Балтийский калейдоскоп
Объем импорта телефонов в Латвию уменьшился
По данным Латвийской телекоммуникационной ассоциации, уровень проникновения сотовой связи в стране составил 73%: мобильными телефонами пользуется 1,685 млн. человек. По каким критериям велся подсчет, ассоциация не сообщает. Отмечу, что в отличие от Литвы, где местный регулирующий орган постоянно выдает подробную статистику о ситуации на рынке и четко информирует об общем количестве SIM-карт, активных пользователях и т.п., в Латвии такие сведения почему-то засекречены. LMT публикует общую статистику о приросте числа пользователей, не раскрывая методику подсчета, а Tele2 вообще цифры не разглашает.
Вместо роуминга — call-back
Латвийский оператор сотовой связи LMT начал предлагать своим абонентам использовать во время роуминга услугу обратного звонка, экономя, таким образом, на связи до 70%. Как отмечает компания, сейчас прямой звонок в Латвию, к примеру, из Бельгии стоит от 1,87 USD/мин до 3,73 USD/мин. А если использовать принцип call-back — то минута будет стоить 0,97 USD. Отмечу, что LMT и Tele2 уже давно предлагают отзвон для пользователей препейд-карт. И услуга очень удобна для людей, отправляющихся на отдых за кордон, но не желающих оформлять роуминг — получается гораздо дешевле, чем звонить домой с зарубежных таксофонов или из отелей.
Lattelekom получит половину рынка передачи данных
Латвийский оператор фиксированной связи Lattelekoм (49% долей оператора принадлежит TeliaSonera), который в сентябре 2005 года завершит сделку по приобретению ИТ-компании Microlink Latvija, станет контролировать 46,2% местного рынка передачи данных. Об этом говорится в исследовании, проведенном телекоммуникационным оператором. В 2004 году доля Lattelekom в этом сегменте составляла 36,9%, а Microlink — 9,3%. В последние годы наблюдается обострение конкуренции в этом сегменте и тенденция уменьшения доли Lattelekom на рынке передачи данных — в 2002 году она составляла 56,3%, а в 2003 году — 39%. По подсчетам Lattelekom, общий объем латвийского рынка передачи данных, включая интернет-услуги, сейчас составляет около 74,5 MUSD.
Монополия Lattelekom укрепляется
Председатель правления латвийского Государственного агентства информационных
сетей (VITA) Юрис Канелс заявил, что на рынке оказания услуг передачи данных
госучреждениям укрепляется монополия Lattelekom.
VITA занимается развитием сети "передачи данных государственного значения" и претендует на звание сети правительственной связи. Однако до сих пор госучреждения могли выбирать, чьи услуги им выгоднее использовать — VITA или других операторов. Весной Сейм Латвии принял поправки к закону "Об электронной связи", фактически обязывающие государственный сектор пользоваться только сервисами VITA — отнюдь не самыми дешевыми. Но в сентябре 2005 года закон будет вновь открыт для внесения поправок и, судя по всему, VITA уже заранее готовит веские аргументы.
По словам г-на Канелса, проанализировавшего данные за
последние пять лет, все госорганизации, отказывающиеся от услуг VITA, переходили
на обслуживание в Lattelekom. Это обусловлено хорошей материально-технической
базой оператора, с которой другим участникам рынка трудно конкурировать. Он
подчеркнул, что раньше госорганизации могли пользоваться альтернативными
услугами передачи данных ИТ-компании Microlink. Однако после того как это
предприятие войдет в состав Lattelekom, доминирующее положение Lattelekom
укрепится. И добавил, что эта
проблема касается не только государственного, но и частного сектора.
По мнению главы VITA, власти должны проанализировать сложившуюся ситуацию и найти выход из положения. Какой — открытым текстом не сказано. Но вычислить не трудно. Ведь VITA уже не первый год пытаются прибрать к рукам различные местные олигархи. И одна из схем: отдать сети в концессию. Ведь в бюджете на развитие VITA средств нет, а как еще иначе сделать агентство конкурентоспособным?
Подводный кабель Baltkom Fiber востребован
Весной прошлого года владелец телекоммуникационного холдинга Baltkom, известный латвийский предприниматель и мультимиллионер Петерис Шмидре, выступая как частный инвестор, приобрел 50% шведской компании Foco16 (позднее переименованной в Hul-Vents), владеющей подводным оптическим кабелем, соединяющим Вентспилс и Готланд. На данный момент, по словам г-на Шмидре, на долю латвийского предприятия Baltkom Fiber, сдающего в аренду емкости в упомянутом кабеле, приходится 10-15% латвийского рынка передачи данных. Пользователями являются как предприятия группы Baltkom, так и альтернативные телекоммуникационные операторы.
Оборот Alina увеличился
Оборот принадлежащей предпринимателю Петерису Шмидре холдинговой компании Alina
в прошлом году достиг 11,3 MUSD, что почти в два раза больше, чем в 2003 году.
Прибыль составила 346 тыс. USD. В 2003 году компания работала с убытками в
размере 4,8 MUSD. Оборот холдинга в первую очередь увеличился благодаря приросту
показателей входящей в группу компании кабельного телевидения Baltkom TV.
В Латвии будет введена восьмизначная нумерация
Министр сообщения Латвии Айнарс Шлесерс, ранее категорически выступающий против
введения в стране восьмизначных телефонных номеров, ссылаясь на дороговизну и
"нерациональность" мероприятия, изменил свое мнение. Он заявил, что введение
новой системы будет способствовать развитию конкуренции и искоренит дефицит
нумерационных ресурсов для сотовых оператора. По словам министра, переход надо
начать уже в конце года. Концепцию, в которой будут оговорены основные этапы
перехода, его ведомство отдаст на рассмотрение правительства в ближайший месяц.
Он подчеркнул, что все расходы по введению восьмизначной нумерации (от 5,3 до
8,8 USD за абонента) должны будут взять на себя операторы. И добавил, что за
счет госбюджета переход компенсировать не будет.
Литовцы приобщаются к Интернету
По данным Статистического департамента Литвы, в первом квартале этого года
компьютеры имели 29% домохозяйств: в том числе в 36% семей, проживающих в городе
и у 14% сельчан. За год количество имеющих компьютер семей возросло на 16%. А
число пользователей Интернет — на 36%: в Сеть выходят 34% жителей страны.
Примечательно, что почти половина людей (47%) пользуется Интернетом каждый день
и только каждый восьмой — реже, чем раз в неделю.
© СОТОВИК