Рынок мобильного контента: Ахтунг

Контент-провайдеры, собравшиеся в Петербурге на 2-ой по счету VASForum (Mobile VAS Conference) бьют тревогу: объем рынка мобильного контента в России вместо ожидавшихся 600 MUSD в этом году едва превысит 300 MUSD. При этом последняя цифра ? наиболее оптимистический прогноз, поскольку по итогам трех кварталов 2005 года суммарная выручка от контент-услуг составила всего 205 MUSD.

При этом рынок находится в стадии стагнации и более реалистичными выглядят прогнозы в 250-270 MUSD, что меньше 300 MUSD, достигнутых в 2004 году. При этом продолжает снижаться ARPU, который можно повысить только при помощи допуслуг. Если в 2004 году он составлял менее 12 USD, то сегодня ? менее 9 USD, а по итогам года прогнозируется 8,7 USD (данные iKS-Consulting). При этом ARPU в фиксированной связи составляет 12,5 USD ? то есть, выше, чем в мобильной. Правда, данные по ARPU рассчитываются на основе раздутых абонентских баз операторов и, по нашим расчетам, реальные показатели в пересчете на людей-плательщиков в 1,4-1,5 раза выше. Доля VAS в ARPU составляет 12,9% с перспективой вырасти до 14%, однако из-за снижения самого ARPU в абсолютном значении упала с 1,5 USD до 1 USD в месяц за последний год. Рост доли VAS может произойти за счет услуг мобильного Интернета, которых, по словам Оксаны Панкратовой, ведущего аналитика iKS-Consulting, сегодня в России насчитывается около 10 миллионов, доля же контента в VAS продолжает падать и сегодня составляет 19%.

О причинах сложившейся ситуации на рынке в своем докладе рассказал Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free. Cегодня загрузка мобильного контента уже перестала быть остромодной, также нет остропопулярных хитов вроде "Брибумера". Однако самым главным "убийцей" становится негативный опыт загрузки контента. По статистике i-Free, лишь 46% WAP-закачек (полифонические мелодии, цветные картинки и игры, на них приходится 70% от общего числа загрузок) являются успешными, а контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20-25% абонентов.

По данным i-Free, 23% "неудачливых" абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев роковой становятся некачественно работающий GPRS у оператора, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе.

Также в последнее время активно распространились так называемые "пакетные продажи". Абоненту в обмен на отправку SMS обещают "вместо одной" неограниченное количество мелодий, однако потом оказывается, что, во-первых, запрос стоит гораздо дороже обычного (3-4 USD), а во-вторых, обещанных "золотых гор", как правило, нет. Также помимо стоимости самой услуги придется платить оператору за WAP-трафик, который стоит очень дорого ? до 10 USD за мегабайт.

Оксана Панкратова считает, что сложившуюся ситуацию еще можно исправить и возобновить рост рынка. По мнению Кирилла Петрова, этого можно достичь следующими способами: ввод операторами программных решений для автоматической настройки телефонов (так, у имеющего эту платформу Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" число успешных закачек достигает 70%), контроль за деятельностью контент-провайдеров со стороны операторов, поддержка пользователей, снижение стоимости WAP-трафика и воздержание от введения МТ-биллинга.

В заключение приводим нынешний "расклад" на рынке мобильного контента (данные iKS-Consulting). На первом месте i-Free c 16% рынка, на втором INFON с 15%, на третьем ? Информ-Мобил и 11%, далее в порядке уменьшения доли рынка: Юник, SMS Media Solutions, Никита, Playfon, Plastic Media, Эдмар+, NextMedia и ТНТ. По словам Кирилла Петрова, i-Free обслуживает 20 миллионов абонентов, в этом году обработан 91 миллион запросов. Выручка за 2005 финансовый год составила 40,2 MUSD (2004 ? 27,9 MUSD, 2003 ? 634 тыс. USD, 2002 ? 25 тыс. USD)


© Cellnews

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх