Антон Калтыгин, МТС в Новосибирске: "По мере развития рынка на первый план выходит работа по увеличению лояльности абонентов" / Эксперт - Сибирь
<p align="justify"> На вопросы компании "Эксперт-Сибирь" отвечает пресс-секретарь "МТС в Новосибирске" Антон Калтыгин.
- Насколько российский рынок
сотовой связи отстает от западного?
Если говорить об уровне проникновения, то сейчас мы опережаем общемировые
показатели: у нас проникновение составило на конец февраля 27,5%, в мире же в
среднем — 21%. Хотя до Западной Европы еще далеко. Во-первых, это объясняется
более низким уровнем доходов населения, во-вторых, свою роль играет особенность
географии. Россия обладает гораздо большей территорией и существенно меньшим
уровнем урбанизации и дохода. Например, обеспечивать полное покрытие в
Красноярском крае экономически невыгодно, так как платежеспособный спрос на
значительной части территории края отсутствует.
- Каков
потенциальный уровень проникновения в Новосибирской области при сегодняшнем
уровне дохода населения?
При существующих условиях в перспективе он может достигнуть 75%. На это
потребуется приблизительно 5 лет.
- Как вы оцениваете
степень конкуренции в регионе?
Она очень различается от области к области. Уровень конкуренции определяется
операторами "большой тройки". Самая острая конкуренция наблюдается в
Новосибирской области, единственной, где работают все три крупнейших российских
оператора.
- Можно ли прогнозировать, как будет
разворачиваться конкуренция по мере насыщения рынка сотовой связи?
Это достаточно типичная модель, по которой развивались и европейские рынки.
После того как операторы выравнивают площадь покрытия, происходит выравнивание
тарифов (поскольку все работают в одинаковых экономических условиях).
Конкуренция переходит в область дополнительных услуг и сервиса.
- На какого абонента в регионе рассчитаны дополнительные услуги и сотовая
связь вообще?
Операторы стараются работать на все сегменты — частных, корпоративных абонентов,
малодоходных, много-, средне- и малоговорящих. Нельзя сказать, что какой-то
группе абонентов уделяется мало внимания. Почти каждый оператор имеет набор
тарифов, охватывающих все категории населения и субъектов экономики.
- Что для вашей компании является приоритетным на сибирском рынке —
привлечение новых клиентов или повышение лояльности действующих?
Достаточно часто операторы в своей маркетинговой деятельности делают акцент на
привлечении абонентов, тем более что огромная потенциальная емкость рынка это
позволяет. Количественный рост — это хорошо, но даже в недалекой перспективе это
приведет к обратному эффекту в виде некачественного содержания абонентской базы
и, соответственно, большой величины оттока. Примерно полтора года назад мы
начали уделять одинаковое внимание и привлечению абонентов, и работе по
повышению их лояльности. По мере развития рынка приоритеты будут смещаться как
раз в сторону последнего.
- Какие шаги предпринимаются вами
в этом направлении?
Маркетинговые акции проводятся не только для вновь подключившихся, но и для
всех абонентов. Те, кто подключился раньше, не чувствуют себя ущемленными, нет
стимула переподключаться.
На постоянной основе действует бонусная система скидок в зависимости от стажа
абонента. Кроме этого мы занимаемся развитием и предложением различных сервисных
функций.
- Насколько нужна разработка новых тарифных
планов?
Вводить совершенно новые тарифные планы нет необходимости, по сути, группы
абонентов достаточно однородны в своих предпочтениях и возможностях. Однако
между регионами есть различия по уровню доходов населения, проникновению сотовой
связи. Поэтому в регионах структура тарифов примерно та же, меняются только
ценовые параметры — например стоимость минуты разговора. Количество тарифных
планов за последнее время не изменилось, к условиям рынка адаптируются отдельные
элементы тарифов.
- Какой тарифный план наиболее
востребован?
Наибольшей популярностью пользуются тарифы без абонентской платы (семейство
Джинс), малобюджетные тарифы (Оптима). Это абсолютно логично для развитого рынка
- рынок массовый, сотовая связь должна быть доступна для всех, а большинство —
абоненты с невысокой доходностью.
- На что рассчитано
развитие дополнительных услуг — на привлечение абонентов или формирование их
лояльности?
В большей степени для формирования лояльности. Такие базовые услуги, как SMS,
GPRS, есть у всех операторов, отличаются количество и набор услуг
контент-провайдеров. Сейчас это фактор средней значимости. Но по мере того как у
операторов выравнивается ценовая политика, он становится все более существенным.
Каждая из допуслуг рассчитана на отдельный небольшой сектор рынка. Благодаря
увеличению количества допуслуг большее количество таких сегментов в сумме
составит значительную часть абонентской базы.
- Пока
неголосовые сервисы малозначимы в формировании доходов оператора, тем не менее
вы активно развиваете их в Новосибирске. Насколько это оправдано?
В настоящее время доля дохода от допуслуг действительно незначительна, но еще
год назад она была в три раза меньше. Количество SMS-сообщений на одного
абонента выросло более чем в 2 раза. Так что перспективы этого сегмента
многообещающие.
- Каков, на ваш взгляд, потенциал роста
этого рынка?
Например, у японских операторов доля дохода от допуслуг составляет 45-50%. В
России такое вряд ли возможно, насыщение рынка произойдет на уровне 25%.
©
Интервью взяла Инна Гладкова, Эксперт
-Сибирь
© СОТОВИК