МТС и «Вымпелком» договорились
ФАС уличила их в согласовании цен на iPhone 4.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала МТС и «Вымпелком» нарушившими закон «О защите конкуренции». Эти компании, являясь единственными поставщиками iPhone 4 в Россию, согласовывали оптовые цены. Теперь им грозит штраф в размере до 15% выручки от продажи iPhone 4. Речь может идти о 765 млн руб.
ФАС признала МТС и «Вымпелком» нарушившими ст. 11 закона «О защите конкуренции» «путем осуществления согласованных действий по установлению идентичных оптовых цен» на черные iPhone 4 с объемом памяти 16 Гб и 32 Гб в период с сентября 2010 года по апрель прошлого года, рассказали в службе.
В МТС и «Вымпелкоме» заявили, что не согласны с решением ФАС. «Каждый оператор проводил самостоятельную ценовую политику, если в какой-то момент произошло совпадение цен на iPhone 4, то это могло быть вызвано экономическими причинами объективного характера. У нас был идентичный товар, закупаемый у одного поставщика по одинаковой цене, мы несли одинаковые логистические затраты»,- рассуждает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. В обеих компаниях примут решение о том, будут ли они оспаривать решение ФАС после того, как получат его мотивировочную часть.
По закону МТС и «Вымпелком» грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от суммы выручки от продажи iPhone 4. В компаниях не говорят, о какой сумме может идти речь. По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, всего в период, который заинтересовал ФАС, в Россию было ввезено 170 тыс. iPhone 4 и большинство из них были проданы. При средней стоимости аппарата 30 тыс. руб. выручка МТС и «Вымпелкома» могла превысить 5 млрд руб., а максимальный размер штрафа составит 765 млн руб. По данным «Евросети», крупнейшие ритейлеры продали за этот период 118 тыс. iPhone 4, из них 2/3 черного цвета, то есть штраф может составить до 355 млн руб.
В начале этого года в силу вступил третий пакет поправок к антимонопольному законодательству, в том числе с новыми критериями для определения согласованных действий на рынке. Юристы удивлены, что первое же решение ФАС после этого вынесено не в пользу бизнеса. «Во-первых, МТС и «Вымпелком» в совокупности должны занимать более 20% товарного рынка, во-вторых, действия компаний могут быть признаны согласованными, только если одна из них публично заявила о планируемых действиях»,- рассуждает руководитель антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Согласно политике Apple, ее партнеры не имеют права раскрывать закупочные цены, а на долю iPhone в 2011 году приходилось 8% от всех смартфонов, проданных в России (оценка IDC).
Партнеры операторов также не видят согласованности в их действиях. «В разные периоды времени, даже в рамках указанного ФАС срока цены, по которым осуществлялись закупки, были разные в зависимости от объемов партии, условий поставки и рыночной конкуренции»,- говорит вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин. «Они просто приняли решение, что уровень маржи будет таким-то, и попали примерно в одинаковые цены»,- соглашается гендиректор компании «Белый ветер Цифровой» Данила Васкевич. Ритейлеры настаивают, что совпадение цен у разных продавцов — это нормальная практика. «Все продавцы мониторят цены друг друга. Ни о каком сговоре здесь речь не идет, это борьба за покупателя»,- объясняет руководитель отдела по связям с общественностью re:Store Retail Group Людмила Семушина.