Киргизский сотовый оператор "АкТел" (бренд Fonex), работающий в стандарте CDMA-2000 (в диапазоне 800 МГц) с 2003 года, уступал GSM-операторам по многим параметрам. В 2007 году ему наконец удалось войти в тройку лидеров рынка и почти на 3% увеличить свою рыночную долю.
В этом году компания намерена расти еще быстрее и уже осенью предложить в Кыргызстане услуги третьего поколения UMTS/WCDMA. О бизнес-стратегии и планах оператора издателю журнала "Стандарт" Ирине Глуховой рассказал председатель совета директоров компании "АкТел" Ербол Кельдибаев.
- Уважаемый Ербол Азаматович! В ноябре 2003 года "АкТел" одним из первых в СНГ запустил в коммерческую эксплуатацию сеть стандарта CDMA-2000 1x в диапазоне 800 МГц. Какие кардинальные изменения произошли с тех пор в бизнесе оператора?
- На момент старта компании и в течение достаточно продолжительного времени с момента открытия "АкТел" оставался в тени существующих операторов. Это положение было в определенной степени обусловлено сильными позициями операторов, предоставляющих услуги сотовой связи в стандарте GSM, который к тому времени приобрел огромную популярность во всем мире, и, конечно, в Киргизии. С другой стороны, мы сами позиционировали себя как "столичного" оператора, предоставляющего услуги связи локально в Бишкеке и пригородах. Тем не менее, по мере расширения сети и оптимизации не универсальных (в отличие от GSM) бизнес-процессов, мы планомерно двигались к завоеванию доверия и популярности у потребителя. И вот теперь наша компания входит в список лидирующих предприятий республики, являясь оператором республиканского масштаба с долей рынка в 10% и долей активных абонентов более 85%. Это достаточно высокий показатель среди сотовых операторов, что позволяет обеспечивать компании одну из лучших динамик развития среди всех CDMA-операторов стран СНГ, мы видим огромные возможности для дальнейшего развития услуг нашей компании.
- Какие финансовые цели вы ставите перед собой на конец 2008 года?
- Дальнейшее развитие сети и услуг должно обеспечить компании в 2008 году рост по всем финансовым показателям. По отношению к 2007 году выручка увеличится на 75% и составит 28,7 MUSD, EBITDA увеличится на 7,5% и составит 32%, ARPU мы планируем как минимум удержать на текущем уровне или добиться увеличения на 3-5%.
- В 2007 году "АкТел" стал оператором республиканского масштаба, обеспечив покрытие сотовой связью всех областей Киргизии. Теперь услуги компании доступны на территории, где проживает более 90% населения страны. Сколько средств было инвестировано в расширение сети?
- За время работы компании в развитие сети было инвестировано порядка 20 MUSD. Мы реализовали сетевое решение на оборудовании Huawei и Ericsson, установили биллинговую систему российской компании "Восточный Ветер". За время работы компанией было создано более 200 рабочих мест, в экономическую деятельность вовлечено свыше 1 тыс. частных предпринимателей, оказывающих дилерские услуги на территории Киргизии.
- Сколько сегодня абонентов у компании? Помнится, вы планировали к началу 2008 года набрать 200 тыс. абонентов...
- В течение 2007 года абонентская база компании выросла более чем в 2 раза, и в январе мы ожидаем подключения 200-тысячного абонента. Определив перед собой задачи на 2007 год, мы шаг за шагом двигались в выбранном направлении, расширяя зону охвата, развивая дополнительные услуги, ежедневно улучшая качество работы на всех уровнях. Оглядываясь на результаты 2007 года, мы их оцениваем как очень позитивные — успешно конкурировать с двумя GSM-операторами, при этом увеличить долю рынка за год почти на 3% — это хороший итог года работы.
- Для ваших абонентов приоритетом является "голос" или услуги передачи данных?
- Более 80% наших абонентов используют только голосовые услуги и SMS-сервисы. Сегмент пользователей услуги передачи данных в Киргизии, возможно, в силу экономического положения республики, достаточно ограниченный.
- Как идет продвижение на рынок высокоскоростного мобильного Интернета? Какова в этом отношении структура абонентской базы?
- Продвигая мобильный Интернет, мы в некоторой мере конкурируем и с интернет-провайдерами. Так, за последний квартал 2007 года количество абонентов, пользующихся мобильным Интернетом, и объем передаваемой в рамках этой услуги информации увеличились в два раза. Как правило, абоненты, оплачивающие мобильный Интернет, приносят двукратный по отношению к прочим абонентам доход.
- А какие вообще дополнительные сервисы (VAS) сегодня доступны абонентам "АкТел"? Какова доля VAS в доходах оператора?
- Помимо голосового сервиса абонентам предложен ряд дополнительных услуг: межсетевой и международный SMS-обмен, "Мобильный Интернет", WAP-сервис и "Голосовая почта", завершаются работы по вводу в коммерческую эксплуатацию услуг роуминга с операторами Казахстана, Узбекистана, ведем переговоры об установлении роуминговых отношений с операторами Индии и Китая. На текущий момент доля VAS-услуг составляет в структуре дохода около 7%, с учетом запуска и дальнейшего продвижения новых сервисов мы прогнозируем увеличение их доли до 12% в течение 2008 года.
- В 2007 году "АкТел" вышел на рынок Азербайджана, где компания сегодня представлена ООО "CATEL". Есть планы захватывать другие рынки?
- Наша компания входит в состав казахстанского инвестиционного холдинга FONEX Invest Group. В планах холдинга — выход на другие телекоммуникационные рынки стран СНГ.
- Уже осенью 2008 года "АкТел" планирует предложить в Кыргызстане услуги сотовой связи в стандарте третьего поколения UMTS/WCDMA. Для развития этого направления в декабре 2007 года компания получила лицензию Национального агентства связи. Что уже сделано на этом пути?
- Да, действительно, мы стали первым CDMA-оператором СНГ, который будет развивать услуги сотовой связи стандарта UMTS/WCDMA. Для этих целей мы уже получили не только соответствующую лицензию, но и необходимые частоты в Национальном агентстве связи Кыргызской Республики. Сейчас мы выбираем поставщика оборудования и проводим проектные работы в рамках реализации первого этапа развития сети.
- Разработана ли стратегия оператора по продвижению услуг UMTS/WCDMA? Есть ли какие-то сдерживающие факторы для развития UMTS/WCDMA?
- В 2006 году проникновение услуг сотовой связи в Киргизии составило менее 20%, в 2007-м — уже около 40%. Быстрые темпы роста рынка сотовой связи обусловлены активной политикой игроков, когда операторы для увеличения своих показателей предлагают абонентам разнообразные тарифные планы, внедряют новые услуги, формируя таким образом у клиентов устойчивый интерес ко все более инновационным предложениям. Вместе с тем, технологические возможности стандартов второго поколения практически исчерпаны. В этом аспекте, оператор, первым предложивший абонентам услуги стандарта, имеющего значительный потенциал для развития, сможет усилить свои позиции на рынке. Таким образом, развертывание сети UMTS для нас в определенной степени является работой, рассчитанной на перспективу в условиях ужесточающейся конкуренции.
- Каковы планы оператора на 2008 год?
- К концу 2008 года мы планируем реализовать первый этап развития сети на базе нового стандарта. Вместе с тем, мы не собираемся прекращать активное продвижение услуг существующей сети CDMA-2000 и, реально оценивая наши силы и возможности, планируем, что наша абонентская база превысит 300 тыс. абонентов.
- Чтобы воплощать в жизнь эти наполеоновские планы по развитию, нужны большие деньги. Какие капвложения у вас запланированы на 2008 год?
- В 2008 году мы планируем реализовать два проекта по дальнейшему расширению покрытия и емкости сети CDMA, а также запустить новую сеть стандарта UMTS. В условиях такого динамичного развития существующих ресурсов нам недостаточно, поэтому мы привлекаем внешние источники финансирования. Вместе с тем, пятимиллионное население нашей страны, несмотря на сравнительно большую территорию, проживает достаточно компактно, что позволяет с относительно небольшим количеством базовых станций, размещенных в густонаселенных районах, обеспечивать необходимый уровень проникновения.
Ирина Глухова, Стандарт
© СОТОВИК