2-го октября "Мегафон" объявил о начале коммерческой эксплуатации первой в России сотовой сети третьего поколения. Первая 3G-сеть представляет собой небольшой сегмент, покрывающий в основном фешенебельные районы Санкт-Петербурга ? Центральный и Василеостровский районы, а также вокзалы и аэропорт в Пулково. Журнал "Мобильный Контент" попросил рассказать о первом в России опыте запуска и эксплуатации 3G-сети после почти трех месяцев работы сегмента Марию Георгиевскую, пресс-секретаря Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон".
- Сколько абонентов воспользовались 3G-сетью? Т.е. интересно количество абонентов, попавших в зону охвата сети третьего поколения, имеющих совместимые телефоны и хотя бы раз воспользовавшиеся 3G-сетью (для выхода в интернет, проверки почты и т.д.).
- В настоящее время я располагаю следующими данными: ежедневно в сети 3G в Санкт-Петербурге регистрируется до 6 тысяч абонентов.
- Какова, по вашим оценкам, пользовательская база 3G-телефонов на руках у ваших абонентов в данный момент и насколько она увеличится в 2008/2009 годах?
- У нас оценки точные, так как мы получаем информацию о модели телефона абонента в момент активации SIM-карты благодаря внедренной системе автоматической настройки абонентского оборудования. На момент запуска сети 3G порядка 150 тысяч наших абонентов в Санкт-Петербурге пользовались телефонами с поддержкой 3G. Более 200 тысяч — по Северо-Западу. До момента запуска сети 3G в Санкт-Петербурге они могли воспользоваться всеми функциями своего телефона разве что за границей, в сетях зарубежных операторов. Что касается прогнозов, то здесь тот случай, когда предложение рождает спрос. Сеть была запущена с этой точки зрения в удачный момент: на рынке представлен хороший выбор моделей 3G-телефонов по доступной цене от 4 — 5 тыс. руб., а по мере развития сети будут расти как их количество, так и популярность среди абонентов.
- Каково среднее соотношение потребляемого 2,5G-абонентом трафика к объему трафика 3G-абонента в зоне охвата сети третьего поколения? Другими словами, насколько возрастает потребление трафика в сети 3G абонентом, регулярно пользующимся разнообразными интернет-сервисами, принимая во внимания одинаковую стоимость 1 МБ трафика для обеих сетей. Влияет ли пропускная способность канала на активность использования интернет-сервисов?
- К сожалению, конкретных цифр я здесь предоставить не могу. По последнему вопросу — да, конечно. Просто с точки зрения психологии пользователя. Допустим, абонент регулярно пользуется "Мобильным Интернетом" для просмотра нескольких страниц новостного сайта. Оказавшись в зоне действия сети 3G, где его интернет "летает" (сегодня скорость передачи данных составляет до 3,6 Мбит/с), он будет посещать большее количество ресурсов, заинтересуется "тяжелым" контентом и т.д.
- В каких еще городах России планируется развернуть 3G-сети для коммерческой эксплуатации в 2008 году?
- В планах Северо-Западного "МегаФона" — в 2008 году развитие сети 3G на территории Санкт-Петербурга, где до конца 2009 года планируется обеспечить хорошее покрытие. Инвестиции здесь планируются 100 млн. долларов. За пределами Санкт-Петербурга, в областях Северо-Запада мы рассматриваем возможность предоставления услуг 3G "под клиента" по примеру проектов фиксированной связи, когда мы обеспечиваем доступ в Интернет на объекте корпоративного клиента "под ключ", комбинируя кабельные и беспроводные соединения. Если же говорить об общероссийской сети "МегаФон", то здесь планы по развитию 3G будут зависеть от наличия свободных частот на тех или иных территориях, а также экономической целесообразности, то есть частоты и платежеспособный спрос — необходимые условия для запуска сети 3G.
- Какие сервисы, кроме видеозвонка, использующие преимущества широкополосного доступа, можно ожидать от Мегафона в 2008 году?
- Технологии 3G, одно из преимуществ которых — высокие скорости передачи данных, представляют собой широкое поле деятельности для развития дополнительных услуг. Речь идет о "тяжелом" контенте, главным образом, видео. С сетями 3G связывают увеличение пользователей мобильного контента, который станет интереснее, разнообразнее. Ожидается также появление дополнительных услуг на основе видео-связи, которая является "визитной карточкой" 3G. Хорошие перспективы у мобильного радио и телевидения. Возможно, Вам покажутся наши планы не совсем конкретными, это так. Замечу, что направление новое. Новое не только для нас, но и всего рынка. Небольшая сеть в Санкт-Петербурге — это та площадка, где мы изучаем саму технологию, и потребительский спрос на нее. Полученный здесь опыт позволит нам и всему "МегаФону" строить планы дальнейшего развития этого направления, в перспективности которого мы не сомневаемся.
- Вы ввели специально для 3G-сетей новый тариф Люкс Экспресс", а также тарифные опции "Экспресс 500" и "Экспресс 1000". А что будет со стоимостью 1 МБ переданной информации в сетях 3G в 2008 году? Ожидает ли нас значительное снижение стоимости в рамках каких-то специальных тарифов или пакетов? Рассматриваете ли вы возможность запуска тарифов, ориентированных только на передачу данных, т.е. выступать в качестве провайдера мобильного интернета?
- Сейчас стоимость 1 Мб у нас составляет от полутора руб. Вполне конкурентоспособная цена на рынке высокоскоростного доступа в Интернет. Неголосовые тарифные планы у нас были и до 3G (тарифный план online.ru). Конечно, следует ожидать новых интересных тарифных предложений. Но здесь (по последнему Вашему вопросу) надо понимать, что высокоскоростной доступ в Интернет, который получают наши абоненты в сети 3G — это дополнительное преимущество. Основной нашей услугой и источником дохода останется голос.
- Каким Мегафон видит типичного пользователя 3G-сети в ближайшие пару лет? Какова целевая аудитория 3G-услуг? Насколько она восприимчива к инновациям?
- ARPU пользователя услуг 3G — выше. Целевая аудитория — бизнес-сегмент, продвинутые пользователи, активная молодежь.
© СОТОВИК