"МТС", Microsoft и Fujitsu Siemens Computers — мобильный доступ в Интернет
В Москве состоялась совместная пресс-конференция компаний МТС, Microsoft и Fujitsu Siemens, посвященная запуску комплексного решения, включающего брендированный ноутбук на базе ОС Windows Vista со встроенным 3G-модемом, SIM-карту МТС и специальный тарифный план для передачи данных.
В мероприятии приняли участие: Сергей Бешев, директор макро-региона «Москва» ОАО «Мобильные ТелеСистемы», Михал Лихнер, директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе Fujitsu Siemens Computers, Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России, а также Асад Кондакджи, директор департамента по развитию продуктов и услуг МТС и Синтия Гордон, вице-президент по маркетингу МТС.
Данный проект стал результатом объявленной в феврале 2008 года на 3GSM Конгрессе в Барселоне программы стратегического партнерства МТС и Microsoft по выпуску специальных комплексных предложений для пользователей мобильного Интернета.
В основе данного сотрудничества – ставка МТС на развитие мобильного широкополосного доступа в Интернет. По прогнозам компании, рынок мобильного ШПД в России к 2012г. вырастет до $3,4 млрд, а совокупный рынок ШПД стран присутствия МТС — Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан – достигнет 4,5 млрд к 2012 году. Такой оптимизм МТС основывается на тенденциях роста доходов компании от дополнительных услуг. Так основными драйверами роста доходов «МТС Россия» являлись услуги по передаче данных (рост 41% Q1’08 vs Q4’07). Востребованность мобильного доступа в Интернет в России так же в свою очередь имеет под собой определенную почву. В первую очередь – это неразвитость в нашей стране услуг по обычному ШПД. По данным Pyramid Research (исследование Global MMPC Servey) 40% российских пользователей Интернет не имеют дома широкополосного доступа в Интернет, но заинтересованы в том, чтобы получить его. 73% опрошенных хотели бы иметь ноутбук с 3G-модемом, более 30% — предпочли бы комплексное предложение ПК+3G-модем голосовым тарифным планам. Около 70% пользователей готовы тратить на доступ в Интернет от 500 до 1000 руб./мес.
Так же росту потребления услуг мобильного ШПД способствует рост продаж ноутбуков. Предполагается, что мировой рынок ноутбуков в течение следующих 4 лет будет расти в среднем на 16% в год (по прогнозам исследовательской компании IDC).
Следует отметить, что первым российским оператором, предложившим «ноутбучное» решение для мобильного доступа в Интернет, стал Билайн. Произошло это еще летом 2002 года, когда совместно с компанией «Rover Computers» было предложено решение для мобильных интернет-пользователей, в основе которого был ноутбук RoverBook Discovery KT4 со встроенным GPRS модулем и внешней антенной, установленной на крышке аппарата.
Тогда из-за высоких цен как на мобильный трафик, так и на сами ноутбуки, а так же не слишком хорошего покрытия (хотя уже и тогда при тестировании я шокировал народ в московском метро просматривая Интернет-сайты с этого предвестника мобильного Интернета), это была скорее имиджевая акция, чем желание заработать на привлечении большого числа новых пользователей.
Сегодня ситуация на рынке мобильного Интернета совершенно иная. Цены на трафик и ноутбуки неуклонно снижаются, покрытие так же неуклонно расширяется, а скорости передачи данных растут и кое-где даже превышают быстродействие проводного Интернета. Подрастает и более продвинутое в техническом плане поколение Интернет-пользователей. Все это непреминуло сказаться на политике сотовых операторов, которые стали не только разрабатывать специальные тарифы, ориентированные на передачу данных, но предлагать комплексные решения, включающие внешние сотовые модемы, предназначенные для подключения к компьютерам. У МТС — это комплект «МТС Коннект», состоящий из модема для стационарного компьютера или ноутбука и специального тарифа.
Такое предложение на базе сети CDMA450 было запущено МТС на Украине в октябре 2007 года, в России (GRPS/EDGE/3G) — c февраля 2008 года, в Беларуси – с апреля 2008 года. Спрос в ряде регионов превысил предложение на 70%. Есть аналогичные предложения и у Билайна и МегаФона.
В настоящее время акцент с внешних подключаемых решений начинает постепенно смещаться на мобильные устройства с интегрированными радиочастотными модулями. За рубежом, где широкое распространение получили сети третьего поколения, операторы для беспроводного широкополосного доступа в Интернет предлагают комплексные решения, состоящие из ноутбука со встроенным 3G-модемом. Кроме 3G-модуля в ноутбуке устанавливается специальная 3G-антенна и считывающее устройство для SIM-карты. Установка этого оборудования увеличивает стоимость ноутбука в среднем на 100 долларов. К числу крупнейших производителей таких 3G-ноутбуков относятся: Fujitsu Siemens Computers, Asus, Toshiba, HP, Dell и др.
МТС пошла по пути зарубежных операторов и предлагает своим абонентам комплексное решение, включающее в себя ноутбук с установленным программным обеспечением (доступ в Интернет, ОС Windows Mobile), полностью готовый к работе в режиме беспроводного широкополосного доступа в Интернет и специального тарифного предложения.
В качестве партнёра среди производителей ноутбуков МТС была выбрана компания Fujitsu Siemens Computers — лидер по количеству предлагаемых моделей со встроенным 3G/HSDPA /EDGE/GPRS-модемом. Первый в мире ноутбук со встроенным 3G-модемом (модель LIFEBOOK Q2010) Fujitsu Siemens Computers представила в феврале 2006 г., а ровно через год ей был анонсирована модель LIFEBOOK P со встроенным модулем HSUPA. В настоящее время в портфолио компании насчитывается 12 различных моделей с поддержкой 3G, начиная от аппаратов начального уровня и заканчивая ноутбуками премиум-класса. В 2007 году было продано 100 тысяч ноутбуков с поддержкой 3G, а в этом году с зарубежными компаниями заключены рамочные соглашения на поставку 200 тысяч таких ноутбуков.
Ноутбуки, предназначенные для МТС, будут поставляться со специальным программным обеспечением, включающем все необходимые для выхода в Интернет настройки, благодаря чему пользователь сможет выходить в Интернет буквально нажатием одной клавиши.
В разных моделях ноутбуков возможно использование радиочастотных модулей разных производителей, но для пользователя это не будет играть никакого значения, т.к. интерфейс остается один и тот же.
Первоначально продажи совместного продукта МТС, Microsoft и Fujitsu Siemens Computers стартуют в Москве, а затем и в других городах России, прежде всего там, где уже действуют или готовятся к запуску сети 3G от МТС. В настоящее время абоненты МТС могут воспользоваться услугами высокоскоростного мобильного широкополосного доступа в действующей сети 3G от МТС в Санкт-Петербурге и Казани, а также в роуминге в странах СНГ и дальнего зарубежья. МТС также объявила о технической готовности сети 3G в Сочи и Екатеринбурге и до конца года компания планирует запустить сети «третьего поколения» дополнительно в десяти городах России. Далее планы МТС выглядят так: 2009 года — 24 города, 2010 год — 40 городов России. По словам Сергей Бешева на днях получена оптимистичная информация, что в конце этого года вопрос с выделением частот для запуска сетей 3G в столице будет решен положительно.
На самом деле в рамках проекта с МТС по продвижению широкополосного мобильного доступа в Интернет уже предлагаются 2 модели ноутбуков: Fujitsu Siemens ESPRIMO Mobile U9200 и LIFEBOOK P7230. Приобрести эти ноутбуки, подключенные к тарифу МТС ОНЛАЙНЕР и 80 Мб трафика можно в магазинах «Белый Ветер Цифровой». С начала августа планируется ввести в программу продвижения широкополосного мобильного доступа и другие модели ноутбуков Fujitsu Siemens Computers с поддержкой 3G. Они так же поначалу будут распространяться через салоны «Белый Ветер Цифровой», а затем и в офисах МТС. С 1 по 30 августа в Москве пройдет промо-акция: 100 Мб бесплатного трафика в месяц каждому покупателю ноутбука в течение четырех месяцев. Кроме того, в рамках программы по развитию мобильного ШПД МТС будет предлагать пакеты льготного интернет трафика. Всего их должно быть три, но, судя по всему, параметры данных тарифных планов еще находятся в стадии проработки. Планируется, что до конца года будет реализовано не менее 10 000 ноутбуков. Все аппараты будут защищены от работы в сетях других операторов. Правда, пользователь может приобрести в розничной торговле и обычные, не МТС-е модели 3G ноутбуков. Вопрос только в том, насколько выгодные сможет предложит тарифы для своих комплектов МТС и что будет экономически выгоднее приобретать – отдельный ноутбук или комплексное решение.
© СОТОВИК