Первая покупка за рубежом
"Мегафон" совершил первое в своей истории приобретение сотового оператора, купив контрольный пакет абхазской Aquafon.
Сделка почти совпала по времени с наложением Грузией на "Мегафон" штрафа за "незаконную работу" на ее территории
О сделке "Ведомостям" рассказали источник в "Мегафоне" и менеджер, знакомый с владельцем Aquafon и бывшим акционером "Мегафона" — датским предпринимателем Джеффри Гальмондом. По словам менеджера, сделка завершена еще несколько месяцев назад, ее сумма — $28 млн. Другой источник, близкий к совету директоров "Мегафона", знает, что оператор планировал покупку Aquafon за $25-30 млн. Пресс-секретарь "Мегафона" Татьяна Зверева говорит, что не знает о такой сделке. Не располагает информацией о ней и замгендиректора Aquafon Дмитрий Сериков.
До сих пор "Мегафон" работал только в России и Таджикистане, где еще в 2001 г. стал соучредителем оператора "ТТ-мобайл" (75%). Aquafon оказывает услуги в стандарте GSM уже пять лет, а в прошлом году запустил сеть третьего поколения (3G). В конце 2003 г. его приобрел один из принадлежавших Гальмонду инвестфондов — ComTel Eastern. Согласно копиям документов, приложенных к судебным показаниям бывшего сотрудника Гальмонда Видии Шармы, 51% акций Aquafon обошлись Гальмонду в $1,2 млн. Впоследствии, утверждает знакомый датчанина, тот продал Aquafon абхазским партнерам, у которых теперь актив приобрел "Мегафон". Гальмонд отказался обсуждать сделку.
По сути, покупка Aquafon — сделка с заинтересованностью, поэтому ее сумма определяется не рыночной стоимостью актива, а договоренностями сторон, считает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский.
С 2006 г. в Абхазии работает и второй сотовый оператор — "А-мобайл", созданный группой российских и абхазских предпринимателей. Кроме того, на значительной части территории республики доступен сигнал российских сотовых операторов. Этим летом Национальная комиссия по коммуникациям (НКК) Грузии оштрафовала "Мегафон" на $3500 за незаконную работу в Южной Осетии, а осенью наложила повторный штраф в размере, эквивалентном $357 000. Также НКК обратилась в Международный союз электросвязи и Ассоциацию GSM с просьбой принять меры против нарушителя. "Мегафон" всегда отрицал свою вину, как и предполагаемую грузинскими чиновниками связь с Aquafon и южноосетинской "Остелеком". Правда, оспорить в тбилисском суде решение о наложении штрафа российскому оператору не удалось.
Юрий Добронравов из адвокатского бюро "Добронравов и партнеры" не исключает, что в связи со сделкой по покупке Aquafon у "Мегафона" могут возникнуть трудности и в России. "Непонятно, каким образом эта компания (Aquafon. — “Ведомости”) вообще была зарегистрирована, — недоумевает Добронравов. — Ведь до недавнего времени Абхазия не была признана даже Россией и, следовательно, не имела права регистрировать юридические лица".