Медленный старт
За три дня МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» продали несколько тысяч смартфонов iPhone. Выполнить обязательства перед Apple такими темпами они не смогут
Продажи iPhone в России стартовали в ночь с 3 на 4 октября. Смартфоны можно было купить в ряде круглосуточно работающих магазинов МТС, «Вымпелкома», Apple и крупных ритейловых сетей.
Несколько таких салонов посетили корреспонденты «Ведомостей». У магазина МТС на Сухаревке за час до старта продаж толпилось несколько человек, в том числе журналисты, фотографы и телеоператоры. К полуночи собралось еще 20-30 человек; первые пять получили второй iPhone в подарок. Среди покупателей оказался известный шоумен Николай Фоменко — ему iPhone просто подарили.
Продажи iPhone от «Вымпелкома» стартовали в центральном офисе продаж на Старом Арбате, ажиотажа не наблюдалось. Салон «Вымпелкома» посетила телеведущая Тина Канделаки, обменявшая ранее купленный (за пределами России) позолоченный iPhone на модель черного цвета.
«Мегафон» единственный предложил трубки Apple по субсидированной цене: в зависимости от выбранного тарифного плана московский покупатель может получить смартфон по цене от 25 500 руб. (модель с 16 Гб памяти без абонентской платы) до 49 руб. (8 Гб памяти, абонплата — 2800 руб. в месяц). И в фирменном магазине Apple на 1-й Тверской-Ямской, где начал продавать iPhone «Мегафон», торговля шла особенно бойко: перед магазином выстроилось 50-70 человек, и в первый час очередь не уменьшалась.
«Вымпелком» продавать субсидированные смартфоны Apple пока не планирует, говорит руководитель его службы по связям с общественностью массового рынка Светлана Анурова. А МТС предлагает в качестве промежуточного варианта тарифный план SIM, указывает ее пресс-секретарь Ирина Осадчая: покупатель платит за телефон 5990 руб., а остаток его стоимости (17 010 руб. за трубку с 8 Гб памяти или 21 010 руб. за смартфон с 16 Гб) вносит на лицевой счет, откуда затем средства расходуются на оплату услуг связи. Этот тариф, по словам Осадчей, пока самый популярный.
В первый день продаж, 3 октября, три оператора продали 1700 iPhone, оценивает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин; 40% трубок — «Мегафон», а МТС с «Вымпелкомом» — по 30%.
Сколько iPhone продано за три дня, операторы пока не подсчитали. В Москве через фирменные салоны МТС к 16.00 вчерашнего дня разошлось чуть менее 1000 этих смартфонов, рассказывает Осадчая; «Вымпелком» по всей стране продает «по несколько тысяч» в день, говорит Анурова. «Мегафон» не подвел итогов, сказала его пресс-секретарь Татьяна Зверева.
За три дня салоны «Связного» (более 1500 по всей стране) продадут 2100 трубок iPhone, спрогнозировала вчера представитель этого ритейлера Елена Ноготкова. Это 5% от ежедневных продаж всех трубок в «Связном», добавляет она. «Евросеть», по словам председателя ее совета директоров Евгения Чичваркина, продала трубок Apple «мало — несколько сотен».
Смартфон продается «неплохо для своего сегмента», считает Муртазин, но до ажиотажа далеко. Причины — дороговизна (в США минимальная цена iPhone 3G без операторского контракта — $399, в Бельгии — 418 евро) и поздний старт продаж в России. В США первая модель iPhone (без поддержки 3G) появилась еще в конце июня 2007 г., а iPhone 3G — в июле 2008 г. Кроме того, среди проданных iPhone много брака, говорит Чичваркин. Нынешний уровень продаж — пик, потом этих трубок будет продаваться по 300-400 в день, считает Муртазин. Этого не хватит, чтобы операторы выполнили обязательства перед Apple, продав 4 млн ее трубок за три года.-
Главное преимущество iPhone — оригинальный сенсорный экран; в других функциях аппарат подчас уступает конкурирующим устройствам, замечает бывший руководитель российского представительства E-Ten (производитель коммуникаторов Glofish) Михаил Фадеев. Это имиджевое устройство, и все, кто спешил приобрести его, уже сделали это, рассуждает он; чтобы привлечь остальных, нужна массовая рекламная кампания. МТС и «Вымпелком» уже рекламируют iPhone и тарифы к нему в прессе, интернете, на радио, наружных носителях и ТВ, рассказывают их представители. Объемы рекламной кампании они не раскрывают. Источник, близкий к одной из сотовых компаний, знает: кампании всех трех операторов будут сопоставимы по масштабам.
Директор российского офиса Apple Валерий Лановенко отказался от комментариев.