MNP в Украине: перспективы и реальность
Аббревиатура MNP зависла над телекоммуникационным рынком Украины достаточно давно. Mobile Number Portability что в переводе на русский означает возможность переноса номера (при переходе к другому оператору) уже внедрена в ряде европейских стран. Для того, чтобы организовать подобный процесс у нас, необходимо тесное взаимодействие операторов и регуляторных органов. О том, какие подводные камни есть у MNP нам рассказал Оливье Понсуа, директор по развитию оператора Life:). К нему мы обратились не случайно — у г-на Понсуа есть опыт работы в Бельгии, где внедрена услуга MNP.
Sotovik: Впервые про возможность переноса мобильного номера мы услышали 6 сентября 2006 года, когда в Верховной Раде были приняты поправки о внесении изменений в закон "О телекоммуникациях". С тех пор прошло уже больше года, но ситуация не изменилась. Какие проблемы, прежде всего, не дают внедрить данный законопроект?
Оливье Понсуа: На утверждение Законопроекта влияла общая нестабильная политическая ситуация в стране. Мы предполагаем, что как только ситуация стабилизируется Парламент будет снова голосовать по этому Законопроекту, поскольку речь идет о законе социального характера.
Sotovik: В какие сроки, по Вашему мнению, может быть реализован данный законопроект?
Оливье Понсуа: Мы ожидаем, что после утверждения понадобится около года для реализации услуги, поскольку существует целый ряд открытых вопросов, которые необходимо решить. Тем не менее, все зависит от регуляторного органа и инициативы операторов. В случае всеобщего согласия процесс может ускориться.
Sotovik: Вы, как человек, работавший на рынке с внедренным MNP, наверняка можете рассказать про подводные камни данной технологии? Много ли их и как можно с ними бороться?
Оливье Понсуа: Я не вижу подводных камней в самой технологии, скорее в способах ее реализации. Очень важно найти эффективное техническое решение, поскольку от этого зависит удобство услуги для конечного пользователя и ее привлекательность для операторов. Также важно, чтобы срок перенесения номера не превышал 2 дня — иначе люди навряд ли будут активно пользоваться услугой.
Sotovik: Каков, по Вашему мнению, оптимальный срок переноса номера с технической стороны? Ведь от этого фактора тоже многое зависит.
Оливье Понсуа: Технически это можно сделать за несколько часов — в данном вопросе все зависит от договоренности операторов и правил, установленных на рынке. В идеале до двух дней, но на рынках где этот срок еще короче (например, в Австралии — 3 часа) MNP пользуется гораздо большей популярностью, чем на рынках, где срок переноса номера большой.
Sotovik: Как измениться ситуация на рынке с внедрением MNP? В ходе небольшого опроса, устроенного мною среди знакомых, выяснилось, что некоторые абоненты остаются с оператором исключительно из-за номера.
Оливье Понсуа: Как показывает мировой опыт, массового оттока абонентов после внедрения MNP нет. В среднем после того как MNP внедряется, услугой пользуется около 5% абонентов. Наблюдается разовый рост оттока абонентов, который через несколько месяцев возвращается к своей норме, после того, как сменят оператора все те, кто ожидал переносимости номера для того, чтобы сделать это.
Sotovik: Известно, что есть три варианта реализации MNP: OR, QoR, ACQ. Какой вариант является наиболее приемлемым, по Вашему мнению, учитывая реалии украинского рынка мобильной связи?
Оливье Понсуа: Метод ACQ применен во многих странах. В этом методе применяется прямая маршрутизация звонка, в то время как в методах OR и QoR — непрямая. Метод OR подходит для небольших по объему рынков. Для Украины лучше рассматривать ACQ поскольку этот метод независим от оператора-донора и эффективен с точки зрения стоимости в долгосрочной перспективе.
Sotovik: Как Вы считаете, какие факторы, не дают НКРС разработать простой и прозрачный механизм по внедрению MNP?
Оливье Понсуа: В данный момент основное препятствие развитию MNP — это тот факт, что Закон не принят. Чтобы искать пути реализации и регуляторному органу и операторам необходимо первоначально получить базовый документ.
Sotovik: Введение Life:) телефона, поддерживающего одновременно две Sim-карты является косвенным подтверждением того, что до MNP нам еще очень долго, верно? Ведь основной причиной номинального проникновения мобильной связи в Украине на уровне 120% является то, что многие абоненты активируют дополнительную Sim-карту во время каких-то акций. Есть механизм переноса номера будет внедрен, то потребность в наличии дополнительной Sim-карты отпадает, ведь можно с одной Sim переходить от оператора к оператору.
Оливье Понсуа: Я бы так не сказал. Использование нескольких SIM карт не связано с отсутствием MNP или желанием сменить оператора; скорее это связано с тем фактом, что операторы предлагают привлекательные тарифы внутри сети и более дорогие вне своей сети. В таком случае выгоднее звонить на номер определенного оператора с номера этого же оператора. С этой проблемой можно работать внедрив ассиметричные ставки взаиморасчета между операторами, что позволит операторам снизить тарифы на звонки на сети других операторов.
Sotovik: Целесообразно ли делать ограничение по количеству переходов абонента от оператора к оператору?
Оливье Понсуа: Нет, это не соответствует интересам конечных пользователей. MNP — это услуга, которая прежде всего, в интересах потребителя и дает ему полную свободу выбора. В таком случае любые ограничения будут противоречить этому.
Sotovik: Какова должна быть стоимость данной услуги, чтобы она стала массовой (в надобности ее мы не сомневаемся) на нашем рынке? К примеру, сколько такая услуга стоит в Бельгии?
Оливье Понсуа: Чтобы любая слуга стала популярной, она не должна быть дорогой. Во многих странах операторы компенсируют стоимость переноса номера абоненту, который мигрирует. В Украине обсуждались стоимости на уровне 17-34 грн. В Бельгии перенос номера осуществляется бесплатно.
© СОТОВИК