Тронд Моэ, Telenor: единственный выход - полный разрыв отношений
Украинские и международные СМИ уже 1,5 года активно обсуждают конфликт двух акционеров крупнейшего мобильного оператора страны — "Киевстара". За это время, в свет вышло несколько сотен публикаций, которые разительно отличаются друг от друга, как по смыслу, так и по правдивости.
Единственное, в чем сходятся практически все публикации — инициатор конфликта Altimo, а обороняющийся сторона — Telenor. Недавно, на официальном сайте Telenor появился пресс-релиз, который, по нашему мнению, предрешил исход конфликта. Мы решили осветить проблему, острота которой, казалось бы уже прошла. Для полноценного материала, нам нужны были комментарии двух сторон: Altimo и Telenor. Если последняя компания с удовольствием ответила на наш запрос, то наладить контакт с Altimo нам не удалось — за 10 дней мы не получили никакого ответа от украинской пресс-службы. Со стороны Telenor на наши вопросы отвечал глава украинского представительства — Тронд Моэ.
Sotovik: В Интернете существует много достаточно разношерстных мнений про конфликт Telenor и Altimo. Одна из версий конфликта — Altimo захотелось влияния, равного с Telenor без увеличения количества акций. Какова официальная версия начала конфликта?
Тронд Моэ: Наша официальная позиция касательно конфликта состоит в том, что Altimo просто игнорирует подписанные ими письменные соглашения и умышленно нарушает их. Это было подтверждено решением арбитражного суда США, который, в соответствии с договоренностями сторон, должен решать любые и все конфликты между ними.
Мы также считаем, что одной из причин конфликта действительно явилось желание Altimo получить большее влияние без покупки дополнительных акций, то есть, не платя дополнительные деньги.
Sotovik: Ходят слухи, что предметом споров также была покупка УРС и вывода на украинский рынок Beeline: Telenor был против, а Altimo — за. Почему вы были против вывода Beeline? Основываясь на каких фактах?
Тронд Моэ: Мы не были против выхода Beeline на Украину, и считаем, что наилучшим способом осуществить это было бы слияние Beeline с Киевстаром, а не покупка УРС. Соглашение о покупке УРС не было хорошим вариантом, поскольку из нашего опыта мы знаем, что маленькой компании очень сложно добиться успеха на рынке, где проникновение связи уже достаточно высоко. Подтверждением нашей правоты служат неудовлетворительные финансовые показатели УРС/ Beeline на Украине и их значительное отклонение от изначального бизнесс-плана.
Sotovik: Известно, что из-за конфликта с Altimo в первую очередь страдает Киевстар — оператор не имеет права предоставлять отчеты о финансовой и операционной прибыли. Когда оператор вновь сможет поделиться с общественностью этими данными? Только после полного урегулирования конфликта?
Тронд Моэ: К сожалению, это случиться только тогда, когда Altimo прекратит инициировать нелепые судебные разбирательства либо существующие судебные дела будут завершены, на что в Украине, конечно же, может уйти достаточно много времени.
Sotovik: В договоре, подписанном с Altimo, есть пункт, который оговаривает, что любые споры между акционерами могут быть урегулированы только в Нью-Йоркском арбитражном суде. Кто был инициатором этого пункта Telenor или Altimo? Почему именно Нью-Йорк?
Тронд Моэ: Это была наша инициатива, но на то время, она получила полную и безоговорочную поддержку со стороны Altimo. Место арбитражного разбирательства было лишь одним из пунктов соглашения. Другим пунктом было применимое право. Мы договорились с Altimo об использовании арбитражных правил ООН, предельно детально регулирующих большинство возможных конфликтных ситуаций, по той простой причине, что эти правила — наиболее совершенны и универсальны. Мы договорились о решении споров в Нью-Йорке потому, что в США судьи имеют наилучший в мире опыт в разрешении всех типов корпоративных конфликтов. Это нормальная практика при заключении деловых соглашений между компаниями из разных стран, а признание решений такого арбитража является чрезвычайно важным для любой страны, которая всерьез решает привлекать иностранные инвестиции. Украина является членом международного соглашения, регулирующего такие арбитражные разбирательства.
Sotovik: По ряду сообщений в СМИ, Altimo организовало ряд судебных процессов в Украине. Это, само по себе, нарушает условия договора, не так ли? Предусмотрены ли какие-то штрафные санкции, по отношению к стороне, нарушившей условия договора?
Тронд Моэ: Да, Вы совершенно правы в том, что инициирование таких судебных дел в Украине является прямым нарушением соглашений. Решение по поводу того, что необходимо сделать для исправления ситуации, принимает арбитражный суд. И если какая-либо сторона игнорирует это решение, внутренний суд любой страны может принять решение непосредственно о штрафных санкциях.
Sotovik: По нашей информации, Киевстар является обладателем евробондов. Согласно одному из условий держателей евробондов, оператор обязан ежеквартально предоставлять финансовые показатели. Есть мнение, что руководство Telenor договорилось с держателями евробондов, что финансовые отчеты не будут представлены до конца 2007 года. Подтвердите или опровергните информацию, пожалуйста?
Тронд Моэ: Нет, Telenor не договаривался с держателями евробондов. Однако сам Киевстар договорился с ними о том, чтобы не предоставлять финансовую отчетность на протяжении одного года, до марта 2008 года.
Sotovik: Как по Вашему, какова цель Altimo в затянувшемся конфликте? Все-таки воздействовать на Tеlenor и получить большее влияние в Киевстаре? Либо компания преследует какие-то другие цели, не заметные на первый взгляд?
Тронд Моэ: Возможно, но мне бы не хотелось делать какие-либо публичные предположения об их намерениях. Официальная причина, которую они называют, — желание иметь равные с Tеlenor права без владения равными пакетами акций — кажется не совсем логичной.
Sotovik: Как могут повлиять судебные разбирательства на простых абонентов Киевстара? Ведь у Киевстара сейчас хорошо идут дела, не опасаетесь ли Вы, что после подобного конфликта отношение абонентов к оператору испортиться?
Тронд Моэ: Пока конфликт никак не отразился на абонентах Киевстара, который отлично развивается, предоставляя абонентам услуги по довольно приемлемым ценам.
Sotovik: Мы не можем не затронуть тему "черного пиара". Насколько нам известно, Вы заявили про то, что Altimo использует унизительный для Вас способ очернения Telenor. Продолжаются ли такие случаи со стороны акционера и сейчас, либо они уже прекратились?
Тронд Моэ: После того, как мы обратились к общественности и полностью раскрыли их тактику "черного пиара", таких случаев стало гораздо меньше, и мы надеемся, что больше это не повториться. Такие технологии неприемлемы в цивилизованном обществе, и мы рады тому, что пиар-деятельность компаний и СМИ развивается в правильном для Украины направлении.
Sotovik: Одно из Интернет-изданий опубликовало данные, что Telenor планирует разорвать сотрудничество с Altimo, так как не верит в благоприятный исход конфликта. Так ли это?
Тронд Моэ: Да, мы действительно считаем, что наилучшим решением конфликта с Altimo может стать прекращение какого-либо партнерства и раздел бизнеса. Мы потеряли доверие к этой компании и больше не хотим сотрудничать с ними.
Sotovik: Пресс-релиз, опубликованный на вашем официальном сайте 1 августа 2007 года сообщает, что арбитражный суд Нью-Йорка признал Altimo виновной в ряде невыполненных обязательств согласно акционерному договору и обязывает компанию в течении 120 дней продать свои акции Киевстара, третьему лицу. Можно ли считать, что на этой ноте в конфликте будет поставлена точка?
Тронд Моэ: Я думаю, что нам все еще предстоит долгий путь. Если Altimo уважает решение международного арбитража, она, конечно же, постарается решить конфликт. В противном случае нам придется инициировать процедуру исполнения решения в различных юрисдикциях. Это заберет немало времени, но мы, безусловно, готовы, так как обладаем достаточным терпением и можем позволить себе ждать столько, сколько потребуется.
© СОТОВИК