«Яндексу» подкладывают моделей
Мужской журнал предъявил авторские права на эротический контент.
Американский издатель мужского журнала Perfect 10 (аналог Playboy) и владелец сайта Perfect10.com с контентом для взрослых подал в суд Калифорнии на «Яндекс», обвинив крупнейший российский поисковик в нарушении авторских прав на эротическую фотосъемку. Perfect 10, Inc. уже имела дело с Google, Amazon, Microsoft, но проиграла все судебные разбирательства.
В конце марта американская компания Perfect 10, публикующая на сайте Perfect10.com фотографии «только естественно красивых моделей» (не пользующихся услугами пластических хирургов и не подвергающих свои волосы покраске, а глаза — ношению цветных линз), подала иск в суд Калифорнии против голландской Yandex NV (владеет 100% уставного капитала российского ООО «Яндекс»). По мнению истца, «Яндекс» неоднократно нарушил авторские права, принадлежащие Perfect 10, Inc.
Как указано в иске (есть в распоряжении «Ъ»), «Яндекс» «узурпирует» бизнес Perfect 10, предлагая своим пользователям в свободном доступе то, что Perfect 10 продает. Кроме того, поисковик размещает рекламу рядом с изображениями моделей, неправомерно на этом зарабатывая. Вдобавок, объясняют в Perfect 10, в результатах поиска «Яндекса» можно найти пароли доступа на коммерческие ресурсы Perfect 10, что позволяет пользователям заходить на сайт Perfect10.com и загружать тысячи фотографий, защищенных авторским правом, бесплатно. Таким образом, «Яндекс» нарушает параграфы 106 и 501 Акта о защите авторских прав США (United States Copyright Act), убежден истец и требует возмещения ущерба в размере $5 млн.
Perfect 10, Inc. основана Норманом Зада в 1997 году. Издавала до середины 2000-х эротический журнал Perfect 10, но из-за убыточности проекта компания перенесла его в интернет. Пользователи сайта Perfect10.com покупают доступ к его контенту за ежемесячную плату $25,5, получая индивидуальное имя и пароль. Perfect 10, Inc. принадлежат тысячи уникальных фотоснимков, защищенных авторскими правами.
У Perfect 10 богатая судебная история взаимоотношений с интернет-компаниями по всему миру. Ранее она инициировала разбирательства с Google, Amazon, Microsoft, Rapidshare и др., но все процессы в суде проигрывала, за исключением суда против крупнейшего файлообменного сервиса Megaupload.
Глава Perfect 10 Норман Зада заявил «Ъ», что компания инициирует только те судебные процессы, в которых, по ее мнению, есть высокие шансы на победу. «Мы отправили им («Яндексу») 72 уведомления, и ни на одно из них мы не получили ответа»,- утверждает господин Зада.
«Мы отвечали на уведомления компании Perfect 10, Inc. Документы по иску были получены нами совсем недавно»,- говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков. От более подробных комментариев в компании воздерживаются, пока не получат заключение юристов.
По мнению экспертов, шансов на выигрыш дела в суде у Perfect 10 практически нет. ««Яндекс» — это поисковая система, которая сама не инициирует процесс поиска,- рассуждает адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина.- В данном случае это лишь посредник, предоставляющий безвозмездно сервис, который предназначен исключительно для личного некоммерческого использования». В аналогичном процессе Perfect 10 против Google суд встал на сторону ответчика, указав, что «вред является гипотетическим», напоминает госпожа Топорнина.
Конструкция, которую предлагают юристы, защищающие интересы истца, заключается в том, что «Яндекс» предоставляет поисковый механизм, ведущий к нарушению авторского права, считает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности и эксперт ЮНЕСКО по авторскому праву и праву СМИ Владимир Энтин. Но сам «Яндекс» действия не совершает, это юрлицо, которое не занимается просмотром фото для взрослых, объясняет господин Энтин. В таком случае, считает он, это станет основанием для закрытия всех поисковых систем и прекращения функционирования интернета в целом.
Директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников считает, что максимум, чего сможет добиться Perfect 10,- удаления ссылок на контент из поисковика, на что будут иметь полное право. «Но не возмещения ущерба, потому что его невозможно доказать»,- уверен господин Колесников.