Клод Мартан, Павел Козлов, Navteq: "Nokia не против ГЛОНАСС в телефонах"
Через несколько лет российский рынок мобильной навигации может стать вторым по размеру в Европе. И причиной тому не только набившая оскомину "благоприятная экономическая конъюнктура" (читай – цены на нефть).
О настоящих причинах, которые двигают спрос и предложение, а также о последних технологических новинках и будущем рынка в интервью ИАА "Сотовик" рассказали люди, работающие в буквальном смысле "внутри" навигации — топ-менеджеры крупнейшей компании-поставщика картографической информации Navteq: вице-президент компании по развитию бизнеса пользовательского сегмента в регионе EMEA Клод Мартан и директор по развитию бизнеса (персональная и автомобильная навигация) ООО "Навтек Си Ай Эс" Павел Козлов.
"Сотовик": Первый вопрос: как развивается ваше сотрудничество с Nokia после приобретения Navteq в 2007 году. Получили ли выгоду от сделки акционеры?
Клод Мартан: Да, получили. Мне нравится стратегия Nokia в области LBS, навигации в целом и пешеходной навигации в частности, их подход к распространению информации между пользователями навигационных платформ, к обмену географическими данными. Все это не может не внушать оптимизм. Я видел прогнозы, в которых было указано, что Nokia собирается поставить на рынок 35 миллионов устройств с навигационными функциями до конца 2008 года. Вдумайтесь, 35 миллионов телефонов с GPS, в каждом из которых будут карты Navteq! Для нас это прекрасная ситуация. Можно сказать, что Nokia является маяком в индустрии навигации и формирует этот новый рынок.
Клод Мартан: "Индустрия навигации выдержит присутствие нескольких крупных игроков"
"Сотовик": Я слышал, что именно вы, Клод, были тем самым человеком, который положил начало взаимоотношениям Navteq с Nokia еще в 2006 году, когда ваши карты впервые попали в приложение Nokia Maps.
К.М.: Я не могу объективно ответить на этот вопрос. С 2003 года я работал с рядом крупных клиентов на корпоративном уровне, представлял Navteq в больших контрактах. Но текущая ситуация, безусловно, — результат командной работы многих людей внутри Navteq. Это и инженеры, и продажники, и менеджеры по обслуживанию – в общем, множество людей. Это большая команда очень образованных и очень преданных своему делу специалистов.
"Сотовик": Вопрос в лоб: почему Nokia выбрала для покупки Navteq, а не, к примеру, Tele Atlas?
К.М.: Я думаю, потому что нам удалось показать наши преимущества. Сейчас в наших атласах 73 страны. Мировое покрытие и так хорошее, и оно продолжает расширяться. Что еще было немаловажно для Nokia – это пешеходная навигация, наш продукт под названием Discover Cities. Ну и с Nokia вообще у нас давние и хорошие отношения. Они знают, насколько надежны не только наши данные, но и мы сами как компания.
"Сотовик": Какова природа ваших взаимоотношений с Nokia? Это разделение прибыли? Лицензионные отчисления?
К.М.: Мы не можем отвечать на этот вопрос. И как публичная компания также не раскрываем схему этих взаимоотношений в нашей отчетности. Но мы можем говорить о нашей бизнес-модели в целом. По крайней мере, я могу сказать, что у нас недискриминационные отношения с потребителями, независимо от их размера. Мы хотим быть прозрачными в этих взаимоотношениях. Так что большинство контрактов подразумевают либо единовременную оплату за использование наших продуктов, либо схему подписки на обновления.
"Сотовик": Мне очень импонирует позиция Google в сфере навигации. По сути, они стали первыми, кто сделал картографическую информацию массовым интернетовским продуктом. И вот теперь Google собирается завоевать мобильный рынок в целом и рынок мобильной навигации в частности со своей новой программной платформой Android и своим продуктом Google Maps. Что вы думаете об этом шаге Google?
К.М.: Я думаю, это хорошая инициатива — предоставить платформу Android самому широкому кругу производителей мобильных телефонов и сотовых операторов. Но Google еще предстоит убедить эти компании использовать их платформу.
"Сотовик": А не кажется ли вам, что продвижение Android способно навредить бизнесу компаний, занимающихся картографией? И бизнесу Navteq, как "дочке" конкурирующей с Google Nokia, в особенности?
К.М.: Мое мнение таково: возможности развития рынка навигационных устройств настолько огромны, что места на нем хватит для всех! Индустрия вполне способна выдержать присутствие нескольких крупных игроков. Да, Google – это большой игрок, и он сегодня практически доминирует на рынке онлайн-рекламы. Но что касается картографии, в особенности на мобильных устройствах, – здесь пока не все ясно. Конечно, стратегия, которую избрала Google, нам кажется очень интересной. Но пока неочевидно, как она будет воспринята остальными игроками на смежных рынках. Насколько охотно производители мобильных устройств будут применять эту платформу? Как бы то ни было, Navteq не останется в проигрыше – ведь мы уже поставляем картографическую информацию для Google Maps.
"Сотовик": Сложно игнорировать бурно развивающийся в последнее время сегмент контента, создаваемого самими пользователями (User Generated Content, UGC). UGC-сервисы добрались и до картографии (яркий пример – основанный на Google Maps проект Wikimapia.org, который, кстати, создан россиянами и которым пользуется чудовищное количество людей по всему миру). Вы не опасаетесь, что со временем подобные проекты станут более популярны, чем профессионально составленные карты? В других секторах контент-индустрии это уже произошло: Wikipedia более полна и популярна, чем любая из издававшихся за всю историю энциклопедий.
К.М.: Замечу, во-первых, что даже сам сервис Google Maps, не говоря уже о построенных на его основе сервисах, должен откуда-то брать исходную географическую информацию. Информацию для Google Maps, среди прочих, поставляет Navteq. Так что подлежащий под POI и названиями улиц картографический слой – это не собственность Google. И тем более не собственность авторов навигационных приложений, основанных на Google Maps.
Впрочем, я верю, что UGC очень скоро станет важнейшей частью картографического контента. Мы в Navteq очень сильно верим в сообщества, в социальные сети. И в этой ситуации наша компания занимает позицию провайдера приложений – т.е. мы предоставляем свои возможности, свою платформу пользователям с той целью, чтобы они разрабатывали свое ПО на основе нашей базы данных. Более того, мы проводим среди таких независимых производителей ПО и отдельных программистов ежегодный конкурс. Зачастую частные разработки приводят к появлению совершенно новых, неожиданных мобильных продуктов и услуг. Кстати, в соревновании этого года победила компания, создавшая именно социальное приложение на основе наших карт.
В общем и целом мы поощряем продукты и технологии, которые помогают создавать контент, обмениваться им, "привязывать" к географическим точкам разнообразную информацию, картинки и т.п. Но, хотя контент, поставляемый самими пользователями, уже играет важную роль и будет играть все большую, мы верим в то, что на рынке всегда будет оставаться место для профессиональных поставщиков контента. И не только потому, что этого требуют многие корпоративные и государственные стандарты. В профессиональном, надежном контенте заинтересованы и сами конечные пользователи навигационных устройств. На использовании профессионального навигационного контента построена и в будущем тоже будет строиться логика всех новых мобильных приложений, где картографическая информация поставляется в несколько слоев, основной из которых – как раз профессиональный.
Павел Козлов: "Наши команды геоаналитиков не имеют права ехать под шлагбаум, если он закрыт"
"Сотовик": Еще в 2006 году, когда Nokia впервые вышла на рынок навигации с продуктом Smart2Go, мы его тестировали и нашли далеким от совершенства. Например, названия улиц в Москве давались транслитом. Сильно ли изменилась ситуация с тех пор? Появились ли у вас русские названия улиц, русские POI?
Павел Козлов: Да, с тех пор ситуация значительно улучшилась. Самая свежая версия Nokia Maps, которая основана на наших картах (вышла 22 мая, — "Сотовик"), изменения разительны. Это касается и автомобильной навигации, и пешеходной, и увеличенного количества POI, и их актуальности, и русификации тоже.
"Сотовик": Наше интервью проходит на стенде Navteq на выставке "Связь-Экспокомм". И мне кажется, что ваше присутствие здесь продиктовано не столько желанием заполучить в клиенты очередного крупного производителя мобильных телефонов (кстати, а вы видели здесь хоть одного?), сколько возможностью "засветиться" перед заказчиками государственных проектов. Я не ошибаюсь?
