<p align="justify"> Еще несколько лет назад мобильная связь считалась привилегией обеспеченного человека. Сегодня она стала доступной и привычной для граждан Украины. Так, если в 2003 году с "мобильником" ходил каждый десятый украинец, то сейчас — каждый шестой. Аналитики прогнозируют, что к концу 2004 года количество мобильных телефонов превысит количество стационарных, а потому все важней становится качество покрытия и, соответственно, связи.
Именно об этом наш разговор с начальником отдела планирования сети компании "Киевстар" Виктором Лахно.
- Виктор Николаевич, каковы преимущества связи, которую
предлагает "Киевстар"?
Если не говорить о том очевидном факте, что на сегодня наше покрытие — одно из
двух крупнейших в стране, то одним из главных достоинств нашей сети я бы назвал
то, что она очень грамотно спланирована. Ведь для качественной и надежной связи
важно не только количество приемо-передающих базовых станций (БС), из которых,
собственно, и "соткано" любое сотовое покрытие, но и их расположение и грамотная
настройка. Очень часто бывает, что сеть с меньшим числом БС, но четко
отлаженная, оказывается более емкой и обеспечивает лучшую связь, нежели другая
сеть, где базовых станций больше, но они не так хорошо взаимодействуют.
- А характеристики используемого оборудования? Разве не
они играют решающую роль?
Очень существенную — да, безусловно. Но не решающую. Дело в том, что
оборудование у нас и наших конкурентов в техническом плане практически
равноценно — все ведущие операторы в Украине сейчас используют очень
"продвинутую" технику от самых именитых производителей, и я не могу сказать, что
ее характеристики у кого-то принципиально лучше или хуже, чем у других. А вот
точная и выверенная настройка действительно способна существенно улучшить
качество работы сети. И, напротив, небрежность в этом вопросе может ощутимо
испортить работу даже самого лучшего оборудования. Поэтому решающую роль здесь
играют прежде всего те, кто непосредственно занимается настройкой сети. И в этом
смысле нам есть, чем гордиться — я без малейшего преувеличения могу сказать, что
в "Киевстаре" работают одни из лучших в стране специалистов по планированию и
отлаживанию сети.
- Почему такие специалисты приходят именно к вам?
Они не приходят профессионалами высокого уровня — они становятся таковыми,
работая в компании. Дело в том, что радиопланирование — а именно так называется
та сфера, о которой мы сейчас говорим, — это самое настоящее искусство, где опыт
и интуиция зачастую не менее важны, чем доскональное знание технической части.
Сегодня ни один ВУЗ в нашей стране не готовит специалистов-радиопланеров, и мы
сами обучаем своих сотрудников. У каждого из них высшее образование, некоторые
даже имеют ученые степени; все прошли курсы обучения в компании "Ericsson" и
норвежской компании "Teleplan", серьезно занимаются самообразованием, а главное
- действительно являются энтузиастами, болеющими душой за своё дело.
- Как отражается этот стремительный рост числа абонентов
на работе сети?
Наша сеть изначально строится с солидным запасом по емкости — иначе мы бы просто
не успевали реагировать на изменения рынка. Мы не только тщательно планируем
сеть, но и не менее внимательно относимся к ее поддержанию в оптимальном режиме.
В крупных городах мы по нескольку раз в год перепланируем сеть, существенно
меняя ее в соответствии с изменением нагрузки. Но и в промежутках между этими
мероприятиями она не остается статичной — мы постоянно "держим руку на пульсе" и
оптимизируем ее работу.
- Как это выглядит технически?
Наша служба ежедневно отслеживает и анализирует данные центрального коммутатора
о работе сети — нагрузках и работе каждой конкретной соты. На основе этого
составляется прогноз изменения нагрузок, отталкиваясь от которого емкость сети
наращивается прежде всего там, где это нужнее всего. К тому же мы еженедельно
получаем от службы поддержки абонентов подробный отчет о жалобах на работу сети
- всей сети, в каждом городе, селе и даже чистом поле. Каждую из них мы
проверяем, анализируем и если обнаруживаем какой-либо реальный недочет в работе
сети, стараемся максимально быстро и эффективно его устранить. Впрочем, мы не
сидим сложа руки в ожидании жалоб — наши специалисты практически постоянно
находятся в командировках, разъезжая по городам и весям в специально
оборудованных машинах и измеряя уровень сигнала, тщательно выверяя сеть.
- Как вы определяете, какой населенный пункт должен быть
покрыт в первую очередь?
Все наиболее крупные города уже охвачены нашей связью, поэтому мы сейчас
стараемся искать те места, где наша связь нужней всего. При этом ориентироваться
на размер населенного пункта бессмысленно — подчас маленькое село, где
расположено какое-нибудь динамичное частное предприятие или, скажем, элеватор,
больше нуждается в мобильной связи, чем небольшой город, где ничего такого нет.
Поэтому мы стараемся не просто ориентироваться по карте, а больше ездить и
своими глазами смотреть, где наши услуги нужней. Ну и, конечно же, мы
внимательно рассматриваем заявки наших клиентов, в первую очередь корпоративных,
обеспечивая связь прежде всего там, где на нее есть спрос. А вообще мы стремимся
к тому, чтобы в один прекрасный день не оставить на карте Украины "белых пятен"
- покрыть страну полностью. Тогда этот вопрос отпадет сам собой. И учитывая,
какими темпами мы сейчас развиваем свою сеть, ждать этого осталось не так уж
долго — это дело ближайших нескольких лет.
© СОТОВИК