Подключения в октябре: высокое затишье
Октябрь стал последним более или менее спокойным месяцем на сотовом рынке Петербурга перед началом предновогоднего ажиотажа. И хотя уровень маркетинговой активности всех участников рынка находился на высоте, значительно увеличить продажи в октябре по сравнению с предыдущими месяцами не удалось.
По данным аналитического агентства AC&M Consulting, в октябре абонентская база сотовых операторов в России составила 115760 тыс., и проникновение составило 79,7%. Напомним, что месяц назад эти показатели равнялись 111740 тыс. и 77%, соответственно. Таким образом, по сравнению с сентябрем 2005 г. рост базы пользователей сотовой связью составил более 4 млн., с конца прошло года абонентская база выросла на 41,4 млн., а по сравнению с тем же периодом 2004 г. — на 53,5 млн. Рост проникновения оставил 3% по сравнению с прошлым месяцем, 29% по сравнению с декабрем, и 37% по сравнению с октябрем прошлого года.
В двух столицах объем абонентской базы к концу октября составил 22,026 млн.- в Москве — и 7,171 млн. ? в Петербурге (на конец сентября насчитывалось, соответственно, 21,625 млн. и 7,077 млн.), а проникновение составило 129,7% и 113,1% (при этом в прошлом месяце проникновение сотовой связи находилось на отметке в 127,3% в Москве и 111,6% — в Петербурге).
В октябре, по данным агентства, в чистом приросте абонентской базы в Москве и регионах лидировали "Мобильные ТелеСистемы", а "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") был лучшим по этому показателю в Петербурге. Чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: МТС взяли 37,4% новых абонентов, "ВымпелКом" — 31,9%, "МегаФон" получил 15,9%, а остальные операторы забрали 14,8%. В результате на конец месяца МТС набрали 54,378 млн. абонентов (52,209 млн. в сентябре), "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") владел 41,428 млн. (40,052 млн. в сентябре), ОАО "МегаФон" — 21,634 млн. (20,991 млн.), и рынок разделился следующим образом: МТС занимали 34,9% рынка России, "ВымпелКом" находился на втором месте, контролируя 34,3%, "МегаФон" владел18,6%, а остальным операторам достались 12,2%.
В Петербурге чистый прирост абонентской базы составил 94 тыс. пользователей, из них "Билайн" получил 41,4%, МТС ? 40,8%, "Скай Линку" достались 8,4% абонентов, а Теле2 ? 9,4%. Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", по данным агентства, показал в октябре небольшой отрицательный пророст в связи с чисткой абонентской базы. Напомним, что по данным за сентябрь имелся примерно 170-тысячный прирост абонентской базы, который распределился среди операторов так: МТС — 43,6%, Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" получил 20,6%, "Билайн"- 16,6%. "Скай Линк" — 3% абонентов, а Теле2 — 16,2%.
По итогам октября рынок Петербурга оказался поделен между операторами так: 38,5% занимал Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", 32,9% находились у МТС, 20,8% — у "Билайн", 5,9% принадлежали Теле2 и "Fora, а 1,9% — "Скай Линк". Напомним, что в конце сентября 39,2% находились у Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон", 32,7% — у МТС, 20,5% — у "Билайн", 5,9% -у Теле2 и "Fora, а 1,7% — у "Скай Линк". Таким образом, 0,7% рынка перераспределились от "МегаФона" в пользу МТС, "Билайн" и "Скайлинк".
Всего за октябрь в Петербурге дилеры подключили около 247 тыс. новых абонентов. Отметим, что в сентябре этот показатель был выше ? примерно 260 тыс. проданных контрактов, а в августе ? около 250 тыс. И вновь среди ведущих игроков рынка произошли перестановки. Хотя лидером, как и в прошлом месяце, стала "Евросеть" с почти 50 тыс. проданных стартовых пакетов, в затылок этому дилеру дышит сеть "Ультра", которой удалось подключить более 48 тыс. Следом идет "Цифроград", в салонах которого приобрели контракты операторов примерно 31 тыс. покупателей. На четвертом месте — "Связной" с 29 тыс., а на пятое место выла сеть "Диксис", продавшая 26,3 тыс. стартовых пакетов. Замыкает список лидеров "Телефорум" с 20,5 тыс. подключений.
Среди тенденций и ключевых событий октября следует упомянуть продолжение маркетинговой активности Теле2, проводимой с рядом дилеров, а также запуск двумя из трех крупнейших операторов новых тарифных планов.
Дилерские сети в октябре проводили ряд самостоятельных акций и инициатив в партнерстве с операторами. "В октябре у нас продолжалась акция по Теле2 (она предусматривает 100 рублей в подарок на счет), благодаря которой мы прочно удерживаем лидерство по данному оператору", — отметил директор по маркетингу федеральной сети салонов "Ультра" Дмитрий Карманов. А, например, в сети "Диксис" с 10 октября стартовала акция по продвижению услуг МТС "Джинс за 30 рублей". В рамках акции каждый клиент мог подключиться к семейству тарифов "Джинс" за 30 рублей при условии покупки и активации карты предоплаты оплаты номиналом 5 USD.
Но наиболее активно выглядели в октябре сами операторы сотовой связи. Так, с началом октября двое сотовых операторов "большой тройки" Петербурга — "МегаФон" и "Билайн" — практически одновременно объявили об изменении стоимости ряда тарифов, а также о вводе нескольких новых, схожих по своей сути, предложений. Это коснулось как Петербурга, так и региональных рынков. Базовые изменения коснулись в первую очередь безлимитных и корпоративных предложений. Так, первым объявление в этой области сделал Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", который снизил цену на свое базовое безлимитное предложение ? тарифный план "Люкс" — в регионах. Теперь абонентская плата на нем, включая как городскую, так и федеральную нумерацию составляет от 85 USD до 95 USD в месяц в зависимости от региона. Кроме этого, с 1 октября для абонентов тарифного плана "Люкс" снижена стоимость исходящих областных и межзональных вызовов, а также вызовов в Москву и Московскую область. Напомним, что тариф "Люкс" позволяет абонентам общаться внутри общероссийской сети "МегаФон" и совершать местные вызовы, как на мобильные, так и на городские номера (областного центра), без каких-либо ограничений. Все входящие вызовы не тарифицируются. Еще одним шагом оператора здесь стал ввод c 1 октября услуги "SMS Приоритет" для корпоративных клиентов и абонентов тарифного плана "Люкс". Услуга позволяет отправлять SMS-сообщения в два раза дешевле, чем обычно ? по цене 0,025 USD (для абонентов Калининграда и Калининградской области ? 0,02 USD). Абонплата за использование услуги "SMS Приоритет" составляет 2 USD (цены приведены без учета НДС).
Практически одновременно с "МегаФоном" о снижении стоимости своего базового безлимитного предложения объявил еще один петербургский оператор "большой тройки" ? "Билайн". С 1 октября 2005 года на безлимитном тарифном плане "Супер+" стоимость абонентской платы составляет 50 USD в месяц или 1,66 USD в сутки. Изменения распространяются на существующих и новых абонентов Петербурга и Ленинградской области. Напомним, что тариф "Супер+" стал продолжением серии предложений на базе безлимитного предложения "Супер GSM", запущенного оператором в конце прошлого года. Его особенностями являлись неограниченный локальный голосовой трафик (при нахождении абонента на территории Петербурга и Ленинградской области) и абонентская плата, которая при выборе федерального номера составляла 60 USD, городского — 90 USD. Кроме того, "Супер GSM" был основан на кредитной системе расчетов.
А 5 октября "Билайн" объявил об отмене роуминга на территории Северо-Запада. Одновременно стартовала общероссийская акция оператора, направленная на стимулирование подключений и повышение лояльности новых абонентов. В рамках введения безроумингового пространства все звонки и SMS-сообщения в Северо-Западном регионе тарифицируются по правилам "домашней" сети во время поездок по региону, при этом действуют все дополнительные скидки, подключенные абоненту в соответствии с тарифным планом. Услуга предоставляется автоматически всем абонентам существующих и новых тарифных планов с кредитной системой расчетов. Безроуминговая зона действует в Новгородской, Ленинградской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Архангельской, Вологодской области, в Карелии, Ненецком АО и Республике Коми. Одновременно с отменой роуминга "Билайн" начал общероссийскую акцию, в рамках которой дарит 100 бесплатных минут каждому новому абоненту, подключившемуся к одному из тарифных планов "Билайн" с предоплатной системой расчетов на всей территории России.
Уже 10 октября оператор сотовой связи "МегаФон" вывел на рынок семейство тарифных планов "Вызов" — новое федеральное предложение, действующее в 75 регионах России. Этот тариф стал третьим общенациональным предложением в линейке оператора ? таким образом, "МегаФон" следует объявленной ранее тактике общей унификации тарифной сетки. На Северо-Западе тарифные планы "Вызов L" и "Вызов XL" с федеральной нумерацией доступны абонентам в Петербурге и Ленинградской области, а также Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, Республике Карелия и Ненецком АО. При этом в Петербурге и Ленинградской области тарифный план "Вызов L" без абонентской платы дополнил линейку тарифов группы Лайт. Его особенностью является одинаковая стоимость внутрисетевых звонков (внутри общероссийской сети "МегаФон") и всех местных вызовов ? как на все мобильные, так и на фиксированные номера Петербурга — 0,1 USD (все цены указаны без учета НДС). Бесплатный переход на тариф "Вызов L" с тарифных планов группы Лайт возможен в течение 30 дней с момента подключения абонента к сети "МегаФон". На тарифном плане "Вызов XL" абонентская плата составляет 10 USD для петербургских абонентов и 6,50 USD ? для региональных, при этом в нее ежемесячно включено 100 бесплатных минут местного трафика (исходящие вызовы на номера общероссийской сети "МегаФон", вызовы на Голосовую Почту, исходящие вызовы на номера городской телефонной сети и номера мобильных телефонов GSM-операторов домашнего региона, а также все платные входящие вызовы).
В последней декаде месяца, 24 октября оператор "Мобильные ТелеСистемы" объявил о запуске в регионе полностью обновленной линейки тарифных планов. Эта общефедеральная программа коснулась всех видов тарифных планов, и стала первой столь масштабной акцией оператора в данном направлении, начиная с февраля 2003 года. Оператор объявил о поэтапном запуске новой линейки во всех регионах России, начиная с 21 октября. По сообщению пресс-службы, новая линейка тарифных планов разработана специалистами компании с учетом детального анализа клиентских предпочтений и отвечает потребностям всех основных категорий абонентов. Новые тарифы пришли на смену Единой Системе Тарифных Планов, действовавшей с февраля 2003 года, и развивают ее преимущества. В рамках измененной системы тарифов новые тарифные планы, адресованные частным абонентам, разделены на две группы: Джинс (тарифы с абонентской платой и препейд-тарифы) и Профи (тарифы с предоплаченными минутами, предназначенные для интенсивного делового и личного общения). Тарифные планы для корпоративных абонентов также полностью обновляются. В каждом регионе Северо-Запада оператор намерен делать упор на продвижении одного, наиболее удачного в данной рыночной ситуации, тарифного плана. Так, в Петербурге таким тарифом-фаворитом станет предложение "Все свои" из линейки "Джинс". Этот тариф предусматривает стоимость соединений на номера МТС 0,07 USD в минуту, столько же будут стоить звонки на мобильные и местные фиксированные номера до 30 апреля следующего года, затем стоимость звонков на городские номера будет составлять 0,12 USD. Цена остальных соединений равняется 0,12 USD, кроме входящих с мобильных телефонов, которые не тарифицируются. Кроме того, особенность этого предложения в Петербурге ? вызовы абонентам российских сетей также приравнены к 0,07 USD. По словам представителей компании, такое предложение автоматически расширяет потенциальный круг общения абонентов этого тарифного плана на 50 млн. человек.
Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", кроме запуска тарифного плана, продолжил продвижение дополнительных услуг на базе GPRS. Новой акцией в этом направлении стала стартовавшая с 24 октября 2005 года кампания "MMS-текст по цене SMS". В рамках акции "МегаФон Северо-Запад" по 15 января 2006 года абоненты сети получают возможность отправлять MMS-сообщения, содержащие только текст, по цене 0,05 USD и одновременно участвовать в конкурсе "Телефон за MMS". При этом абоненты, пользующиеся услугой "MMS-Текст" в период проведения акции, автоматически становятся участниками конкурса. По итогам каждой недели определяются пять победителей, отправивших больше всех текстовых MMS-сообщений. Каждый из них получит поощрительный приз и сможет участвовать в розыгрыше главного приза одного из трех конкурсных этапов. Стоимость текстового MMS-сообщения в период проведения конкурса составляет 0,05 USD. Услуга "MMS-текст" дает возможность отправлять с помощью технологии MMS текстовые сообщения длиной до 1000 символов и более (в зависимости от модели аппарата). Текст может содержать как русские, так и латинские символы.
Дополнительные сервисы в своей сети продвинули и МТС: в конце октября стартовала совместная акция ООО "Солво Интернешнл" и ОАО "МТС" Макро-регион "Северо-Запад". Викторина "Вперед с i-mode" проводлась для абонентов МТС на территории Северо-Запада и была направлена на привлечение абонентов данной сети к новой услуге оператора — "i-mode". Главным призом стал автомобиль "Форд Фокус 2".
© SpbIT