Мобильные сервисы подвели Rambler
Обороты медиагруппы Rambler в первом полугодии 2005 г. составили 8 MUSD ? на 91% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конкуренты говорят, что Rambler растет вместе с российским Интернетом. А по словам экспертов, группу подвел бизнес мобильных услуг. Но Rambler надеется увеличить доходы от мобильных услуг с помощью новой платформы, запуск которой прошел с задержкой в несколько месяцев в первом полугодии.
Rambler Media на прошлой неделе опубликовала финансовую отчетность впервые после успешного IPO, прошедшего летом, по итогам первого полугодия, как того требует законодательство о. Джерси. По сравнению с аналогичным периодом 2004 г. в первом полугодии 2005 г. доходы Rambler выросли на 92% до 8 MUSD, убыток EBITDA упал на 26% до 1,5 MUSD, а чистый убыток ? на 27% до уровня 2,3 MUSD.
Больше всего за это время ? на 171% ? выросли доходы от предоставления мобильных сервисов, составившие в первом полугодии 2005 г. 1,9 MUSD, выручка интернет-подразделения компании увеличилась на 82% до $5,2 млн, а телеканала Rambler ? на 40% до 1 MUSD. Но показатель EBITDA оказался положительным лишь у интернет-бизнеса Rambler ($500 000), тогда как другие направления бизнеса принесли компании убыток EBITDA ? 700 000 USD у SMXCOM и 1,3 MUSD у ?Rambler ТелеСети?.
Гендиректор Rambler Media Ирина Гофман считает итоги первого полугодия успешными. Она заявила ?Ведомостям?, что бизнес компании может стать прибыльным уже в конце 2005 г. или в начале 2006 г. По ее словам, интернет-бизнес Rambler стал крупнейшим по аудитории в Рунете, его поисковой системой пользуются 15 млн человек, издание Lenta.ru читают около 2 млн пользователей. А еще 1,3 млн россиян ежедневно пользуются интернет-пейджером ICQ и получают рекламу, продажей которой занимается Rambler.
?Нет сомнений в том, что в России Интернет растет и бизнес Rambler станет прибыльным?, ? говорит гендиректор ?Яndex? Аркадий Волож. По его словам, оборот ?Яndex? за первое полугодие 2005 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 113% и превысил уровень интернет-бизнеса Rambler в несколько раз.
?У Rambler действительно замечательный рост, но с небольших стартовых позиций расти легче, ? признает председатель совета директоров медиахолдинга "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) Герман Каплун, ? важно понять, насколько темпы роста в 91% будут стабильными?. Он заметил, что сам регулярно пользуется поисковой системой Rambler. По его словам, у РБК рост выручки ожидается на уровне 50%, а сами обороты по итогам 2005 г. приблизятся к 100 MUSD.
Интернет-бизнес Rambler показал хорошие результаты, считает аналитик Райффайзенбанка Александр Балахнин. Но свой телепроект компании будет развивать намного сложнее, ведь телеконтент стоит намного дороже, предупреждает аналитик. По его данным, в первом полугодии Rambler очень дорого обошлась и реклама своих мобильных сервисов SMXCOM на российских телеканалах. ?Судя по успеху Google, перспективы Rambler в Интернете неплохие, ? рассуждает Балахнин, ? и, наверное, ему не стоит идти туда, где его компетенция не столь высока, ? например в телевидение?.
Аналитик ?Атона? Татьяна Капустина говорит, что при сохранении нынешней динамики развития Rambler его выручка по итогам года может составить около 24 MUSD. Она также признает, что проект SMXCOM агрессивно рекламировался на телеканалах и вся его выручка съедается платежами за рекламу на ТВ. Но гендиректор Rambler Ирина Гофман предупреждает, что выручка SMXCOM должна вырасти после запуска новой системы, которая позволяет встроить предоставление мобильных услуг в популярную поисковую систему Rambler, а также оказывать услуги white label ? платформы для предоставления мобильных сервисов через SMXCOM тем компаниям, которые не захотят проводить необходимую подготовку для их запуска самостоятельно.