Сергей Солдатенков, МегаФон: "Цель - обогнать конкурентов"
Осенью прошлого года завершился четырехлетний конфликт акционеров "Мегафона": фонд IPOC и "Альфа-групп", оспаривавшие права на 25,1% акций сотовой компании, отозвали все взаимные иски. Незадолго до этого у оператора появился новый совладелец. Алишер Усманов заплатил 410 MUSD за 15% "Телекоминвеста" — второго по величине акционера "Мегафона" ? и теперь рассчитывает взять "Телекоминвест" под контроль.
Но согласия среди собственников компании по-прежнему нет: вчера из-за отсутствия кворума не состоялось собрание акционеров, на котором предполагалось принять решение о присоединении к "Мегафону" его "дочек". Гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков отказался комментировать приход Усманова в "Мегафон", но рассказал, почему для компании важно перемирие ее акционеров.
- Многолетний конфликт акционеров "Мегафона" наконец разрешен. Каким вам видится его итог?
- Исторически менеджмент "Мегафона" был отделен от споров акционеров — мы работали под управлением совета директоров. Его состав менялся, но все директора всегда подходили к управлению компанией с рациональной позиции и действовали в интересах бизнеса. Если акционеры примут решение о присоединении к "Мегафону" дочерних компаний, это будет говорить о том, что конфликт действительно завершен. Возможно, следствием примирения станет решение о выходе на публичный рынок.
- План выхода на биржу уже готов?
- Если будет принято решение о выходе на биржу, нам потребуется около полугода, чтобы его выполнить. Все необходимые для IPO условия есть уже сегодня: наши кредитные рейтинги улучшаются год от года, отчетность давно приведена в полное соответствие с требованиями, предъявляемыми публичным компаниям, и т. д.
- Если не брать в расчет отсрочку IPO, отразился ли затянувшийся конфликт акционеров на деятельности компании?
- Все документы, которые требовали одобрения совета директоров, — бизнес-планы, юридические планы, сделки — своевременно утверждались. Совет директоров, на мой взгляд, работает и работал все эти годы эффективно.
- У "Мегафона" три крупных акционера — TeliaSonera, "Телекоминвест" и "Альфа-групп", но после размещения акций на бирже соотношение сил может измениться. Какая структура акционеров компании вас больше всего устроила бы?
- Для нас структура собственности не имеет принципиального значения, важно, чтобы цели акционеров в отношении компании совпадали.
- А с новым акционером компании — Алишером Усмановым, который летом 2007 г. приобрел 15% "Телекоминвеста", вы уже встречались?
- В реестре акционеров "Мегафона" изменений нет — Усманов приобрел долю в "Телекоминвесте", а не в "Мегафоне".
- Рынок сотовой связи в России уже достиг насыщения. Но "Мегафон" планирует в нынешнем году увеличить инвестиции в строительство сети на 30% до 1,7 млрд. USD. С чем это связано?
- Рост инвестиций отчасти связан с девальвацией доллара: в рублях рост меньше. Условно инвестиции этого года можно разделить на две части: финансирование развития существующих сетей GSM и строительство сети третьего поколения (3G), на которую приходится 250 MUSD. Мы решили не снижать в этом году инвестиции в сеть GSM. В ряде регионов мы вышли на рынок позже конкурентов, следовательно, у нас было меньше времени на строительство и не везде наши сети конкурентоспособны. Мы планируем не только добиться паритета по качеству покрытия, но и стать лучшими. Новых абонентов становится все меньше, значит, нужно бороться за абонентов других операторов, а привлечь их можно только в лучшую по качеству сеть.
- Есть ли у вас продвижения в международной экспансии?
- Пока нет. Несколько лет назад можно было приобрести привлекательные активы за пределами России, но тогда мы испытывали недостаток в финансах, а когда появились деньги, стало меньше возможностей. Но мы постоянно следим за ситуацией, изучаем все перспективные предложения. Белоруссия время от времени делает заявления о готовности продать долю государства [в третьем по числу абонентов сотовом операторе "Бест"], Казахстан может быть интересен.
- Долю в таджикской "дочке" "Мегафона" увеличивать будете?
- Мы работаем над тем, чтобы довести ее с 75% до 100%. Мы попросили государство выразить отношение к потенциальному выкупу акций, оставшихся в его собственности, и ждем, когда будет принято решение.
- Еще одним возможным объектом приобретения считается киргизский GSM-оператор "Бимаком", которого "Мегафон" консультировал...
- "Бимаком" — один из наших многочисленных партнеров. Переговоры о покупке этой компании не ведутся.
- А молдавский оператор, принадлежащий, как и "Бимаком", компании Eventis Telecom, вас тоже не интересует?
- Молдавия — очень непростой рынок. К тому же там уже работает TeliaSonera, в связи с чем неизбежно возникает потенциальный конфликт интересов.
- TeliaSonera работает еще в нескольких странах СНГ: в Грузии, Казахстане. Азербайджане, Узбекистане. Значит ли это, что "Мегафону" выход в эти страны заказан?
- У нас нет жестких ограничений на развитие в странах СНГ. Каждый проект рассматривает и оценивает совет директоров, он же принимает окончательное решение. В тех странах, где TeliaSonera не ведет операции, мы можем рассматривать возможные приобретения. Если будут интересные предложения, мы готовы убеждать акционеров, что способны освоить эти рынки лучше, чем TeliaSonera.
- Выходит, "Мегафон" может остаться исключительно российской компанией?
