<p align="justify">"Рынок мобильных игр огромен. Скажем, GameBoy наиболее прибыльное предприятие среди всех игровых платформ причем, не только среди мобильных игр! И могу сказать, что возможность создания 3D-игр приведет к бурному развитию рынка". Эксклюзивное интервью Эндрю Хамбера, европейский офис NVIDIA для сайта PocketGames.ru.
PocketGames.ru: Как вы думаете, когда на рынке
появятся телефоны, оснащенные 3D-акселераторами? Что делает NVIDIA, чтобы
стимулировать этот процесс и что думают по этому поводу производители трубок, с
которыми она работает?
Эндрю Хамбер: Мы надеемся видеть, что модели, оснащенные GoForce 3000 и
4000 появятся уже во второй половине этого года. Телефоны, оснащенные
акселераторами на базе нашего нового 3D-ядра AR10, как ожидается, будут выпущены
в начале 2005 г.
PocketGames.ru: Как NVIDIA оценивает рынок мобильных
игр (в финансовом аспекте, сегодня и в перспективе)?
Эндрю Хамбер: Рынок мобильных игр огромен. Скажем, GameBoy наиболее
прибыльное предприятие среди всех игровых платформ причем, не только среди
мобильных игр! И могу сказать, что возможность создания 3D-игр приведет к
бурному развитию рынка.
PocketGames.ru: Можно ли попробовать оценить, скажем,
через год, какой процент мобильных телефонов будет иметь 3D-возможности?
Эндрю Хамбер: Трудно сказать уже сейчас есть некоторые устройства с
примитивным 3D, основанным на возможностях программного обеспечения. Мы ожидаем,
что первые телефоны с аппаратным ускорением трехмерной графики будут выпущены
менее, чем через год, и мы сейчас работаем с некоторыми из ведущих
производителей над такими проектами.
PocketGames.ru: Сколько сотрудников в NVIDIA
занимается разработкой 3D-решений для мобильных устройств?
Эндрю Хамбер: На сегодня это около 100 человек в отделе мобильных
устройств. Однако, к работе также привлекаются сотрудники отделов ПО и других,
их персонал тоже работает над поддержкой 3D-продуктов.
PocketGames.ru: С какими проблемами технической
реализации чипов для мобильных устройств вы столкнулись? И как вы преодолеваете
многочисленные ограничения вычислительных ресурсов портативных устройств?
Эндрю Хамбер: Решение проблемы времени автономной работы, снижение
энергопотребления и в активном режиме и в режиме остается самым высоким
приоритетом для NVIDIA. NVIDIA изобрела много инновационных и фундаментальных
технологий для создания микросхем: дизайн Dynamic Gated Clock, программное
управление питанием и библиотеки с сниженным энергопотреблением, мы внедрили ряд
нововведений в технологический процесс, позволяющих снизить требования к
питанию.
Все большее значение в мире мобильных устройств приобретает экран. Есть несколько технологий: Poly Silicon TFT, Amorphous Silicon TFT, OLED и пр., увеличивающие качество отображения информации в DPI; существующие 2.1-дюйм QVGA-экраны имеют разрешение более 160 DPI, новые 2.6-дюйм VGA ЖК-дисплеи -300 DPI. И NVIDIA очень тесно сотрудничает с разработчиками дисплеев, чтобы ускорить переход к экономичным, высокоскоростным интерфейсам, например, MCMADS на мобильные рынки.
В конечном счете самое большое достижение NVIDIA в этом сегменте способность поставить высококачественные и скоростные 3D-графические и видеорешения для мобильных устройств, сохраняя минимальные требования к питанию. Примеры легко будет видеть в мобильных устройствах на базе GoForce4000 и GoForce3000, благодаря которым удается обеспечить воспроизведение длинных видеофрагментов и радикально повысить то время, которое пользователи проводят за игрой.
PocketGames.ru: На какие мобильные платформы
ориентируется NVIDIA? Windows Smatrphone, Palm OS, Symbian, J2ME, специальные
игровые платформы, такие как Mophun или BREW?
Эндрю Хамбер: NVIDIA уже объявила о соглашениях с Palm OS и Symbian и
скоро мы объявим о новых партнерах. В случае, когда речь идет о других наших
модельных рядах, то мы стараемся поддерживать максимум API и операционных систем
той же стратегии мы будем придерживаться и при разработке мобильных решений.
PocketGames.ru: NVIDIA выпускает набор микросхем
nForce. А нет ли планов разработать reference design для КПК с мощной
3D-графикой?
Эндрю Хамбер: Какая интересная идея!
PocketGames.ru: Как NVIDIA работает с разработчиками
мобильных игр? И делается ли что-нибудь в этом плане в России?
Эндрю Хамбер: Пользователи сотовых телефонов находят им все новые и новые
применения. И операторы, которые внимательно следят за этим процессом находят
новые способы предлагать своим клиентам новые услуги, основанные на возможностях
телефонов делать цифровые снимки и записывать видео. Очевидный следующий шаг в
этой эволюции перенос 3D-контента, уже созданного для других платформ, на
мобильный рынок.
Средства разработки, созданные NVIDIA (SDK) предоставляют разработчикам полный доступ к технологиям NVIDIA технологии, включая программирование аппаратных средств, чтобы они могли использовать все возможности графических процессоров NVIDIA и разрабатывать эффективные и безопасные приложения для мобильных телефонов, в которых используются наши продукты.
Инструментальные средства NVIDIA для КПК будут включать библиотеку примеров кода, включая (но не только!) основные операции с экраном, мультитекстутирование и атмосферные эффекты. В нее также включены инфраструктурные средства для работы в Microsoft Visual Studio.NET. Разработчики, которые пользуются этим пакетом и присоединятся к программе поддержки мобильных систем NVIDIA, будут также иметь доступ к множеству библиотек NVIDIA, включая драйверы для OpenGL ES, библиотеки вычислений с фиксированной запятой и загрузки текстур NVIDIA DXT. Участники также получат исходный текст существующих демонстраций NVIDIA и будут иметь доступ к технической поддержке NVIDIA.
Что же качается России, то могу сказать, что мы будем поддерживать разработчиков везде, где они появляются и благодаря нашему новому офису в Москве, для которого такая поддержка входит в его прямые обязанности, думаю, мы сможем предоставить хорошие возможности для создателей ПО.
PocketGames.ru: Мобильные устройства им
действительно так уж нужно 3D? 99% мобильных игр головоломки или пошаговые
игры или карточные, в лучшем случае. Ведь люди не могут позволить себе полностью
погрузиться в игровой процесс, поскольку они играют в метро, на вокзале, в
очереди...
Эндрю Хамбер: Жанры игр, которые сегодня существуют для мобильных
устройств, действительно ограничены но скорее из-за недостатка вычислительной
мощности для 3D, ограниченных экранов, программных платформ, которые должны
развиться. И тогда появятся пользователи, которые смогут оценить преимущества
наличия поддержки 3D в мобильном устройстве. Я не вижу причин, почему 3D-игры не
может работать в стиле , как это происходит с современными 2D-играми лично я
предпочту наслаждаться пятью минутами игры с превосходной графикой, чем пятью
минутами игры, которая будет плоской и бесцветной.
Если говорить о играх как таковых, то конечно всегда будут жанры, которые будут лучше смотреться на ПК, чем на мобильных устройствах, например, FPS. Непросто сделать такую игру, чтобы она хорошо смотрелась на мобильном телефоне. Основная проблема тут очевидна, сложно попасть в цель, которая располагается лишь несколькими пикселами выше однако, представьте себе ту же самую игру, в которой имеется роль снайпера, способного рассматривать цель в оптический прицел, приближая ее. Я думаю, что мобильные платформы будут стимулировать разработчиков проявлять творческий подход к проектированию игр. Другие игры, типа гонок, леталок и так далее действительно могут быть прекрасно работать на трубках, как например, демо-ролик Fathammer Stunt Car Extreme для GoForce, он выглядит превосходно и я думаю, что с удовольствием бы поиграл, стоя в очереди в мою прачечную.
© СОТОВИК