Уэйн Дансфорд, JimJam: "Выход на российский рынок платного телевидения - работа на перспективу"
За полгода на российский рынок платного телевидения вышли сразу два мейджора: Sony Pictures Entertainment и NBC Univer-sal, также в этом году в России собирается запустить два своих канала Fox Enter-tainment Group. А около года о планах запустить Disney Channel в России говорит и российский офис The Walt Disney Company.
Крупный производитель и дистрибьютор нишевых каналов компания Chello Zone давно открыла представительство в России, однако и она испытывает сложности при запуске новых каналов здесь. О том, почему российский рынок платного телевидения оказался конкурентным и насколько тяжело зарубежным компаниям выводить свои каналы в Россию, корреспонденту РБК daily Анастасии Васильевой рассказал гендиректор телеканала JimJam УЭЙН ДАНСФОРД.
- Сколько каналов сейчас производит Chello Zone и в каких странах представлена?
- Компания Chello Zone создана более 15 лет назад в Лондоне. Она входит в состав Liberty Global Inc. и является одним из ведущих мировых производителей и дистрибьюторов тематических телеканалов, но основной ее бизнес сконцентрирован в Восточной и Центральной Европе. В 1991 году, когда компания еще называлась Zone Vision, она занималась только дистрибуцией и сама каналы не производила. Первым каналом, который запустили в 1998 году, стал Romantica. Решение заняться производством самостоятельно было связано с отсутствием на рынке специализированных каналов, на которые был спрос. Кроме того, производство — выгодный бизнес: компания имеет другой доход, а не агентскую комиссию. Бизнес постепенно расширялся, и сейчас Chello Zone производит и дистрибутирует десять собственных каналов, которые транслируются в 125 странах мира на 23 языках.
- Chello Zone — одна из немногих зарубежных компаний на рынке платного телевидения, которая имеет в России собственное представительство. С чем было связано решение открыть здесь офис?
- Намного проще управлять бизнесом, имея местный офис. Помимо языковых нюансов важно иметь представление о рынке, важно, чтобы твои представители следили за ежедневными изменениями на нем и имели тесные партнерские отношения с операторами. У Chello Zone 18 представительств и студий в Европе, Азии и Латинской Америке. В конце девяностых годов с ростом российского рынка кабельного и спутникового телевидения и появлением на нем большего количества операторов возникла необходимость и в собственном представительстве в России и странах СНГ с головным офисом в Москве. Оно открылось в 1998 году и начало дистрибутировать телеканалы групп Discovery, Turner, телеканал Hallmark, а также собственные — Reality-TV и Romantica. В 2007 году компания сменила название на Chello Zone. И сейчас представляет в России собственные каналы: Zone Reality, Zone Romantica, Zone Club, Extreme Sports Channel. Сейчас мы выводим на российский рынок телеканал JimJam для малышей от года до четырех.
- Расскажите о JimJam подробнее.
- Первой страной, где появился JimJam, была Италия: в ноябре 2006 года мы запустили его на крупнейшей спутниковой платформе Sky Italia. Сейчас он есть и в других странах: Польше, Венгрии, Румынии, Чехии и Словакии. Мы его запустили вместе с ведущим британским производителем детских программ Hit Entertainment, который за последние три года инвестировал более 100 млн долл. в производство телепрограмм и теперь производит контент исключительно для JimJam. Сейчас это единственный телеканал Chello Zone, для которого производитель предоставляет 75% контента канала. Это партнерство выгодно обеим компаниям: Chello Zone решает проблему контента, а для Hit Entertainment мы — канал сбыта и возможность выйти со своим продуктом на мировой рынок. Кроме того, Hit Entertainment имеет долю в выручке от продаж канала JimJam: 20% в Восточной и Центральной Европе, 40% — в других странах. Канал, в свою очередь, активно развивает программу мерчендайзинга Hit Entertainment — DVD, книги, игрушки и т.д. В этом году мы запустим канал в других европейских странах, планируем, что он появится на Ближнем Востоке, в Азии и вАфрике.
- Почему вы решили выходить с детским каналом JimJam в Россию именно сейчас? Ведь конкуренция в этой нише сейчас высока: есть эфирный "Бибигон", "Теленяня" и ряд зарубежных детских каналов.
- Безусловно, мы провели анализ рынка и прекрасно понимаем уровень конкуренции. Но это похоже на поражение — не выходить в Россию, опасаясь конкуренции на рынке платного телевидения или потому, что в России доминирующую долю занимают эфирные каналы. У зрителей должен быть выбор. Выход на российский рынок платного телевидения — работа на перспективу. Кроме того, у нас есть несколько конкурентных преимуществ. Во-первых, мы предоставляем эксклюзивный качественный контент, во-вторых, у нашего канала специфическая аудитория — от года до четырех лет, недостаточно охваченная другими телеканалами как в Европе, так и в России. Например, российский "Бибигон" рассчитан на более широкую аудиторию. Кроме того, JimJam — это не просто развлекательный канал, но и обучающий.
- Насколько российские операторы платного телевидения готовы включать JimJam в свой пакет?
- Сейчас мы ведем переговоры с несколькими российскими операторами, хотя и понимаем, что в России не знают Hit Entertainment и ее бренды. А во всей Европе очень высока популярность персонажей Hit Entertainment: Bob the Builder, Barney, Thomas & Friends, Pingu, Fireman Sam, Angelina Ballerina и другие. Прибыль от мерчендайзинга и DVD-продаж одного только бренда Thomas & Friends у Hit Entertainment составляет около 1 млрд долл. в год. Всего же компания является владельцем более 50 брендов. Программы Hit Entertainment имеют свыше 280 наград, в том числе три премии BAFTA и одну Emmy, и всегда были широко представлены на европейских каналах, а вот российские каналы практически не покупали контент нашего партнера. Поэтому в России мы оказались в уникальной ситуации: контент канала и персонажи станут абсолютно новыми для зрителей. Здесь придется уже продвигать не просто канал, но и героев программ Hit Entertainment. Только после того как персонажи станут известны в России, можно будет говорить о мерчендайзинговой программе.
- Какое число абонентов вы планируете привлечь в первый год работы телеканала?
- Это будет зависеть от переговоров с операторами платного телевидения, которые должны завершиться в ближайшее время. Производство и дистрибуция каналов требуют больших инвестиций, а срок возврата достаточно долгий. Никто из крупных компаний не ожидает, что рынок России или Польши, или Швеции позволит вернуть вложенные инвестиции в первый же год работы. Это инвестиции в будущее, и мы хотим видеть лишь рост оборота компании.
- Чем отличается, на ваш взгляд, российский рынок платного телевидения от европейского?
- Российский рынок достаточно отстает по уровню развития цифровых телеканалов. Если в Западной Европе большинство операторов уже перешли на цифровой формат, то в России львиную долю вещания занимает аналоговое. Отставание России от Европы дает нам возможность быстрого развития. Кроме того, российский рынок платного телевидения развивается достаточно динамично. Наконец, в России начинает активно развиваться IPTV, а это дополнительная возможность для дистрибуции нашего канала.
- В конце прошлого и начале этого года на российский рынок платного телевидения вышли такие крупные западные компании, как Sony и Universal. Как вы считаете, вовремя мейджоры вышли в Россию?
- Я могу говорить только про наш канал. Если бы мы вышли с JimJam два-три года назад, было бы, безусловно, намного проще и быстрее договориться с операторами. Но это не значит, что запускать канал сейчас слишком поздно. Все зависит от самих каналов, с которыми мейджоры выходят на российский рынок.
- Насколько сильны в России местные игроки и насколько широко представлены западные компании? Как будет меняться ситуация в будущем?
- Думаю, в ближайшие пять лет российский рынок платного телевидения сильно изменится. Зарубежные компании, у которых каналы более качественные и контент дороже, будут отнимать у российских долю рынка. Местный контент, как и на любом другом рынке, безусловно, останется, и доля будет достаточно значительна. Но не такая, как сейчас, — более 50%. В других европейских странах доля зарубежного контента составляет 60-70% против 30-40% местного. Иная пропорция местного и зарубежного контента в России сейчас объясняется тем, что мейджоры долго не интересовались этим рынком и российские компании начали осваивать его самостоятельно, создавая нишевые каналы. Это касается и операторов платного телевидения, количество которых в России пока велико. В будущем рынок должен консолидироваться, на нем останутся основные крупные местные игроки, как и во всем мире. Зрителям не нужен большой выбор платформ с разными каналами, им нужен простой доступ к максимально разнообразному контенту. Выживут сильнейшие операторы, которые аккумулируют вокруг себя большое количество каналов.
© СОТОВИК