Валерий Молчанов, Уралвестком: "Лучше качать, чем говорить"

   Автор статьи: Сергей Ермак

Урал полнится слухами о скором запуске сетей третьего поколения. "Мегафон" заявил, что в 2008 году вложит 100 MUSD во внедрение нового стандарта в крупных городах страны. "Билайн" и МТС тестируют сети на территории России и СНГ, предупреждают, что еще чуть-чуть ? и абоненты получат огромные скорости передачи данных и качественную голосовую связь.

Но на Урале сеть третьего поколения стандарта CDMA2000 EV-DO действует уже полтора года: ее в 2006 году запустила компания "Уралвестком" (ТМ "Скайлинк").

В конце января этого года оператор начал коммерческую эксплуатацию технологии EV-DO Rev.A, которая обеспечила максимальную скорость исходящего трафика — 1,8 Мбит в секунду, входящего 3,1 Мбит в секунду (реальная, конечно, меньше, порядка 1 и 2 Мбит соответственно). По сравнению даже с EDGE (используют для предоставления услуг мобильного интернета все GSM операторы) это в 7 — 10 раз быстрее.

Для "Скайлинка" это ощутимое преимущество: пока "большая тройка" только внедряет новые технологии, оператор уже нарабатывает серьезный опыт. Но массовый потребитель все равно ждет технического продолжения стандарта GSM, констатирует генеральный директор компании "Урал вестком" Валерий Молчанов.

На сверхскорости

- Валерий Юрьевич, почему все ждут сетей третьего поколения, а вас не замечают?

В нашем обществе сложился устойчивый стереотип: 3G — это исключительно UMTS, а CDMA2000, в котором работаем мы, не является сетью третьего поколения.

Такое положение вещей в принципе объяснимо. В России UMTS гораздо активнее продвигается, потому что это техническое продолжение стандарта GSM, которым у нас пользуются практически все. CDMA2000 в основном распространен в Америке и в Азии. Но 3G — это и то, и другое. Разница в том, что несущая полоса CDMA — 1,25 МГц, а у UMTS — 5 МГц, то есть последняя может обслужить больше абонентов, используя однотипное оборудование.

- Каковы минимальные требования для сетей третьего поколения?

Ограничивается только скорость передачи данных. Входящий трафик должен поставляться со скоростью до 2,4 Мбит в секунду. Кроме того, определены уже стандарты и четвертого поколения: скорость входящего трафика порядка — 100 Мбит в секунду.

- Догонять UMTS по емкости сети вы планируете?

Нет. Пока особой необходимости в полосе 5 МГц мы не испытываем. Она хороша только для областных центров, где высока плотность населения. Здесь можно эффективно использовать UMTS-станции. А если мы чуть-чуть отойдем от мегаполисов, плотность населения сразу понизится, необходимость в такой широкой полосе исчезнет. Частота 5 МГц резко ограничивает территорию охвата станции. Чтобы покрыть такую же территорию, как у нас, UMTS-операторам потребуется в три раза больше базовых станций. Для этого необходимы инвестиции в 2 — 2,5 раза значительнее.

- Какую сумму компания вложила во внедрение CDMA2000 и Rev.A?

Оценить отдельно крайне сложно. Вся сеть в Свердловской области — это 46 базовых станций, 13 городов и Екатеринбург. На нее мы потратили порядка 15 MUSD.

Дело в том, что при внедрении новой технологии базовая станция не меняется. Просто необходимо новое оборудование. При этом без старой инфраструктуры новая технология не заработает. Поэтому оценить, например, сколько стоит отдельно Rev.A, я не могу.

- На какой территории внедрен Rev.A у "Скайлинк Екатеринбург"?

В Екатеринбурге покрытие стопроцентное. Здесь у нас 25 станций. В области пока работают с более низкими скоростями. Постепенно будем внедрять Rev.A и там.

- Представители сотовых компаний говорят, что внедрение новых сетей повысит стоимость услуг. У вас так случилось?

Когда мы вводили CDMA2000 EV-DO, ни голос, ни передача данных не подорожали. Когда ввели Rev.A, цены тоже остались прежними, изменилась только скорость.

В дальнейшем можно прогнозировать даже некоторое снижение стоимости мегабайта, так как магистральные интернет-провайдеры опускают цены на услуги пропуска трафика.

