"ВымпелКом" продолжает развитие в странах СНГ. В 2007 году компания запустила услуги в Грузии, получила лицензии на 3G в Армении и Узбекистане, в этом году проведен ребрендинг "Арментела". О развитии компании в странах ближнего зарубежья, о приоритетах оператора в области экспансии за рубеж и о том, как изменилась ситуация после слияния с Golden Telecom, корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву рассказал исполнительный вице-президент "ВымпелКома" по развитию в странах СНГ Дмитрий Плесконос.
— Расскажите о планах "ВымпелКома" по развитию в странах СНГ. Каков объем запланированных инвестиций, на что будут направлены средства?
— В этом году страны СНГ будут оставаться фокусом компании — это растущее направление нашего бизнеса. По темпам роста другие страны СНГ в целом обгоняют Россию: в 2006 году они принесли 12% от общей выручки группы, в 2007-м — уже 15%. В первую очередь это связано с низким уровнем проникновения сотовой связи в ряде этих стран. К примеру, в Узбекистане и Таджикистане проникновение пока не достигло 30%. А страны СНГ сами по себе немаленькие и имеют серьезный потенциал роста. Понимая ту динамику, что имела место в России и на Украине, можно предположить, что и в других странах СНГ дела пойдут аналогичным образом. В этом году в странах СНГ, исключая Россию, мы запланировали капитальные затраты в размере около 750 млн долл. Средства будем тратить в зависимости от динамики рынков. Инвестиции направятся как в улучшение качества услуг, так и в расширение сети — не во всех странах у нас есть стопроцентное покрытие.
— Планируете ли вы заниматься дальнейшими поглощениями на рынках СНГ?
— Решение о выходе в страны СНГ было принято в 2004 году, после этого у нас стали появляться новые активы. Первым появился Казахстан, потом Украина, Таджикистан, Узбекистан, Грузия и Армения. В каких-то странах мы строили сеть с нуля, где-то покупали уже сформировавшиеся активы. Мы продолжаем планомерно двигаться в этом направлении и сейчас. Главное препятствие заключается в том, что спектр частот — это ограниченный ресурс и на всех его не хватает. В некоторых странах этот ресурс уже распределен между существующими игроками, и остается лишь вариант выхода на рынок путем поглощения. Не каждая компания готова продаться тогда, когда мы готовы заключить сделку. Но как только возможности появляются в тех странах, где "ВымпелКом" еще не присутствует, — мы обязательно их рассматриваем. А желание продолжать экспансию у нас есть.
— Является ли Россия единственным генератором идей для "ВымпелКома" или есть примеры, когда вы экстраполировали проекты из стран СНГ на всю группу?
— Развитие в странах СНГ оказало для "ВымпелКома" серьезную помощь и дало немало новых знаний. К примеру, покупка "Арментела" дала нам опыт в развитии услуг фиксированной связи, который мы можем использовать при консолидации с Golden Telecom. Аналогично дела обстоят и со связью третьего поколения — услуги 3G мы впервые запустили в Таджикистане. Страны СНГ являются инициатором ряда направлений, а также полигоном для определения решений, которые в дальнейшем могут воплощаться во всей группе компаний "ВымпелКом".
Во всех странах разный подход к регулированию, иногда эти вопросы в других странах СНГ решаются быстрее, чем в России. К примеру, Москва до сих пор камень преткновения в развитии 3G-услуг — свободных частот пока нет, так как спектр принадлежит военным, и требуется его расчистка. В ряде стран вопрос расчистки спектра стоит гораздо проще, отчасти из-за того, что страны более компактны. Там быстрее и сеть можно сформировать, и запустить новую услугу. Поэтому проекты в других странах мы переносим на Россию позже, и для некоторых технологий Россия не является приоритетной страной.
— Рассматриваете ли вы возможность выйти за пределы стран СНГ?
— Мы действительно рассматриваем такие возможности, но здесь следует быть осторожным. Довольно трудно выполнять ту работу, которую до этого ты никогда не делал. Есть страны с высоким уровнем проникновения — это Европа, США, где сотовой связью пользуется все население. Выйти туда, где рынок уже поделен, и найти свою нишу — это своего рода искусство. Но у нас такого опыта нет, поэтому эти регионы нам неинтересны. Также есть рынки с низким проникновением, которые находятся далеко от нас, например страны Южной Америки. Такие рынки нас тоже не прельщают, здесь удобнее работать компаниям с развитых рынков, расположенных ближе.
Нам нужны рынки с довольно низким проникновением. И тут проявляются наши конкурентные преимущества — мы умеем быстро строить сеть с нуля и работать на рынках с низким ARPU. Мы научились это делать, это наше ноу-хау. Также у нас сильный интернациональный бренд. Поэтому нам интересны рынки Азии, потенциально интересуют страны Африки. При этом мы не готовы пока как мировые гиганты участвовать в открытых тендерах и платить за активы огромные деньги, нам необходимо решение, приемлемое по цене. В связи с этим подобные сделки носят длительный характер.
— При выходе за рубеж готовы ли вы использовать опыт, полученный в странах СНГ?
— Выходя в разные страны СНГ, мы получили бесценный опыт — все эти рынки не похожи друг на друга, мы научились работать в самых разных условиях. Мы выходили на рынки как с высоким, так и с низким проникновением, имеем опыт как консолидации крупных активов, так и постройки сети с нуля. И каждый раз приходилось использовать новую модель при выходе на рынок.
Если выходить в страну за счет поглощения, то необходимо адаптировать культуры обеих компаний, чтобы было полноценное слияние. Мы, с одной стороны, должны сохранить имидж поглощенной компании, сложившийся на ее домашнем рынке. С другой стороны, решить собственные задачи. Если же предстоит запускать сеть с нуля, а уровень проникновения высокий, то необходимо использовать тактику агрессивного нападения как с точки зрения тарифов, так и маркетинга. Здесь необходимо как можно быстрее больше рассказать о себе, чтобы клиенты выбрали именно твои услуги, несмотря на то что вокруг много известных компаний. Такой опыт мы приобрели с выходом на украинский рынок.
А есть страны, где ты растешь вместе с рынком, как это было в России. В странах с низким проникновением возможность вырасти есть у всех. И если абонентские базы растут, то надо сделать так, чтобы всем было хорошо, но нашей компании чуть лучше. При этом в таких условиях все игроки работают на то, чтобы рынок наших услуг стал больше, и здесь мы выступаем как партнеры. Любая компания, которая в этом направлении движется, приносит большую пользу в целом, потому что становится проводником услуги.
Весь этот опыт сложился для нас в определенную копилку знаний, которыми мы обладаем. Теперь мы знаем, что делать при выходе на новые рынки. Мы оцениваем риски, и, как показывает практика, чем больший риск, тем больше положительный эффект.
— Не помешает ли вашему развитию в странах СНГ недавнее слияние между "ВымпелКомом" и Golden Telecom? Не отвлечет ли сделка средства, которые "ВымпелКом" мог бы потратить на развитие за пределами России?
— "ВымпелКом" обладает достойными финансовыми возможностями, банки нас знают с хорошей стороны. Поэтому негативного эффекта от слияния с GT для экспансии не будет точно. Была бы хорошая сделка, деньги у нас найдутся. А вот выгоды "ВымпелКома" от слияния касаются не только России, но и всех стран нашего присутствия. К примеру, у GT очень хорошие позиции на Украине в сегменте корпоративных пользователей. У УРС ("Украинские Радио Системы" — "дочка" "ВымпелКома". — РБК daily), напротив, таких клиентов не очень много. Потенциально у нас есть хорошая возможность соединить усилия и выйти с совместными предложениями для корпоративных клиентов — это хороший пример синергии. Также у "ВымпелКома" и GT есть транспортные сети, при слиянии которых появятся значительные выгоды. После слияния с GT мы уже в четырех из шести стран присутствия предоставляем весь спектр услуг связи. И если мы видим востребованное рынком предложение, отмечаем результат, то нам довольно просто транслировать эти сервисы на всю группу компаний.
— Каким вы видите "ВымпелКом" в долгосрочной перспективе?
— Мы видим себя в дальнейшем в качестве универсального телекоммуникационного оператора, предоставляющего все возможные услуги. Постепенно люди перестанут считать "ВымпелКом" оператором лишь мобильной связи. Помимо технологического, "ВымпелКом" ожидает и географическое развитие. Наверняка будут появляться новые возможности, которые мы сумеем использовать.
© СОТОВИК