Mobile Data Challenge 2012: о чем расскажут данные
В ходе совместной инициативы Nokia и швейцарского института Idiap Research Institute исследователи постаралась найти ответ на вопрос «что можно узнать о пользователе по данным и технической информации с его смартфона?». Интроверт любит интернет, а экстраверт – голосовые звонки. А еще?
С конца 2009 и до начала 2011 года двести волонтеров из округи Женевского озера использовали смартфоны со специальной встроенной программой по сбору данных. В этот период учитывалась вся доступная информация (GPS, логи социальных сетей, звонки, сообщения, использование приложений). Все собранные данные были представлены исследовательскому сообществу и стали основой для Mobile Data Challenge 2012 (MDC). Что может появиться из всего этого?
«Эти данные, учтенные мобильным устройством, могут многое сказать о поведении людей, и все это сделано таким способом, который просто невозможен при любом другом виде исследования, например, посредством анкетирования», — говорит Юха К. Лаурила, сотрудник Исследовательского центра Nokia в Лозанне.
«Ученые-бихевиористы получили для анализа результаты нового типа. Прежде эту информацию было нелегко измерить или даже невозможно без тех данных, которые смогли круглосуточно собирать мобильные устройства у участников эксперимента».
Mobile Data Challenge 2012
Около 500 исследователей со всего мира приняли участие в MDC 2012, и каждый проект отличался своим подходом к обработке данных или же просто рассматривал эти данные с другого ракурса.
Некоторые открытия были объяснены очень просто и понятно.
Например, один проект представил выводы, согласно которым экстраверты, скорее всего, будут дольше говорить по входящим вызовам и получать больше звонков на свой телефон. Также неудивительно, что интроверты в большинстве своем предпочитают пользоваться интернетом.
Проект, представленный Лондонским городским университетом и приведенный на видео чуть ниже, использовал приемы визуальной аналитики для демонстрации пользования социальными сетями в пространственном и временном отношении.
Прогнозы
Важным аспектом MDC, по словам Юхи, является возможность использовать данные для дальнейших прогнозов.
«Если устройство уже заранее знает следующий шаг своего владельца, тогда телефон сможет давать рекомендации о том, что вам потребуется далее, или будет предлагать вам действия на выбор, которые, скорее всего, вам подойдут», — говорит он.
Способность делать прогнозы стала ключевым моментом в одном из проектов-победителей MDC, носящем название «Взаимозависимость и возможность прогнозирования человеческой мобильности и социальных взаимодействий» (Interdependence and Predictability of Human Mobility and Social Interactions). О результатах было объявлено на общей конференции (Pervasive Conference) в британском Ньюкасле.
Эта работа, представленная Бирмингемским университетом, заключала в себе вывод: можно повысить точность прогнозирования того, куда человек собирается отправиться, если при этом принимать во внимание также информацию о мобильности его социальной группы.
Остальные исследовательские работы и материалы также можно найти на сайте MDC.
Вопросы конфиденциальности
Разумеется, всем понятно, что анализ данных со смартфона может выделить важную информацию о нашем образе жизни.
Учитывая то, что количество мобильных подписок уже превышает цифру в 6 миллиардов в 220 странах мира, общий объем данных, которые будут собираться в будущем, просто ошеломляет.
Мобильные устройства сегодня плотно вошли в нашу жизнь и оборудуются все большим количеством всевозможных датчиков. Они следят за тем, как мы занимаемся спортом, ведем автомобиль, и определяют наше точное местоположение в любую минуту.
В рамках эксперимента MDC все собранные данные исходили от 200 швейцарских волонтеров. Тем не менее, вот что говорит Юха относительно вопросов конфиденциальности:
«Пользователь должен понимать, что за информация была собрана, для чего она предназначена и то, что у него есть механизм контроля, благодаря которому он может не принимать участие в этом деле или удалить все данные».
Более того, он говорит, что до того, как поделиться данными с исследователями, они удалили из них всю информацию, идентифицирующую человека.
Совокупность данных
Темы и работы, представленные в рамках MDC, были как глубоко научными, так и достаточно поверхностными, но многие из них могут быть взяты на вооружение мобильной индустрией или разработчиками.
Эти попытки — всего лишь начало работы глобального исследовательского сообщества в деле исследования данных об использовании смартфонов.
Юха говорит:
«В целом, с точки зрения мобильной индустрии, мы можем лучше понимать модели пользования мобильными устройствами. И мы можем улучшить их работу для наших потребителей, изготавливая усовершенствованные устройства, приложения и сервисы, которые будут более адаптированы к тем или иным ситуациям в жизни пользователя».