За операторов GSM мне трудно отвечать, но, думаю, в начале внедрения услуги 3G не будут дешевыми. Учитывая невысокую популярность услуг 3G в Европе, можно предположить, что и в России массовыми эти услуги станут не так скоро. Очень многое зависит от развития интернета, рынка контента и, конечно, благосостояния граждан.

- Такие технологии создаются для того, чтобы передавать тяжелый контент: музыку, видеофайлы, наконец, мобильное телевидение, которое сегодня все хотят внедрить, а "Мегафон" уже запустил. Вы собираетесь заниматься развитием этого направления?

Да. Мобильное ТВ, видеосвязь и другие мультимедийные сервисы становятся востребованными среди абонентов.

В 2007 году мы уже тестировали мобильное ТВ. Но до коммерческой эксплуатации дело не дошло, потому что существует неясность в правовом регулировании трансляции.

В законодательстве пока нет понятных норм относительно мобильного телевидения. Поэтому мы не можем внедрить эту услугу.

В настоящее время выясняем, какую лицензию нам нужно получить, чтобы вещать. Технически мы полностью готовы. У нас есть даже ряд моделей телефонов, который поддерживают ТВ. Правда, их стоимость пока составляет 10 — 15 тыс. рублей. Мы рассчитываем все уладить к середине года. Тогда и запустим мобильное ТВ в коммерческую эксплуатацию.

- Сколько оно будет стоить?

Трудно сказать. Когда мы тестировали услугу, то предполагали, что дополнительно брать плату за него не станем. Абонент будет оплачивать только трафик. Тут все зависит от того, сколько запросит обладатель контента.

- Он может запросить много?

Может, потому что пока нет рынка. По всей России обладателей контента около сотни. Это ни в какое сравнение не идет с США или Европой, где их тысячи, и они ведут жесткую конкурентную борьбу друг с другом. Поэтому у нас до сих пор высокие цены на контент и он не такой качественный.

Там размещены новости, лицензионная музыка, видеоконтент. Введен у нас в эксплуатацию и мобильный информационно-развлекательный портал: новости, афиша, картинки, мелодии. В его рамках есть раздел "Мой портал", где абонент может работать с электронной почтой, ICQ, хранить свои файлы, фотографии, отправлять факсы и прочее. Не сказать, что он чересчур популярен, но несколько сотен абонентов им пользуются.

Ну их, этих сотовиков

- "Уралвестком" стал первым предоставлять услуги сотовой связи в Свердловской области и долгое время был лидером на рынке. Почему вы потеряли позиции?

С 1995 года мы предоставляли услуги в сети первого поколения NMT-450. Этот стандарт был выбран как оптимальный для региона из-за потребности в покрытии сотовой связью больших территорий с невысокой плотностью населения. Кроме того, в то время стандарт GSM в России был представлен всего четырьмя пилотными проектами: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Ростове.

До 2000 года "Уралвестком" удерживал статус лидера среди сотовых операторов как по количеству абонентов, так и по территории действия сети. Но в это же время стал расширяться, набирать популярность и активно завоевывать рынок сотовой связи стандарт GSM.

В 2001 году производители прекратили выпуск сетевого оборудования для стандарта NMT-450 и началась подготовительная работа перевода сети на новый стандарт. Когда мы в 2005 году запустили новую сеть, то сначала сделали ставку на абонентов с большим голосовым трафиком и безлимитные тарифы для них. Но такая стратегия не оправдалась. GSM к тому времени проник практически повсюду, конкуренция среди операторов резко снизила цены на услуги. Кроме того, безлимитка уже не была чем-то новым. В течение полутора лет мы боролись за место под солнцем. Но, образно говоря, нас на рынок так и не пустили. Добавим к этому недостатки новой сети — отсутствие роуминга по всему миру, необходимость покупать новую трубку для нового стандарта. Наших преимуществ — скорости передачи данных, качества голосовых услуг — не хватило, чтобы переманить абонентов. А с введением CPP (все входящие бесплатно) безлимитка стала совсем невыгодной.

- И какой нашли выход?

В середине 2006 года мы переориентировались на передачу данных. Стали интернет-провайдером. Этому способствовало развитие сети. Мы запустили CDMA 2000 EV-DO — сеть третьего поколения. Теперь мы могли обеспечить скорость до 2,4 Мбит в секунду.

- Ставка оправдалась?

Наша абонентская база увеличилась с 7 до 25 тысяч.

- Просто переориентацией трехкратного увеличения не достичь. Какие ходы вы еще применили?

Поскольку мы приняли решение выйти на рынок беспроводной передачи данных, главной задачей стало создание реальной конкуренции проводным провайдерам. Поэтому мы должны были позиционировать себя как интернет-оператора. До этого "Уралвестком" и "Скайлинк" ассоциировали только с сотовой связью.

В новой концепции такая ассоциация нам только мешала, так как интернет у сотовых операторов принято считать медленным и дорогим. И первое, что мы сделали, заменили слово "мобильный" на слово "беспроводной".

Второе — мы стали субсидировать наше оборудование. Шаг для начала работы вполне логичный. Наши телефоны и модемы достаточно дорогие. Понятно, что если у абонента есть вариант подключиться к проводному провайдеру за тысячу рублей или у нас за шесть, он выберет первый. Мы субсидировали приобретение оборудования с декабря 2006-го и до ноября 2007 года.

Еще один ход — предложение пакетов трафика. Пакеты продавались не только определенного объема, но и на определенное время (например, 2 Гбайта на полгода). Стоимость трафика в пакете была дешевле, чем в розницу. При этом мы решали две проблемы. Во-первых, компания получала гарантию, что пользователь будет нашим, пока не выкачает весь объем, при этом станет активно пользоваться услугами, так как время ограничено. Во-вторых, сам абонент привыкал пользоваться нашими сервисами.

Эти три момента позволили нам активно развиваться. В январе текущего года мы подключили две тысячи абонентов. Такого раньше никогда не было.

- А реклама?

Сначала мы сделали ставку на наружную и радиорекламу. По мере роста абонентской базы заработал вирусный маркетинг. В июле и августе 2007 года у нас практически не было ни растяжек, ни щитов. Рекламный бюджет сократился в десять раз. Но клиенты уже шли по рекомендации знакомых и друзей. Это позволило нам сэкономить на рекламе, снять с нее деньги и перенести их на субсидии, поскольку это было тяжелое финансовое бремя для компании. Мы работали себе в убыток.

- Дотации окупились?

Пока нет. Их окупаемость около полугода.

- Получается конкурировать с проводными провайдерами в стоимости услуг?

Стоимость мегабайта в пакете у нас от одного рубля. Цена конкурентоспособная. Правда, у нас считается как входящий, так и исходящий трафик: такова специфика оборудования. У проводных провайдеров считается только входящий.

Нас в некоторой степени подводит еще и стоимость оборудования. Наш модем или телефон на данный момент стоит около 6 тыс. рублей.

- Вернемся к сотовым операторам. С ними конкурировать проще?

Здесь главный камень преткновения — трубка. Стоимость наших и GSM телефонов в принципе на одном уровне. Другое дело, что у GSM гораздо больше производителей. Конечно, мы немного отстаем от этой индустрии. Самый главный минус — в GSM можно купить один аппарат, пять симок и менять их хоть каждый день. Чтобы подключиться к нашей сети, обязательно нужно покупать телефон.

- Ваш абонент, он какой? Ваши услуги носят нишевый характер?

Дело в том, что рынок беспроводного интернета — в самом начале развития. Не думаю, что в будущем наша услуга будет нишевой.

Уже сегодня совет директоров поставил перед компанией серьезные задачи наращивания абонентской базы. Но количество абонентов для нас все-таки не самоцель. Можно набрать много клиентов, которые будут приносить по несколько долларов в месяц, но это не решает экономические и технологические задачи компании. Наша конечная цель — доходы, которые приносят абоненты.

Сейчас среднемесячный счет на абонента — 30 USD. Потребление трафика постоянно увеличивается. В начале 2007 года средняя величина составляла 190 Мбайт в месяц, в конце уже 380. Конечно, есть те, кто выкачивает до 300 Мбайт, но есть и те, кто по 15 Гбайт.

- Догонять и обгонять UMTS вы не собираетесь. Что планируете сделать, в каком направлении двигаться?

Пока будем развивать Rev.A. Увеличивать охват. В принципе, учитывая нашу гористую местность, не слишком расположенную к кабельным линиям, думаю, услуга будет востребована. Следующая ступень развития — это Rev.B, позволяющая повысить скорость передачи до 30 Мбит в секунду, но сроки внедрения этой технологии пока не определены.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх