Олег Якимчук, Telenor: "Обслуживание 'чужого' абонента должно быть выгодно оператору и не приводить к перегрузкам в работе сети"

   Автор статьи:

Украинский рынок сотовой связи вплотную подошел к этапу, когда все без исключения абоненты смогут пользоваться новыми услугами, к предоставлению которых операторов стимулируют на законодательном уровне. Однако при несомненной выгоде для потребителей введение новых услуг может вызвать переток абонентов между операторами. О том, поменяется ли в ближайшем будущем расстановка сил на рынке сотовой связи, корреспонденту Дмитрию Шепелю рассказал заместитель главы представительства Telenor на Украине Олег Якимчук.

- В июне Верховная рада приняла изменения в закон "О телекоммуникациях", которыми впервые вводится норма о портативности номера. Это дает право абонентам сотовых компаний переходить на обслуживание в сеть другого оператора с сохранением предыдущего номера. Закон не был подписан президентом Украины, тем не менее как, на ваш взгляд, может поменяться расстановка сил на рынке с началом миграции абонентов между сетями?
- Так называемая портативность номера широко распространена во многих европейских странах и позволяет абонентам выбирать услуги оператора, наиболее соответствующие их пониманию критерия "цена/качество". На мой взгляд, после введения данной услуги расстановка сил на украинском рынке мобильной связи существенно не изменится и операторы, предоставляющие набор качественных и доступных услуг, своих абонентов не потеряют. Просто за счет новых маркетинговых стратегий, более привлекательных тарифных планов между операторами ужесточится конкуренция за существующих абонентов. К слову, появление IP-телефонии, позволяющей пользователям получать услуги связи за существенно меньшие деньги, не привело, как многие ожидали, к ее тотальному доминированию.

- Упомянутый выше закон содержит также норму о введении услуги национального роуминга. Таким образом у абонентов появляется возможность получать услуги в сетях других операторов в пределах Украины. Но для этого между участниками рынка должно быть подписано соглашение, определяющее условия доступа операторов так называемого "второго уровня" в сети компаний "Киевстар" и UMC. Как в этом случае обеспечить баланс интересов всех сторон, ведь два ведущих оператора инвестировали в построение своих сетей значительные средства?
- Для решения споров между операторами существует Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) и Антимонопольный комитет. В их компетенцию входит решение тех вопросов, которые не могут между собой решить участники рынка. Операторы, которые пришли на рынок десять лет назад и вложили в развитие сетей большие средства, не должны пострадать. Их основной задачей является предоставление качественных услуг своим, уже существующим абонентам. Поэтому в первую очередь основой для подписания подобных соглашений должна быть экономическая целесообразность. Обслуживание чужого абонента должно быть выгодно оператору и не приводить к перегрузкам в работе сети. Думаю, эти два критерия будут определяющими.

- Недавно Киевским апелляционным хозяйственным судом был продлен запрет на проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности "Киевстара", инициированный аффилированным с российской "Альфа-Групп" миноритарным акционером "Сторм". Вследствие этого Telenor, которому принадлежит 56,5% акций "Киевстара", по-прежнему не может включать финансовые показатели компании в свою консолидированную отчетность. Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
- Судебные запреты уже нанесли прямой финансовый ущерб "Киевстару", которому пришлось выплатить неустойку держателям еврооблигаций. Мы считаем судебный запрет несправедливым, поэтому добиваемся его отмены. На мой взгляд, прозрачность принятия судебных решений при рассмотрении подобных вопросов будет очень важна с точки зрения привлечения инвестиций в украинскую экономику. Telenor, в свою очередь, готов существенно увеличить инвестиции, но для этого мы должны видеть, что на Украине созданы безопасные условия для их размещения.

- Какие варианты решения корпоративного конфликта с "Альфа-Групп" вы рассматриваете? Возможен ли обмен активами?
- Для того чтобы провести обмен или разделение активов, нужно для начала сесть за стол переговоров. Но в течение уже более двух лет нам так и не удалось провести переговоры с представителями "Альфа-Групп". Диалог вынужденно ведется при помощи судебных решений. Если же идет расчет на то, что Telenor продаст свои активы и уйдет с рынка, то он не оправдается.

- В этом месяце главный советник президента Telenor Торстейн Моланд стал членом консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций при президенте Украины. Можно ли утверждать, что это будет способствовать укреплению позиций Telenor на украинском рынке?
- Участие в консультативном совете мы рассматриваем как возможность указать на недостатки в инвестиционном климате страны. От имени иностранных инвесторов на примере нашей компании мы бы хотели объяснить, как себя чувствуют инвесторы на Украине, и попытаться изменить общее отношение к ним со стороны всех ветвей власти. Что же касается укрепления позиций... Telenor входит в десятку крупнейших телекоммуникационных операторов мира, и наш опыт работы в 13 странах, в том числе десятилетний опыт инвестирования в экономику Украины, говорят сами за себя.

- Почему, на ваш взгляд, на украинском рынке сотовой связи, за исключением Telenor, до сих пор не представлены крупнейшие европейские операторы, такие как Vodafone или T-Mobile? Насколько вероятен их выход на рынок, в том числе за счет покупки уже существующих операторов или альянса с "Укртелекомом"?
- Причиной отсутствия больших операторов является множество факторов, основной из которых — насыщенность рынка. Выходить на рынок нужно было минимум пять лет назад. Сегодня для того чтобы составить конкуренцию существующим операторам, необходимы значительные капиталовложения. Важным фактором также является отсутствие свободных частот для новых операторов, не говоря уже о существующих. В этой ситуации наиболее простым способом является покупка одного из операторов, уже имеющего лицензию. Я не знаю, какие переговоры ведутся между Vodafone и "Укртелекомом", но такой вариант в принципе возможен, ведь у госоператора есть лицензия на 3G.

- Как сейчас происходит обсуждение регуляторных актов в отрасли связи? Привлекают ли к этому участников рынка?
- Решения, которые принимаются НКРС, должны быть прозрачными, недискриминационными и предсказуемыми. Естественно, они должны обговариваться с участниками рынка. На моей памяти за годы работы НКРС всего один раз происходило открытое обсуждение. Это было в 2004 году, когда комиссия только формировалась. Был составлен список из 20 человек, которых участники рынка хотели бы видеть в составе НКРС. Из них нужно было выбрать восемь человек и рекомендовать их президенту Украины для назначения членами комиссии. После этого я не могу привести примеров открытого обсуждения проектов решений НКРС или когда бы собирались слушания в профильном парламентском комитете.
Вообще, при формировании Национальной комиссии по вопросам регулирования (заметьте, регулирования, а не управления) связи государство должно опираться на мнение участников рынка и делать акцент на профессионализме и авторитете кандидатов. Такой подход принесет позитивные результаты и операторам, и абонентам. При этом замечу, что в странах с развитыми рынками телекоммуникаций уже всерьез обсуждается вопрос о снижении регуляторного влияния путем создания механизмов саморегулирования.

- Вопрос с выдачей лицензий на 3G-связь до сих пор не решен. Как вы собираетесь ускорить дату проведения тендера по выдаче 3G-лицензий, которые на сегодняшний день не получил ни один оператор, кроме "Укртелекома"?
- На мой взгляд, лицензия "Укртелекому" без проведения какого-либо тендера была просто подарена. Действия НКРС являются дискриминацией участников рынка с негосударственной формой собственности. "Киевстар" в прошлом году подал заявку на получение лицензии на 3G, но, по словам членов комиссии, на данный момент нет частот для разворачивания стандартов связи UMTS для сетей третьего поколения. Надеюсь, ситуация с конверсией частот и их дальнейшим распределением в ближайшее время изменится. Кстати, Telenor недавно вместе с НКРС проводил специальный семинар для участников рынка, посвященный вопросам регулирования. Для этого мы специально пригласили в Киев одного из членов норвежского регуляторного органа в отрасли связи. Если Украина пытается интегрироваться в Евросоюз, ей следует активнее приводить внутреннее законодательство и практику регулирования в соответствие со стандартами и директивами, принимаемыми европейскими регуляторами.

Олег Якимчук Родился 6 октября 1972 года в Киеве. В 1996 году окончил Киевский международный университет гражданской авиации по специальности "радиоинженер систем связи". В 2000 году получил диплом Экзаменационного совета OCR (Oxford, Cambridge & RSA) по специальности "менеджмент телекоммуникаций", в 2002 году — степень магистра государственного управления в Академии государственного управления при президенте Украины.

На протяжении семи лет работал в Государственном комитете связи и информатизации Украины, где отвечал за сотрудничество с международными и региональными организациями в области телекоммуникаций и реализацию международных проектов.
С 2002 года — заместитель главы представительства Telenor на Украине.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх