С чем едят "Хамелеона"? "Билайн" фарширует сервис информацией
19 апреля 2005 года "ВымпелКом" объявил о запуске текстового информационного сервиса "Хамелеон", и вот уже почти целые сутки корреспондент "Сотовика" провел, общаясь с этим "животным" в телефоне. Первые впечатления от пользования новым сервисом и комментарии его создателей и представителей "ВымпелКома" — все в сегодняшнем материале.
Итак, что же такое "Хамелеон"? Как явствует из заявления компании — это не простая зверушка, а специальное приложение на SIM-карте, которое позволяет абонентам сети "Билайн" в режиме реального времени получать на экраны мобильных телефонов различную информацию — новости политики, экономики, культуры, а также предложения поучаствовать в викторине, закачать мелодию, картинку или игру. Каждое из сообщений (тизер) приходит на телефон бесшумно. Тизер содержит короткое резюме новости, вопрос викторины и предложение скачать какой-нибудь файл. В тексте сообщения сразу указывается стоимость запроса.
Откуда пришел "Хамелеон"?
Передача интерактивных текстовых сообщений осуществляется на базе технологии Cell Broadcast (сотовое вещание). Чем-то этот формат можно сравнить с теле- и радиовещанием, с той только разницей, что вещание осуществляется в виде текстовых сообщений на экране мобильного телефона. До запуска "Хамелеона" "ВымпелКомом" к такому способу информирования клиентов прибегал другой оператор "большой тройки" — "Мобильные ТелеСистемы", сообщая абонентам, в какой зоне обслуживания (область или столица) тот сейчас находится. Этот сервис не был интерактивным и не подразумевал ответных действий абонента; он работал на SIM-картах старого типа объемом 16 Кбайт.
Технология, на которой базируется "Хамелеон", представляет собой "продвинутую" версию Cell Broadcast. Для того чтобы сделать сервис интерактивным и задействовать все доступные в сети транспорты (SMS, MMS, WAP и др.), оператор начал с 2004 года выпускать 64-килобайтные SIM-карты с поддержкой Java и специальным аплетом "INFOканалы", заключенным в аплет beeinfo.
Как сообщила корреспонденту "Сотовика" Оксана Козыренко, руководитель проекта "Хамелеон", для того чтобы "Хамелеон" был действительно интерактивным, не достаточно просто указать номера информационных каналов в настройках Cell Broadcast в телефоне, а требуется заменить SIM-карту на новую. Только оригинальный аплет "Хамелеона" позволяет отвечать на пришедшие сообщения, запрашивать более подробную информацию или закачивать мелодии и картинки. Также благодаря этому аплету автоматически определяется модель телефона ? поэтому, как утверждает О. Козыренко, владельцу телефона Motorola никогда не придет предложение закачать полифонические мелодии для Nokia.
Как выглядит интерактивный "Хамелеон"?
Посмотрим, как работает новый сервис "ВымпелКома". На телефон бесшумно приходит короткое сообщение и более минуты отображается на экране, после чего исчезает. Места в памяти телефона тизер не занимает, так что вернуться к нему и прочитать заново, после того, как он исчез, нельзя. Сохранить можно только мелодии, изображения и игры.
В каждом сообщении имеются вложенные пункты меню, в информационном тизере их два: "Следующее" и "Подробнее". Нажимая пункт "Следующее", абонент отказывается от чтения более подробной информации. При выборе пункта меню "Подробнее", телефон отправляет запрос, а ответного тизера придется ждать не менее минуты. В теле сообщения обязательно указана стоимость запроса и, выбирая этот пункт, абонент знает, сколько будет стоить расширенная информация.
Так выглядит тизер, в конце сообщения написано, что запрос подробностей бесплатный |
Вложенное в тизер меню предлагает абоненту получить подробное сообщение или отказаться от него |
Выбираем "подробнее" |
Запрос отправляется |
Подробная новость пришла через минуту |
Чтобы листать сообщение, нажимаем клавишу ok |
Тизер викторины предлагает три варианта ответа на поставленный вопрос. Абонент совершает те же действия, что и при чтении текстового послания, т. е. пропускает сообщение, выбрав в меню пункт "Следующее" или выделяет один из вариантов ответа на вопрос, после чего телефон отправляет запрос, а через некоторое время приходит сообщение с правильным ответом. Для участников викторин компания "ВымпелКом" разработала бонусную программу. Заказывая любую платную услугу в "Хамелеоне", абонент "Билайн" получает 1 клик-бонус, а за правильный ответ в викторине ? 10 клик-бонусов. Каждые две недели 10 самых активных пользователей "Хамелеона", заработавшие больше клик-бонусов, получают в подарок мобильные телефоны.