- Теоретически это возможно. Если все рынки окажутся заняты и мы не приобретем зарубежные активы, ограничимся Россией. Но и российский рынок меняется на глазах. Еще недавно интересы фиксированных, сотовых операторов и операторов дальней связи почти не пересекались, а сегодня у всех сотовых компаний есть набор лицензий на фиксированную местную и дальнюю связь. У нас разработан четкий план действий, следуя которому мы можем превратиться из мобильного в интегрированного оператора, а этот рынок в России велик и перспективен.
- Сети фиксированной связи вы планируете строить самостоятельно или думаете приобретать существующие?
- Из больших интересных проектов сейчас ничего не продается, будем строиться сами.
- Партнерство "Мегафона" с фиксированными операторами возможно?
- У пользователей есть потребность в конвергентных услугах (оказываемых с помощью и мобильных, и фиксированных сетей. — "Ведомости"), и со временем она становится все более настоятельной. Другое дело, что под конвергенцией понимаются очень разные вещи — от единого счета за все услуги до собственно конвергентных продуктов. Исторически в нашей стране технологии развивались стремительно, сегодня существует множество разных услуг, но объединить их сложно, а порой и вовсе нельзя — технические платформы "не понимают" друг друга. Дело осложняется несовместимостью оборудования разных производителей. Ожидать дополнительных доходов от конвергенции не следует. Она позволяет повысить лояльность абонентов, но, как показал опыт Deutsche Telekom, операторы вынуждены предлагать клиентам больше услуг за те же деньги.
- "Вымпелком" и Golden Telecom объединяются. Каким будет ваш ответ?
- Мы работаем, например, над проектом FMS — fixed-mobile substitution. Когда вы приходите домой, на вашем мобильном телефоне загорается значок, означающий, что вы находитесь в квартире — в своей домашней зоне, для которой предлагается специальный тариф с дисконтом к основному тарифному плану. Это уже, по сути, замена фиксированному домашнему телефону. Удобство в том, что вместо двух телефонов — мобильного и фиксированного — вы можете обойтись одним. Кроме того, у нас есть возможность через 3G выйти на рынок широкополосного доступа в интернет. В одном из регионов в этом году мы собираемся построить сеть, которая будет конкурировать с фиксированными операторами на рынке широкополосного доступа.
- В Петербурге "Мегафон" запустил 3G-сеть еще в октябре. А когда запустите в Москве?
- Сегодня частот в Москве нет, но мы надеемся, что к концу года ситуация разрешится. Станет понятно, сколько денег необходимо для "расчистки" частотного спектра. А в 3G-сеть Петербурга мы планируем за год инвестировать 100 MUSD.
- Каковы первые результаты работы 3G-сети в Петербурге?
- Сейчас сеть состоит из 45 базовых станций. Конечно же, она будет расти и развиваться. Тем более что, по данным исследований, в Петербурге продано уже около 300 000 телефонов, поддерживающих 3G. Это и есть объем нашего потенциального рынка на ближайшее будущее.
- Чем вы можете объяснить замедление темпов роста среднего счета на абонента (ARPU)?
- Средний по рынку показатель ARPU не может расти бесконечно. Относительное замедление роста ARPU "Мегафона" в сравнении с данными конкурентов связано с резким — сразу на 10% — ростом среднего счета на абонента "Вымпелкома", который перешел в прошлом году на новую, более строгую политику учета абонентов ("Вымпелком" перестал учитывать абонентов, не пользующихся платными услугами более трех месяцев. — "Ведомости").
- Но продолжительность разговоров по телефону будет расти?
- У нас уже высокое среднее количество минут [разговора] в расчете на одного абонента (в III квартале 2007 г. — 247 минут. — "Ведомости"). Стимулировать абонента говорить вдвое больше уже невозможно, существует естественный порог роста. Динамика роста потребления услуг sms тоже стабилизировалась. Но объем этих услуг еще немного подрастет за счет тех клиентов, которые до сих пор не были активными, следовательно, увеличится и выручка. По моей оценке, рост выручки у каждого из операторов "большой тройки" (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон". — "Ведомости") в этом году составит около 15%.
- МТС обещала увеличить среднюю продолжительность разговоров до 400 минут в месяц...
- В течение 2-3 лет это возможно, но не во всех регионах.
- Почему "Мегафон" в последние месяцы проигрывает МТС в привлечении новых абонентов?
- МТС увеличила комиссионное вознаграждение дилерам. Мы не собираемся идти по этому пути — он тупиковый. Стимулирование роста абонентской базы любой ценой дает хорошие сиюминутные результаты, но со временем проявится негативный эффект — нелояльность привлеченных таким образом абонентов. Я прогнозирую, что "Вымпелком" превзойдет МТС по выручке в России в IV квартале 2008 г.
- А вы когда планируете их догнать?
- Не догнать, а обогнать. Наша доля в общей выручке "большой тройки" уже сегодня составляет 31%, года через два мы cтанем первыми.
- Каким образом?
- Мы с самого начала увеличивали выручку темпами, опережающими конкурентов, и продолжаем расти быстрее. Нам помогают сбалансированная тарифная и учетная политика.
- У вас есть увлечения?
- Когда выдается свободное время (к сожалению, это случается не так часто, как хотелось бы), с удовольствием посвящаю его чтению. Ответить на вопрос о любимом авторе, тем более о любимой книге невозможно, ведь это почти то же самое, что свести горизонт к точке. Если считать, что хорошая литература — это не столько удовольствие, сколько труд задуматься о вечном или, напротив, привычном, на размышления может навести произведение в любом жанре.
© СОТОВИК