Кто быстрее
За год с октября 2007 г. МТС и "Мегафон" удешевили услуги примерно на 10%, а "Вымпелком" сохранил цену на прежнем уровне. Правда, его выручка в России росла медленнее, чем у конкурентов.
В России выручка МТС в III квартале 2008 г. выросла на 30% по сравнению с III кварталом 2007 г. до $2,17 млрд, "Вымпелкома" — на 23,2% ($2,04 млрд), "Мегафона" — на 29,3% ($1,93 млрд). МТС и "Мегафон" приобрели за этот период по 7,5 млн клиентов в России, а абонентская база "Вымпелкома", который с 1 января перестал учитывать клиентов, не платящих за услуги более трех месяцев (ранее — полгода), увеличилась лишь на 3,3 млн. В результате, по данным AC&M-Consulting, доля МТС (учитывающей клиентов-неплательщиков шесть месяцев) на российском рынке выросла с 32,9% до 34,5% (по числу абонентов), а доли "Вымпелкома" и "Мегафона" почти сравнялись — 25,1% и 23% (год назад — 30,4% и 20,5% соответственно). МТС не планирует менять учетную политику, говорит ее представитель Елена Кохановская: важно, сколько новых абонентов остается с компанией и какие доходы они приносят.
Средняя продолжительность разговоров абонентов "Вымпелкома" выросла меньше, чем у конкурентов, — на 9,4% (у МТС +27,5%, у "Мегафона" +19,5%). Но МТС и "Мегафону" пришлось снизить среднюю стоимость минуты (APPM) примерно на 11% — до $0,054. У "Вымпелкома" APPM, наоборот, выросла с $0,064 до $0,066. "Мы будем стимулировать рост потребления услуг, но коррекции по средней стоимости минуты не планируем", — говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая. МТС намерена увеличивать продажи и уровень пользования, предлагая более выгодные тарифы с сопутствующими дополнительными услугами, говорит Кохановская.
Операторы подошли к кризису "в хорошей форме", считает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. Правда, у "Вымпелкома" из-за высокой долговой нагрузки положение сложнее, добавляет аналитик: переоценка валютных обязательств может привести к снижению прибыли. В III квартале чистая прибыль "Вымпелкома" упала по сравнению с показателем годичной давности на 41,3% — в том числе из-за чистого убытка от курсовой разницы. У МТС прибыль сократилась на 21,3%, а у "Мегафона" выросла на 37,9%.