"Сотовик" знакомится с "Хамелеоном"
Впечатления "Хамелеон" оставляет противоречивые: с одной стороны он удобен и ненавязчив, с другой ? резюме сообщений чрезмерно короткие и к тому же сервис работает пока не очень стабильно. "Хамелеон", действительно, ни капли не отвлекает ? все сообщения приходят бесшумно, экран при этом не загорается, так что и аккумулятор не "садится" быстрее, чем обычно. Время от времени на экране телефона, на котором в редакции "Сотовика" тестировался новый сервис, появлялись новые информационные сообщения. Большинство из них не очень интересные ? первые дни после запуска услуги "ВымпелКом" злоупотребляет рекламой своего сервиса. Очень порадовала возможность прочитать прогноз погоды, а также узнать, сколько литров воздуха вдыхает кит при каждом всплытии.
Нельзя сказать, чтобы сервис сильно раздражал ? от сообщения легко избавиться, для этого достаточно нажать только одну кнопку. Отключить "Хамелеона" тоже несложно: в SIM-меню находим пункт beeinfo, в нем — "INFOканалы", и выбираем действие "Выключить". Если же, например, бдительный родитель хочет совсем отключить интерактивные информационные сервисы в телефоне ребенка, чтобы тот не мог включить "INFOканалы", необходимо позвонить в абонентскую службу "ВымпелКома".
Какой телефон подойдет "Хамелеону"?
Основной недостаток "Хамелеона" — не очень стабильная работа сервиса. Дважды, запросив более подробную информацию, корреспондент "Сотовика" получал ответ "Запрос не может быть выполнен". Еще десять запросов были успешными. Представители оператора склонны объяснять это спецификой поддержки сервиса телефонами различных производителей.
"Сотовик" испытывал работу "Хамелеона" на шести телефонах разных производителей. Только на двух из них сервис работал стабильно ? сообщение держалось более минуты, на двух тизер, едва появившись, исчезал. Положение удалось исправить только сменой настроек Cell Broadcast в меню "Настройки сообщений". Два телефона вообще не получали сообщений.
На пресс-конференции, посвященной запуску "Хамелеона", Виктор Маркелов, директор по продуктам ОАО "ВымпелКом" заявил, что около 80% сотовых телефонов, которыми пользуются жители России, поддерживают работу с данным сервисом. При тестировании услуги "Сотовик" пользовался новыми и довольно "продвинутыми" аппаратами, и такой результат нас обескуражил. Так что, вполне вероятно, что из заявленного миллиона абонентов сети "Билайн", которые уже начали пользоваться "Хамелеоном", треть не смогла познакомиться с новым сервисом.
Сколько стоит "Хамелеон"?
Для абонентов сети "Билайн" работают пять тематических каналов. Канал "Инфомания" доступен по умолчанию, а каналы "Таймаут", Cosmo, "Ведомости" и "Спорт" абонент может подключить с телефона самостоятельно, обратившись к меню "INFOканалы". Подписка на "Инфоманию" бесплатна. В рамках этого канала не тарифицируется подробная информация по темам "РБК-Новости", "РБК-Спорт", "Погода", "Утренний анекдот", "Астрономия", "Астрология", "Геофизика", курс доллара и евро, "Мир вокруг". Хит-парад рингтонов, выходящий ежедневно в 16:08, предложит закачать мелодию звонка для своего телефона по цене до 0,95 USD. За 0,05 USD можно узнать новости мира музыки, кино, шоу-бизнеса, а так же приколы, сообщения по теме "Ваше здоровье", "Автомобиль и мы" и "Хронограф". Новости журналов "5 колесо" и Russian Mobile стоят 0,10 USD. Закачать игру можно за 3 USD.
Подписка на остальные инфоканалы стоит 3 USD в месяц за каждый. Пакет Time Out включает проекты "Киногид" и "Хит новости" (0,05 USD за запрос), "Дом 2" и Rolling Stone (0,10 USD за запрос). Подробные новости в инфоканале "Спорт" будут стоить 0,05 USD. Девять раз в день подписчик этого канала будет получать общие спортивные новости от информационного агентства РБК, новости футбола, тенниса, хоккея, автоспорта. Пакет Cosmopolitan познакомит читателей с информацией о фитнесе, питании, моде, сексе и просто о жизни ? все по 0,10 USD за каждую подробную новость. Инфоканал "Ведомости" готовят сотрудники одноименной газеты ? восемь раз в день подписчик этого канала будет получать свежие новости экономики, политики и бизнеса по 0,05 USD за подробное сообщение. Все цены указаны без учета НДС. Оплата производится по курсу ЦБ РФ плюс 1%.
Что еще умеет "Хамелеон"?
Оказывается, таланты "Хамелеона" не исчерпываются исключительно информационными сервисами. Интерактивный сервис позволяет проводить опросы общественного мнения и голосовать. Потенциал Cell Broadcast как рекламной площади сложно недооценить. По словам Николая Прянишникова, исполнительного вице-президента ОАО "ВымпелКом", ресурсы "Хамелеона", будучи задействованы для рекламы, могут оказаться даже более эффективными, чем телевидение и радио, поскольку одновременно эту информацию получат миллионы абонентов оператора по всей стране.
По данным разработчиков сервиса — израильской компании Celltick Technologies, запустившей подобные сервисы более чем у десятка операторов по всему миру, около 90% абонентов, у которых информационный сервис подключен по умолчанию, предпочитают оставлять его включенным, и только 10% видят в нем раздражитель и отключают прием сообщений.
Однако "ВымпелКом" не торопится использовать эти ресурсы. "К рекламе с помощью этого сервиса нужно подходить очень осторожно. Это может вызвать отторжение у абонентов", — сказал Н. Прянишников. Сейчас "ВымпелКом" рекламирует только сам "Хамелеон" и объясняет, как пользоваться новой услугой. Также посредством интерактивных сообщений оператор информирует о новых услугах и предлагает подключать их. Так, вчера корреспонденту "Сотовика" предложили подключить WAP, MMS и GPRS.
Старший вице-президент по маркетингу Celltick Technolgies Ронен Даниэль (Ronen Daniel) сообщил корреспонденту ИАА "Сотовик", что сервис может быть использован не только для информирования всей абонентской базы, но и небольших групп пользователей. В перспективе эта возможность может быть реализована как предложение для корпоративных заказчиков. Компания, например, сможет транслировать на телефоны своих сотрудников специальные новости или указания, изменения в порядке работы и другую необходимую информацию, а также проводить опросы аудитории.
Будет ли расти популяция "Хамелеонов"?
Для того чтобы "Хамелеон" завоевал признание абонентов, "ВымпелКому" удалось соблюсти одно немаловажное условие ? уникальность сервиса. По словам Ронена Даниэля, компания Celltick предлагала свой сервис всем федеральным операторам в России, но "ВымпелКом" смог "отвоевать" предложение разработчика. "Во-первых, у "ВымпелКома" единая сеть по всей стране, с единым управлением, в отличие от регионального дробления сетей других федеральных операторов. Во-вторых, компания сделала нам самое выгодное ценовое предложение", — сообщил Р. Даниель.
Компания Celltick Technolgies заключила с "ВымпелКомом" эксклюзивное соглашение сроком на один год. Это означает, что в 2006 году теоретически и другие операторы смогут запустить в своих сетях аналогичные сервисы от этого разработчика, но, как отметила Юлия Остроухова, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом", "преимущество пионера на этом рынке останется за "Билайном"". Трудно предположить, что МТС заинтересует интерактивная услуга Cell Broadcasting ? оператор в скором времени намерен запустить сервис i-mode, столь популярный в Восточной Азии. Хотя и отрицать такую возможность тоже не стоит, поскольку внедрение i-mode ? более сложный процесс, требующий смены абонентского оборудования. Пресс-служба МТС заверила, что на сегодняшний день никаких планов относительно сотрудничества с Celltick Technolgies у компании нет.
Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Марина Белашева не комментировала возможные планы компании по внедрению аналогичной информационной интерактивной системы. Она лишь отметила, что позиция "МегаФона" в области дополнительных услуг проста: оператор не хочет обременять абонента необходимостью совершать какие-либо лишние действия для того, чтобы воспользоваться услугой, т. е. менять SIM-карту или телефонный аппарат. "Дополнительные услуги должны быть доступными и ненавязчивыми", — отметила М. Белашева.
© СОТОВИК