П.К.: Я думаю, настало время, чтобы о Navteq получше узнали в России. Цель нашего присутствия – расширение и базы геоданных (основного продукта), и присутствия на рынке вообще. Вторая задача – стать более известными в среде конечных потребителей, показать, что бренд Navteq – неотъемлемая составляющая формирования цепочки ценности для потребителей. На "Связь-Экспокомме" мы также оглашаем планы по выпуску новых продуктов и расширению присутствия в России.
"Сотовик": Кстати, сколько "полевых" специалистов (людей, следящих за актуальностью картографической информации) у вас сейчас в нашей стране?
П.К.: На Navteq работают 26 специалистов на условиях постоянной занятости. Мы их называем геоаналитиками. Но помимо них есть еще и много специалистов вне России, которые, тем не менее, смотрят за российским проектом. Это люди, которые находятся в Европе и следят за качеством собранных в России данных. Это и люди, которые работают в Америке и занимаются непосредственно производством нашего продукта – собирают окончательные версии баз данных. Наш цикл производства таков: сначала сотрудники просто собирают информацию "в поле". Затем эти данные передаются в США, в г. Фарго, где и происходит сборка баз. Помимо этого мы постоянно привлекаем в Россию специалистов из Европы, которые приезжают и помогают нам, если это необходимо в каком-то проекте. Так что на самом деле команда, которая работает над картами России, составляет порядка 40-50 человек. А к концу года мы планируем довести штат в России до 41 человека.
"Сотовик": Как вы оцениваете перспективы российского рынка мобильной навигации?
К.М.: Для меня это очень многообещающий рынок. Через некоторое время, я думаю, он станет номером два в Европе. А в течение пяти лет, если темпы развития сохранятся, – то и рынком номер один. В Германии, например, в прошлом году было продано 4,8-5 миллионов портативных навигационных устройств, включая устройства для пешеходов, автомобильные и встроенные в мобильные телефоны. Я думаю, в течение 2-3 лет Россия сможет достичь такого же размера рынка – 5 миллионов навигационных устройств. Это произойдет потому, что покупательная способность населения будет продолжать увеличиваться. Я полагаю, что в течение 2-3 лет проникновение навигационных устройств всех типов достигнет в России 20-25 миллионов, что приблизит Россию к Франции (для сравнения, в Германии уже сейчас населением используется 18 миллионов навигационных устройств). Да, это не точные цифры, это мои предположения – но я просто вспоминаю, что происходило на различных европейских рынках в 2005, 2006, 2007 годах.
"Сотовик": А что вы думаете о текущей ситуации с навигацией в России?
К.М.: Мы полагаем, что в 2008 году объем продаж устройств всех типов приблизится в России к 1 миллиону. Дальше будет больше – ведь о возможностях таких устройств осведомлены 20-25 миллионов людей. Массовые продажи портативных навигационных решений начались в России по сути только в 2006 году. За два года, включая 2007-й, было продано менее 500 тысяч приборов. Так что, учитывая прогноз на этот год, можно ожидать, что к концу 2008 года в России будет использоваться чуть меньше 1,5 миллионов навигационных устройств.
"Сотовик": Какую долю из этого "парка" займут мобильные телефоны?
К.М.: Я думаю, все три рынка – специализированные устройства, мобильные телефоны и встроенные решения – будут развиваться в России весьма динамично. Просто потому что все три – для России достаточно новые. Но очевидно, что рост в мобильном секторе будет динамичнее, чем в остальных. Ведь почти у каждого есть мобильный телефон, и люди обновляют их почти ежегодно. На втором месте по темпам роста – отдельные портативные устройства для навигации. Наконец, третий сектор – это встроенные решения. Расти он будет медленней, так как такие устройства дороже.
Я ожидаю, что спрос будет расти и по причине постоянного усовершенствования устройств. Широкие экраны, более удобные клавиатуры, усовершенствованные системы меню – все это ждет потребителей.
П.К.: Кстати, еще одна причина, по которой мы присутствуем в России – это потенциальное сотрудничество с автопроизводителями. Они присматриваются к качеству наших карт, изучают рынок. Мы работаем по двум направлениям. В первую очередь, по системам ADAS (Advanced Drivier Assistance Systems). Это системы высокого уровня, они позволяют принимать решения о вождении на основе анализа данных. Второй сегмент даже более интересен. Это ультрадешевые навигационные приложения, ценой около 400 евро. В этой области есть понижательный тренд по цене и повышательный – по функциональности. А с учетом роста автомобильного рынка в России я считаю, что через некоторое время подобные решения могут выйти на второе место после мобильных телефонов. В будущем встроенная недорогая навигационная система будет в каждой машине класса A или B.
Клод Мартан (слева), Павел Козлов: "Очевидно, что сектор навигации на мобильных телефонах будет расти быстрее остальных"
"Сотовик": Поспособствует ли развитию рынка навигации система ГЛОНАСС? ГЛОНАСС-устройства появились на рынке еще в прошлом году, но особого фурора пока не произвели. Есть ли у них вообще будущее?
П.К.: Во-первых, нужно упомянуть, что Nokia не так давно заявила о том, что рассматривает возможность применения двухмодового чипа ГЛОНАСС/GPS в своих телефонах. Это уже немало значит! А было буквально так: технический специалист Nokia на одной из технических конференций сказал, что Nokia рассматривала и тестировала сигнал ГЛОНАСС и заявила, что он соответствует стандартам для использования в навигационных сервисах.
К.М.: А что касается Navteq, мы от ГЛОНАСС только выигрываем. Чем больше есть устройств, через которые пользователь может получать информацию о своем местоположении, тем для нас лучше. Если наши бизнес-партнеры видят возможности для своего бизнеса в использовании конкурентных преимуществ ГЛОНАСС, то, думаю, перспективы хороши.
"Сотовик": Как Navteq обходит законодательные ограничения, действующие в России на доступ к картографической информации?
П.К.: Navteq работает на территории России как российская компания – ООО, она обладает всеми необходимыми лицензиями, разрешениями и т.п. В частности – разрешением на использование GPS-приемников для картографической съемки. Мы также обладаем разрешением на публикацию данных. Да, беда России в том, что карты всегда были стратегическим материалом. Но мы не делаем карты, мы делаем дорожные атласы, а конкретнее — электронную базу для создания электронных дорожных атласов с возможностью маршрутизации. Т.е мы показываем дороги и инфраструктуру на расстоянии порядка 50 метров от них. Того, что находится в полях, где-то скрыто, на наших картах нет. Наши команды геоаналитиков не имеют права ехать под шлагбаум, если он закрыт. Так что никаких государственных секретов на наших картах нет и быть не может.
Мы очень плотно работаем с Роскартографией в вопросе получения исходных данных — у нас с ними подписан меморандум о совместной деятельности. Кроме того, мы в этом году постараемся расширить сотрудничество с Роскартографией, а также с компаниями, которые близки к ГЛОНАСС, потому что все их надо рассматривать в одном комплексе. В то же время интересно было бы увидеть, что произошли какие-то юридические изменения, появилась какая-то нормативная база. Де юро ограничения не отменены. Есть постановление правительства, распоряжение президента, но закон не изменен. Есть известное письмо Министерства обороны об отмене ограничений, но оно секретно. Мы действуем как геодезическая компания, но наши партнеры, наши клиенты оперируют в режиме де факто.
Navteq основана в Чикаго в 1985 году. Один из крупнейших в мире поставщиков цифровой картографической информации для автомобильных навигационных систем, предприятий, оказывающих услуги с учетом местоположения пользователя, а также государственных учреждений и частных компаний. Navteq поставляет базы данных практически во все сектора, где используется навигация – для автомобильной индустрии, Интернета, телематики, госорганов и корпораций. И конечно, для сектора потребительской электроники и сотовой связи. По всему миру в компании трудятся 3,6 тыс. человек. Акции Navteq торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, текущая капитализация – около 7,5 млрд USD. В 2007 году контроль над Navteq получил финский производитель мобильных телефонов Nokia. Представительства Navteq действуют в 73 странах мира, российский офис открыт в 2006 году. Карты Navteq на сегодняшний день покрывают четыре города России: Москву с областью, Санкт-Петербург с областью, Нижний Новгород и Екатеринбург. К концу 2008 года планируется покрыть все города-миллионники.
© СОТОВИК