Леонид Меламед, МТС: "Мы ожидаем появления целых классов новых сервисов, включая услуги, связанные с позиционированием, мобильными платежами"

   Автор статьи:

После поглощения "ВымпелКомом" Golden Telecom капитализация объединенной компании превысила капитализацию МТС. Однако глава МТС Леонид Меламед уверен в собственных силах — компания работает над конвергентными услугами, делает серьезную ставку на рынок мобильного Интернета, стимулирует своих абонентов разговаривать больше.

— Сейчас все с нетерпением ждут прихода связи третьего поколения (3G). Но европейские операторы столкнулись с тем, что услуги сетей 3G оказались не столь востребованы, как они ожидали. Вы не боитесь столкнуться с той же проблемой здесь? 
 
— В Европе операторы столкнулись с несколькими основными проблемами. Первая из них — плохое проникновение сигнала внутри зданий, вторая — батареи мобильных устройств, работающих в сетях 3G, очень быстро расходовали свой заряд. В-третьих, не были разработаны методики продаж контента, востребованного именно в сетях третьего поколения. В-четвертых, стоимость лицензий была настолько велика, что операторы долгое время не могли позволить себе инвестировать достаточные средства в сами технологии третьего поколения и маркетинг. В последние годы ситуация с сетями 3G резко изменилась. В Западной Европе пользование услугами третьего поколения нарастает опережающими темпами по сравнению с другими услугами связи. Количество пользователей 3G в западных странах давно превысило 100 млн, и количество абонентов растет гораздо быстрее, чем в обычных сетях. 
 
Мы уже сейчас работаем над спектром услуг связи нового поколения, учитывая мировой опыт, вкладываем значительные средства в технологии. Уже запустили опытную зону мобильного телевидения. Ведем переговоры с потенциальными поставщиками контента. 
 
Сейчас, когда МТС запускает сети третьего поколения, существенная часть имеющихся на рынке телефонов, смартфонов и PC-модемов уже 3G-совместимы. Миллионы абонентов автоматически станут пользователями услуг, как только сети нового поколения заработают. 
 
— Есть ли какие-то подвижки в ситуации с 3G-частотами в Москве? 
 
— Да, в Москве есть определенные подвижки, была создана комиссия, которая к середине осени должна закончить эксперименты по электромагнитной совместимости. Это уже прогресс, так как раньше создавать подобную комиссию не предполагалось. У нас есть убеждение, что результаты этих исследований позволят разрешить использование частот, возможно, с некоторыми изменениями по мощности. В целом мы надеемся, что к концу года какие-то позитивные изменения произойдут. 
 
— Уже несколько месяцев рынок обсуждает сделку по объединению "ВымпелКома" и Golden Telecom. Вас не смущает, что теперь, после объединения, капитализация "ВымпелКома" превышает капитализацию МТС? 
 
— Знаете, когда я только пришел в МТС в апреле 2006 года и еще детально не разобрался, как устроен бизнес этой компании, я тогда уже понимал, что, если абоненты будут нас любить и выбирать, акционеры — понимать стратегию и методы ее реализации, сотрудники компании — болеть за дело, выручка и рентабельность будут расти, а значит, вырастет и капитализация — не сегодня, так завтра. Так, к счастью, и происходило: рыночная капитализация МТС с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года выросла почти в 3 раза, или на 178%. Мы уверены, что данный подход к задаче роста рыночной стоимости компании будет успешно работать и в будущем. 
 
— Слияние "ВымпелКома" и Golden Telecom позволит этим компаниям предложить абонентам новый спектр услуг и сервисов. Что вы можете противопоставить объединенной компании в этом секторе? Готовите какой-то ответ на их действия? 
 
— Конвергентные услуги, которые на сегодняшний день в мире имеют пока весьма ограниченную популярность у юридических и физических лиц, предоставляются не только от имени одной компании, но и, гораздо чаще, от объединения независимых операторов. 
 
При этом единая компания, предоставляющая услуги мобильной и фиксированной связи, имеет, на мой взгляд, определенные возможности по рационализации своих затрат. 
 
Однако гибкую, клиентоориентированную услугу можно создать, объединяя усилия разных организаций со своим опытом клиентских отношений, маркетинга, привлекательными брендами, разнообразными технологиями. К тому же при таком сценарии, в отсутствии расходов на покупку активов, остаются ресурсы для правильной интеграции разнообразных услуг и создания современных отношений с клиентом.
 
 Мы рассчитываем на свои активы, прежде всего в области мобильной связи второго, третьего и в недалеком будущем четвертого поколения, а также активы в области фиксированной связи и WiMAX телекоммуникационных компаний АФК "Система" и других участников рынка, которым будет выгодно с нами взаимодействовать. Мы также рассчитываем на совместное развитие вместе с партнерами наших клиентских отношений, основанных на современном маркетинге и дистрибуции. Таким образом, МТС выступит "интегратором" услуг для своих сегодняшних и будущих клиентов. Кроме того, мы поможем нашим партнерам расширить и линейку их предложений. Мы хорошо знаем потребности наших клиентов, умеем прогнозировать спрос и уверены, что сможем его удовлетворить. 
 
— То есть можно ожидать появления услуги широкополосного доступа в Интернет под брендом МТС? 
 
— Широкополосный доступ в Интернет — один из наиболее привлекательных для нас сегментов в телекоммуникационном секторе. В России мы прогнозируем рост этого сегмента до 4,5 млрд долл. к 2011 году, и этот сегмент станет главным драйвером роста мобильных операторов уже через три-четыре года. 
 
Очевидно, что, развивая услуги 3G, мы хотим занять долю рынка мобильного Интернета не меньшую нашей доли на рынке услуг второго поколения мобильной связи. Сейчас мы изучаем все возможности синергии мобильного и фиксированного широкополосного интернет-доступа, чтобы предоставить клиенту необходимый ему пакет услуг. Скорее всего мы будем работать в этом сегменте и сами, и в партнерстве с "Комстар-ОТС", и с "Системой Масс-медиа", и с независимыми партнерами. 
 
— Является ли для вас контроль над компанией-партнером критичным? Будете ли вы покупать региональных операторов интернет-доступа? 
 
— Для нас критичен контроль качества и цена услуги. Такой контроль не требует владения активом. Контрактные отношения бывают весьма эффективными. 
 
— Мы говорили о новых сервисах, связанных с передачей данных. Справедливо ли мнение, что потенциал роста за счет увеличения голосового трафика и числа абонентов в России уже исчерпан? 
 
— У нас есть ряд причин считать, что это не так. Сегодня уровень реального проникновения сотовой связи в России составляет чуть более 70%. Другой источник роста абонентской базы — привлечение абонентов других сетей. К примеру, в конце 2007 года среди новых абонентов МТС порядка 70% — бывшие операторы других сетей. При этом мигрирующие абоненты сохраняют свой уровень расходов на мобильную связь, увеличивая трафик. ARPU таких абонентов — 10—11 долл., но за один год они увеличивают расходы в среднем на 30%. Поэтому для нас по-прежнему важно привлекать новых абонентов. В 2007 году мы стали лидером по числу подключенных абонентов как в России, так и по группе в целом, прирастив абонентскую базу на 6 млн и 9,7 млн соответственно. 
 
— Какова сейчас ситуация на Украине, ведь долгое время эта страна была головной болью для операторов из-за ценовых войн? 
 
— Мы не считаем украинский рынок исключительным. В России тоже есть регионы, где работают по пять и более операторов связи. Но на Украине при высоком уровне проникновения и крайне привлекательных ценах пользование связью на 30% ниже, чем в России, и в 3 раза ниже, чем в Белоруссии. Это следствие ценовых войн, которые не позволяют средним или маленьким операторам инвестировать достаточно средств в качество работы сети и маркетинг. Большие операторы тоже оказываются вовлеченными в эту ситуацию и вынуждены предлагать населению дешевые тарифы с минимальным набором дополнительных услуг. В результате привлеченный низкими ценами абонент начинает пользоваться услугами, но набор таких услуг, а зачастую (в случае с небольшими операторами) и качество этих услуг не стимулируют абонента повышать пользование мобильной связью. 
 
Несмотря на это рынок избежал того "дна", которое прогнозировали аналитики. Мы по-прежнему считаем, что развитие украинского рынка должно идти по пути стимулирования потребления мобильной связи и дополнительных услуг, и многое уже для этого сделали и продолжаем делать. Прошлый год был для нас переходным, мы готовили базу для дальнейшего развития. В первую очередь провели ребрендинг, большие деньги инвестировали в повышение качества работы сети, вывели на рынок новые сервисы передачи данных для стимулирования пользования допуслугами — к примеру, BlackBerry, "МТС Коннект". Мы построили сеть CDMA, получив возможность предоставлять услугу быстрого мобильного доступа в Интернет. В результате сейчас пользование на Украине постепенно начинает расти. В третьем квартале 2007 года MOU у "МТС Украина" вырос на 11% в годовом исчислении. Сохранение разумной доходности вложений в Украину требует от МТС бережного отношения к конкуренции и очень четкой маркетинговой политики на фоне экономии затрат. 
 
— "ВымпелКом" отчитался за четвертый квартал, показав хорошую динамику роста, но при этом показатель "среднемесячное число минут в пересчете на абонента" (MOU) снизился. Вы ожидаете, что эта тенденция сохранится и будет ли она характерна в целом для рынка? 
 
— Мы настроены оптимистично, и думаю, что наши коллеги из двух других федеральных операторов разделяют наш оптимизм. В конце 2007 года мы прогнозировали, что в течение трех лет показатель MOU в России превысит 400 мин. Многие тогда сказали, что мы излишне оптимистичны. С тех пор тон комментариев существенно изменился, и сейчас многие аналитики уже закладывают в свои модели примерно ту же цифру. Мы и раньше озвучивали прогнозы, которые казались рынку излишне смелыми. В 2006 году мы предсказывали, что через пять лет показатель среднемесячного счета в пересчете на одного абонента в России составит 15 долл. Тогда всем казалось, что мы завысили наши ожидания, сейчас все считают, что это консервативный прогноз. Уже сейчас в России на некоторых тарифах, например в тарифе "Супер Первый", MOU в ряде регионов уже достиг показателя в 400 мин., что позволяет говорить о нескольких миллионах абонентов с подобным уровнем потребления услуг. В Белоруссии давно пользование связью находится на уровне 500 мин. в месяц. 
 
Рост использования сотовой связи должен стать одним из приоритетов политики государства, как это уже делается во многих странах. Аналитики убеждены, что именно развитие беспроводных технологий связи развивает экономики государств, а не наоборот. Поэтому, когда население будет пользоваться связью по 500—600 мин. в месяц и примерно треть платежей тратить на мобильный Интернет, мы увидим в стране новую модернизированную экономику. 
 
— А зачем здесь вообще нужна поддержка государства? 
 
– Видите ли, существуют две концепции. Согласно одной из них, нужно наращивать объемы использования телекоммуникационных услуг населением и предприятиями, согласно другой — делать так, чтобы в стране было как можно больше операторов, причем эта позиция имеет достаточно сильных сторонников. Если сторонники этой идеи выиграют, мы скорее всего получим копию украинской рыночной ситуации. 
 
— Что вы делаете как оператор, для того чтобы повышать уровень использования сотовой связи вашими абонентами? 
 
— Во-первых, это сбалансированная тарифная политика. Сотовая связь — одна из немногих услуг в России, которая вопреки общим тенденциям потребительского рынка и росту инфляции не дорожала в последние несколько лет. Это следствие разумного подхода как операторов, так и регулятора. Во-вторых, мы активно используем стимулирующие тарифы, так называемые телескопические тарифы, цена каждой последующей минуты в которых дешевле предыдущей. Постоянно выводим на рынок новые дополнительные услуги и предложения, убеждающие абонента в том, что, потратив на два доллара в месяц больше, он получит несоизмеримо большее количество услуг — минут разговора, сервисов по передаче данных, контента и т.д. Третий компонент – инвестиции в развитие сети и инфраструктуру: контакт-центры, офисы продаж и т.д. Когда абонент чувствует повышение качества сервиса, это также стимулирует его потреблять больше услуг. 
 
— Как изменилась политика MTC на рынке дополнительных услуг? 
 
— В 2006 году мы изменили стратегию работы с контент-провайдерами, решив работать только с крупными агрегаторами. Эта стратегия себя оправдала — агрегаторы сумели подобрать лучший контент и наилучшим образом его продвигать. В прошлом году мы стали делиться WAP-трафиком с контент-провайдерами. Это привело к росту потребления тяжелого видео- и аудиоконтента, дало возможность развивать новые сервисы в WAP, такие как социальные сети, обмен пользовательским контентом и пр. Мы также активно действовали на рынке мобильной музыки и видео, предоставляя абонентам эксклюзивные возможности. В итоге в 2007 году МТС удвоила доходы от мобильного контента. 
 
Нам удалось увеличить долю присутствия и на рынке мобильного доступа в Интернет. Около 14,4% абонентов МТС на сегодняшний день уже используют мобильный доступ в Интернет. Мы достигли этого, главным образом, сняв все барьеры для новых пользователей мобильного Интернета — сложность подключения и настройки оборудования. 
 
— Пока спектр услуг в области передачи данных, ориентированный на корпоративный сектор, достаточно невелик. Ждете ли вы каких-то изменений? 
 
— В будущем мы ожидаем появления целых классов новых сервисов, включая услуги, связанные с позиционированием, мобильными платежами и т.д. К примеру, рынок мобильных микроплатежей. Эти технологии применимы в огромном количестве бизнесов — транспорт, плата за парковки, коммунальные услуги и платежи. Сейчас перед государством стоит проблема теневого оборота наличности, широкое распространение мобильных платежей помогло бы в высокой степени решить эту проблему. 
 
— Теоретически вероятен ли такой сценарий, когда АФК "Система" передаст вам в управление индийского оператора, которого она начнет создавать в ближайшее время? 
 
— Этот интересный проект АФК "Система" реализует самостоятельно. 
 


© РБК daily

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх