Сергей Асланян, Ситроникс: "Ориентир для нас - IBM и Ericsson"

   Автор статьи: Анастасия Голицына

Сергею Асланяну, возглавившему "Ситроникс" в октябре прошлого года, досталось непростое хозяйство. Компания, год назад разместившая акции на Лондонской бирже, успела с тех пор подешеветь вдвое, и неудивительно: прибыльная в 2006 г., к моменту прихода Асланяна она успела накопить 188 MUSD чистого убытка и 400 MUSD долгов. В интервью "Ведомостям" Асланян рассказал, как планирует вернуть капитализацию "Ситроникса" на прежний уровень.

- Прошлый год оказался для "Ситроникса" крайне неудачным. Чем вы это объясняете — ошибками в управлении или набором объективных обстоятельств?

- Это совокупность объективных обстоятельств, в первую очередь перенос на 2008 г. нескольких крупных контрактов нашего телекоммуникационного подразделения. Вдобавок в прошлом году мы стали применять консервативный подход к бухгалтерскому учету: создали резерв под списание выпущенной ранее продукции на случай, если на нее не будет спроса. "Ситроникс" — молодая компания, она создавалась путем приобретения лучших технологических активов, которые можно было купить в странах СНГ и Европы. Греческий Intracom Telecom, украинский "Квазар-микро", чешский Strom были успешными компаниями, но за короткий период их было трудно интегрировать в единый организм. Главная задача нового руководства — превратить "Ситроникс" из группы компаний холдинга в единый концерн с четким управлением из штаб-квартиры.

- Будете строить "вертикаль власти"?

- Реструктуризация уже происходит. Мы централизуем управление, прежде всего в области НИОКР, производства, продаж, маркетинга и коммуникаций. Раньше за определение номенклатуры перспективных продуктов, НИОКР и управление продажами отвечали бизнес-подразделения, а штаб-квартира решала только финансовые и стратегические вопросы. Теперь все основные функции стратегического управления передаются в корпоративный центр, а в ведении бизнес-направлений остается операционная деятельность. В течение нескольких месяцев мы сменили 80% управляющей команды. Мы считаем, что все это положительно отразится на наших финансовых показателях.

- Когда компания станет прибыльной?

- Этот год станет прибыльным по OIBDA. Кстати, негативная тенденция была переломлена уже в IV квартале прошлого года. Сейчас наша цель — вернуть капитализацию на уровень размещения на Лондонской бирже в феврале 2007 г.

- Неужели реструктуризации будет достаточно, чтобы удвоить капитализацию?

- Мы сокращаем операционные издержки и персонал — в этом, я бы даже сказал, мы уже в конце пути. Правда, не везде удается провести изменения быстро: в Чехии, например, социальные органы требуют, чтобы в течение определенного периода место сохранялось за увольняемым сотрудником. Всего в телекоммуникационном подразделении у нас стало меньше примерно на 700 сотрудников — на 300 в России и 400 в Чехии.

- А насколько могут сократиться операционные издержки в целом?

- В телекоммуникационном подразделении, которое принесло нам в прошлом году основные убытки, — на 20-25%. Думаю, это произойдет уже к концу III квартала 2008 г.

- А каков ваш прогноз роста выручки в 2008 г.?

- Мы ждем, что рынки, на которых мы работаем, вырастут на 17-18%, а мы опередим их.

- Как структурирован бизнес "Ситроникса"?

- У нас три основных направления (телекоммуникационное, микроэлектронное и IT-бизнес) и два венчурных (выпуск потребительской электроники и контрактная сборка). Около 45% выручки приносит IT-бизнес, телекоммуникации — 35%, микроэлектроника — 17%, потребительская электроника и контрактная сборка — 4%.

- Если главный виновник убыточности "Ситроникса" — телекоммуникационный бизнес, может, стоит в нем что-то поменять?

- Мы сосредоточимся на выпуске продуктов, которые смогут занять заметную долю на рынке и принесут отдачу в течение 3-5 лет. Продуктовый портфель будет формироваться из трех источников — это собственные центры разработки, совместные разработки с российскими и международными технологическими партнерами (успешные примеры — Cisco и Ericsson) и приобретение перспективных разработок через фонд Coral/Sistema Strategic Fund.

- А что за контракты с МТС и МГТС были перенесены на более поздние сроки? И каковы шансы "Ситроникса" получить их сейчас?

- Это два контракта — на создание сети третьего поколения (3G) для МТС и на модернизацию сетей МГТС. В проекте МТС мы уже начали участвовать вместе с Ericsson, с МГТС ведем переговоры. Инвесторов всегда тревожило, что бизнес "Ситроникса" зависит от заказов АФК "Система". Но по итогам 2007 г. объем заказов от компаний "Системы" составил менее 20% выручки нашего телекоммуникационного подразделения.

- Всего за два года эта доля сократилась почти впятеро. Как будете выходить из положения?

- Мы находим новых заказчиков. Недавно подписали договор с правительством Сирии на 40 млн евро, есть контракт в Бахрейне. В основном мы двигаемся на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию.

Мы ожидаем, что в этом году у нас будет поток заказов, которые займут место прежних контрактов с "Системой". Хотя и уровень заказов от компаний АФК, я надеюсь, будет чуть выше, чем в прошлом, — "20% плюс". Это оптимальный баланс между положением карманной компании и абсолютной независимостью.

- Какие рынки ключевые для телекоммуникационного подразделения "Ситроникса"? И каковы ваши конкурентные преимущества по сравнению с признанными брендами — Ericsson, Nokia Siemens, Alcatel Lucent?

- Ключевые рынки — прежде всего Россия и страны СНГ. Наши преимущества — хорошее знание рынков, потребностей существующих и потенциальных клиентов, способность поставлять решения под конкретные требования заказчиков, наличие собственного производства, значительные инвестиции в разработки во всех странах присутствия. Кроме того, мы не только поставщик, но и интегратор, а значит, можем продавать комплексные решения. Наши решения и технологии партнеров взаимодополняют друг друга. Яркий пример — совместный проект с Ericsson по строительству 3G-сети для МТС.

- Неужели зарубежным производителям недостает знания рынка и потребностей клиентов?

- Если, например, взять МТС, мы хорошо знаем ее сеть и потребности и можем предложить ровно то, что ей нужно, не навязывая дополнительных услуг. Кроме того, у нас достаточно дешевое производство — мы производим часть оборудования в Румынии, где недорогая рабочая сила. А с открытием фабрики в Китае оно станет еще дешевле. У нас достаточно скромные запросы по марже в отличие от многих зарубежных производителей.

- Скромные — это какие?

- Секрет.

- Осенью 2007 г. государство согласилось вложить 26,9 млрд руб. — около половины расчетных инвестиций — в строительство завода для выпуска микрочипов по технологии 0,045-0,065 мкм. Как и когда "Ситроникс" планирует привлечь оставшуюся часть суммы?

- Мы ведем переговоры с франко-итальянской компанией STMicroelectronics, которая помогала нам создавать производство [микросхем топологического размера] 0,18 мкм, а также с Intel и IBM. Мы выбираем партнера, который будет поставлять всю технологию под ключ. Строительство такого предприятия — задача государственного масштаба, и вполне естественно, что государство выделяет под этот проект масштабные средства из инвестиционного фонда. А "Ситроникс" собирается использовать заемные средства российских банков. Основные инвестиции планируются на 2009-2010 гг., когда начнется строительство завода и состоится покупка технологического оборудования для выпуска микросхем топологического размера 0,065 мкм.

- Уже решено, кто будет покупать эти микросхемы?

- Раньше микроэлектроника была изолирована от конечного потребителя, сейчас мы делаем продукцию, которая непосредственно идет потребителям. Ежемесячно наши изделия приобретает 30 млн человек. Среди них 3,5 млн sim-карт для всех стран и регионов СНГ и 25 млн транспортных карт по RFID-технологии. Только рынок RFID-изделий мы оцениваем в 1 млрд USD в год на ближайшие несколько лет.

Другое привлекательное направление бизнеса — чип-карты: те же sim-карты для сотовой связи (во всем мире их ежегодно продается 120 млн), социальные карты, банковские карты, электронные документы и т. п.

Рынок для микросхем 0,045-0,064 мкм — sim-карты под следующие поколения сотовой связи. Если сейчас емкость sim-карт — 64 Кб, то вскоре потребуются мегабайтные объемы. Мы изучаем и другие рыночные сегменты, например рынок навигационной аппаратуры для системы "Глонасс". Также смотрим на рынок цифрового ТВ и бытовых систем связи. Общая тенденция видна: рынок идет к миниатюризации, увеличению функциональности и снижению энергопотребления.

- За какой период вы рассчитываете окупить инвестиции в новый завод?

- За 10 лет.

- Прежний менеджмент "Ситроникса" обещал реструктурировать убыточное подразделение по выпуску потребительской электроники.

- Стратегию развития этого подразделения совет директоров рассмотрит в ближайшие два месяца. Основная идея — постепенная трансформация подразделения, связанного с потребительской электроникой, в укрупненный блок "потребительские сервисы и товары". Он будет заниматься как разработкой и сборкой собственной продукции, так и сборкой по заказу на своих площадях. Другое ответвление этого бизнеса — персональные цифровые устройства. Например, мы видим большой спрос на телефоны с двумя sim-картами, которые поступят в продажу в I квартале этого года. Пока мы заказываем их производство партнерам из Юго-Восточной Азии, а когда откроем в Китае совместное предприятие с ZTE, то займемся выпуском сами. От производства большого спектра бытовой техники мы двигаемся в новые ниши, где основной акцент ставится на высокотехнологичную и высокодоходную продукцию. Мы отказываемся от производства бытовой техники в пользу высокотехнологичной продукции с большей маржей.

- Расскажите подробнее о вашем китайском СП.

- У нас есть предварительное соглашение с ZTE о создании СП, в котором у нас будет контроль. Сейчас прорабатываются юридические вопросы, обсуждается, какими продуктами наполнять производственную площадку. Собственное производство в Китае поможет нам быть более конкурентоспособными на международных рынках с точки зрения себестоимости продукции. Например, на индийском, где АФК "Система" приобрела сотовую компанию Shyam Telelink. Мы рассчитываем, что сможем предложить этому оператору современные решения. Проект с ZTE связан не с экономией, а с выходом на новые рынки.

- Планируете ли вы совершать приобретения в 2008 г.?

- В первую очередь мы планируем консолидировать пакеты некоторых миноритариев в ряде дочерних компаний, прежде всего в "Квазар-микро". "Ситроникс" готов инвестировать в нишевые бизнесы, способные дополнить продуктовый портфолио. Например, мы видим высокий потенциал рынка систем информационной безопасности и хотели бы занять значительную его долю. Поэтому рассматриваем возможность приобретения отдельных команд разработчиков, которые обладают уникальными компетенциями в разработке ПО, оборудования, предоставлении сервисов.

- Вы перешли в "Ситроникс" из МТС. Насколько сильно отличаются эти две компании друг от друга?

- Принципиальное отличие в том, что МТС построена на инфраструктуре, сети, а "Ситроникс" — продуктово-проектная компания. Поэтому для МТС невыполнение плана на 3% очень большая проблема: это значит, что абоненты переходят к конкурентам. У "Ситроникса" же бизнес зависит от заказов, он более волатильный: сегодня компания может заработать миллиардом больше, завтра — миллиардом меньше. Корпоративная культура МТС гораздо выше — этой компании уже почти 15 лет, и все приобретенные активы плотно интегрированы. А в "Ситрониксе" нужно уделять очень много внимания как раз правильной интеграции активов в Чехии, Греции, на Украине. И третье — это имидж. МТС может позволить себе равняться на компании такого же уровня. У нас же имеется набор уникальных технологий, но сравнивать себя нам не с кем, поэтому не всегда сразу понятно, в какую сторону двигаться. Ориентир для нас — IBM и Ericsson, но эти компании удалены от нас на огромные расстояния.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх