смене тарифов. Если абоненты будут постоянно менять тарифные планы, компании просто будет сложно выставлять им счета, говорит генеральный директор МГТС Алексей Гольцов. Господин Гольцов рассказал газете ВЗГЛЯД об итогах кампании по введению трех тарифных планов, бесплатных звонках на мобильники и причине интереса чиновников к МГТС в предвыборный период.
- Алексей Валентинович, каковы итоги кампании по введению трех тарифных планов?
- Думаю, основным итогом можно назвать окончательный переход на новый порядок расчетов за услуги связи по всей стране. Причем москвичи оказались самыми активными участниками этого процесса — к 10 марта больше 80% наших абонентов сделали свой выбор.
"Потребность абонентов в дополнительных услугах применительно к домашнему телефону нам еще только предстоит сформировать" для нас, и для абонентов первые месяцы после введения новых правил оказались очень непростыми. Полностью изменилась привычная схема взаимодействия оператора местной связи и его клиентов. Это вызвало шквал вопросов: шла адаптации к новому порядку расчетов, к форме выставляемых счетов. Только в мае компания вошла в штатный режим работы.
Если говорить о результатах выбора в цифрах, то на безлимитном тарифе остановилось более половины абонентов, 22% абонентов выбрали комбинированный тариф, оставшаяся часть — около 24% абонентов — предпочла повременный. В течение последующих двух месяцев статистика существенно не менялась, и на сегодня цифры с небольшими флуктуациями остаются на прежнем уровне. Окончательные итоги сможем подвести к концу года. Поскольку теперь у абонентов есть возможность ежемесячно менять свой тарифный план, думаю, еще сработает фактор сезонности — будет лето, отпуска, люди поедут на дачи и могут сменить тариф, если сочтут это нужным.
- К чему может привести введение бесплатных звонков на мобильные на безлимитном тарифе?
- В течение последних нескольких лет Министерство связи провело огромную работу по изменению системы взаиморасчетов как между абонентами и операторами, так и в части межоператорских расчетов. Прошло всего несколько месяцев, как были введены и реализованы регуляторные изменения. Мы только начали играть по новым правилам, определенным новым законодательством. Если порядок планируется изменить — допустим, будет принято решение о включении стоимости звонков на федеральные номера мобильных операторов в безлимитный тариф, — то это, безусловно, потребует значительных изменений в существующем порядке взаиморасчетов. Вопрос потребует дополнительной проработки как со стороны соответствующих подразделений профильных министерств, так и со стороны участников рынка.
- Не пугает ли вас обилие предложений по организации работы МГТС со стороны чиновников? Нет ощущения, что многие меры непродуманны?
- Не пугает. С точки зрения ведения бизнеса и работы с нашими абонентами мы сможем обеспечить любой порядок взаиморасчетов, какую бы услугу дополнительно регулятор ни внес в тот или иной тариф.
- Тарифы вырастут?
- В принципе все это может привести к увеличению тарифа, поскольку в себестоимость услуги будут заложены те затраты, которые компания несет при оказании услуг зоновой связи. Напомню, что львиную долю в стоимости звонка с фиксированного на мобильный телефон — от 95 копеек до 1,03 рубля в зависимости от способа передачи трафика из 1,5 рублей за каждую минуту — составляет компенсация сотовым компаниям. Но об этом можно будет говорить после того, как будут реально представлены проработанные предложения по изменению порядка взаиморасчетов. В ближайшее время мы не планируем подготовку каких-либо предложений по изменению тарифных планов.
- Считаете ли вы справедливым бесплатную смену тарифного плана один раз в месяц?
- МГТС никогда не планировала и не планирует зарабатывать на смене тарифного плана нашими абонентами. Мы объявили о том, что абонент может бесплатно сменить тарифный план один раз в месяц, еще до того, как аналогичную позицию заявило Министерство связи. Другое дело, что в течение тех месяцев, когда шла кампания по выбору новых тарифных планов, часть наших абонентов меняла тарифы по 5-6 раз в месяц. Для абонентов, как мы полагаем, экономической целесообразности при неоднократной смене тарифного плана в течение одного месяца быть не может. А для МГТС выставление счетов таким абонентам значительно усложняется. Те 230 рублей, которые берутся за смену тарифа более одного раза в месяц, связаны именно с такого рода ситуациями.
- Как проходит кампания по выбору альтернативного оператора дальней связи?
- В прошлом году были введены изменения, связанные с демонополизацией дальней связи. Появились новые операторы, предлагающие услуги междугородной и международной связи, которые раньше оказывал только Ростелеком. Новый закон предполагает, что данными услугами можно воспользоваться либо в режиме hot-choice (выбор при каждом вызове), когда абонент при каждом звонке после восьмерки должен набрать код доступа к сети одного из операторов дальней связи, затем код страны, города и номер абонента, либо в режиме pre-select. Такой режим предполагает предварительный выбор, когда абонент заранее определяет оператора. В таком случае код оператора не набирается.
Как вы знаете, традиционно абоненты МГТС звонили в другие города и страны через Ростелеком. Даже в прошлом году после демонополизации рынка дальней связи они оставались по умолчанию на обслуживании этого оператора. В настоящее время в МГТС проводится работа по обеспечению технической возможности каждому абоненту, у которого в договоре не определен один оператор в режиме pre-select, сделать выбор оператора в режиме hot-choice. Мы планируем закончить эту работу уже к концу этого года. А дальше — выбор за абонентом.
Если абонент захочет изменить порядок, то должен будет написать соответствующее заявление по выбору оператора дальней связи. Однако, чтобы упростить эту процедуру, мы заключили с двумя операторами — МТТ и Ростелеком — агентские соглашения. В результате клиенту достаточно один раз набрать установленный телефонный номер, чтобы определить оператора, чьими услугами он хотел бы пользоваться (у каждого оператора он свой). В течение трех дней абоненту будет предоставлена возможность осуществлять звонки через выбранного оператора.
- Обращались ли абоненты в суд на МГТС по поводу тарифов, которые многие считают завышенными?
- На сегодняшний день было только одно исковое заявление от нашего абонента. Оно касалось правомерности применения тех тарифов, которые мы утвердили, а также правомерности применения тарифа за использование абонентской линии (125 рублей). В первой декаде мая Кунцевским районным судом было принято решение об отклонении данного иска.
Деятельность МГТС в части предоставления услуг связи жестко регулируется государством. Условия и тарифы определены Федеральной службой по тарифам. Поэтому все нововведения для абонентов продиктованы требованиями закона и строго соответствуют ему. Иначе и быть не может. Отсутствие судебных исков в отношении МГТС показывает, что абоненты это понимают.
- Почему взимается плата за использование линии?
- Эти 125 рублей определены как плата за использование абонентской линии, которая подведена непосредственно к каждому из наших абонентов. Обслуживание абонентской линии всегда входило в себестоимость услуг связи, только раньше, до введения трех тарифных планов, структура стоимости услуги была непрозрачной. Регулятор принял решение выделить эти затраты в отдельную строку.
- Чем вы объясняете пристальный интерес к любым действиям компании со стороны чиновников, депутатов, политиков?
- Я не вижу здесь ничего странного, поскольку МГТС оказывает услуги более чем 4 млн. абонентов в столице нашего государства. Среди наших абонентов как обычные жители, так и сотрудники правительственных учреждений, ведомств, представители бизнеса. Поэтому в период, когда проводятся серьезные регуляторные изменения в сфере услуг связи, мы ощущаем на себе самое пристальное внимание с разных сторон. По нам сверяют всё: порядок введения изменений, возможные упущения, издержки и так далее.
- Это связано с предвыборным периодом?
- Сказать, что выборы никак не повлияли на возросший общественный интерес к деятельности МГТС, наверное, нельзя, хотя и преувеличивать этот фактор не стоит. Я думаю, что здесь наложилось одно на другое. Судите сами: любое громкое заявление малоизвестного деятеля на такую актуальную тему, как три тарифных плана, обречено на многократное дублирование в прессе, даже при невнятной позиции и в отсутствие достаточной компетенции. Практика реализации трех тарифных планов в других регионах показывает, что можно было обойтись и без истерии. Это в первую очередь привело к дезориентации потребителей.
Хотя по результатам введения тарифных планов можно сделать такой вывод: раз 84% абонентов свой выбор сделали самостоятельно, а на протяжении следующих месяцев его не изменяли, значит, несмотря ни на какие заявления, выбор был осознанным и разумным.
- Как продвигается процесс модернизации городских сетей?
- Программа переключения наших абонентов на новые цифровые технологии проходит без сбоев. С каждым годом мы бьем свои рекорды, поднимая планку темпов реконструкции: 300-400 тыс. абонентов за год на первых порах, 500 тысяч в прошлом году, в 2007-м планируем переключить уже более 600 тысяч. Это беспрецедентный для России опыт! Программа окончательно будет реализована к 2012 году с минимальными издержками для наших абонентов.
При проведении модернизации мы также решаем важную социальную проблему — распаривание телефонов. В 2007 году на отдельную линию будут переведены более 90 тыс. спаренных абонентов.
- Каков оборот компании за 2006 год? Как повлияло на финансовые результаты введение платных звонков на мобильные номера по принципу "платит звонящий"?
- Выручка МГТС за 2006 год составила 21,59 млрд. рублей. Что касается изменения выручки от введения принципа "платит звонящий", то МГТС получила дополнительно порядка 33 MUSD. Однако для компании этот бизнес низкомаржинальный. Практически всю выручку мы перенаправляем операторам мобильной связи, наша доля минимальна.
- Как отражается конфликт интересов акционеров МГТС ("Комстар-ОТС" и "Связьинвест") на деятельности компании?
- Я не вижу противоречия интересов у наших акционеров, по крайней мере в части операционной деятельности. Если мы говорим о развитии компании, то наши акционеры заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, компания была способна генерировать достаточный для своего развития денежный поток, с другой стороны, обеспечивала абонентам качественные услуги связи. Здесь никаких расхождений нет, ни в тактике, ни в стратегии.
- Дивиденды в этом году будете выплачивать?
Совет директоров ОАО "МГТС" принял 23 мая решение утвердить рекомендуемые собранию акционеров компании дивиденды по итогам 2006 года. Всего на выплату дивидендов планируется направить более 1,3 млрд. рублей. Такой объем дивидендов является максимальным из тех денежных средств, которые когда-либо направлялись акционерами ОАО "МГТС" на выплату дивидендов по всем типам акций компании. Но окончательное решение о выплате дивидендов за прошлый год — за акционерами.
- Расскажите о создании единого номера 112 экстренных служб реагирования.
- Уже в 2008 году все абоненты на территории России получат возможность звонить по единому номеру в любой экстренной ситуации: пожар, чрезвычайное происшествие и др. Единый номер позволит оперативно реагировать на обращение каждого жителя. Для этого будет проведен целый перечень технических и организационных мероприятий. Одним из них для МГТС стало освобождение индекса 112, в рамках которого все московские абоненты, чей номер начинался с этих цифр, были переключены на новую нумерацию.
- Есть ли услуги, облегчающие обратную связь абонента с компанией?
- Мы неоднократно говорили о том, что стремимся минимизировать количество поводов, по которым абоненту необходимо идти на телефонный узел. Для этого на сайте компании работает услуга "Личный кабинет". Практически в 90% случаев абонент сможет получить ответы на свои вопросы в "Личном кабинете", а также самостоятельно определить перечень получаемых от МГТС услуг, выбрать способ оплаты, посмотреть данные на его текущем счету и пополнить свой счет. Кроме того, абонент может с помощью "Личного кабинета" контролировать свою разговорную активность. Для получения доступа к услуге достаточно один раз приехать на телефонный узел и получить ПИН-код для доступа в "персональный кабинет".
- Абоненты МГТС интересуются новыми услугами компании?
- По большому счету потребность абонентов в дополнительных услугах применительно к домашнему телефону нам еще только предстоит сформировать.
На сегодня мы реализовали целый перечень дополнительных услуг для абонентов. Наиболее популярны из них цифровой АОН и переадресация и удержание вызова (оговорюсь, что в данном случае не принимаю во внимание услуги широкополосного доступа в Интернет под брендом "СТРИМ"). Продвижение цифровых услуг зачастую тормозится неполной цифровизацией сети и требованиями, предъявляемыми к телефонным аппаратам. Чтобы привлечь внимание абонента к новым услугам, надо и сформировать спрос на них, и преодолеть стереотип, сложившийся в отношении возможностей привычного домашнего телефона. Задача нетривиальная. Но мы с ней справимся.
© СОТОВИК