Vodafone нашел себя в России / Оператор хочет засудить ?Водафон Телеком?
Крупнейший сотовый оператор мира Vodafone пока не ведет бизнес в нашей стране, но уже решил бороться за свою торговую марку в России. Сейчас она принадлежит компании ?Водафон Телеком?, с которой и намерен судиться Vodafone. Эксперты считают, что это стандартный шаг глобальной компании, но он может указывать и на интерес Vodafone к нашему рынку.
Как стало известно ?Ведомостям?, Vodafone озаботился состоянием своей торговой марки в России и хочет оспорить в суде права на нее, зарегистрированные ?Водафон Телеком?. Об этом ?Ведомостям? рассказал руководитель подразделения по связям с общественностью Vodafone Group Бобби Лич. ?Наше расследование показало, что "Водафон Телеком" не ведет работу и не предоставляет услуг под маркой Vodafone, ? говорит Лич, ? Следовательно, регистрация торговой марки была проведена недобросовестно?. По его словам, интересы Vodafone в этом деле представляет юридическая фирма Baker & McKenzie.
В фирме ?Водафон Телеком? знают о претензиях телекоммуникационного гиганта. Об этом ?Ведомостям? заявили гендиректор фирмы Алексей Боголепов и представляющий интересы ?Водафон Телеком? в Роспатенте и в суде юрист Сергей Зуйков. По его словам, ?Водафон Телеком? зарегистрировал торговую марку еще в 2001 г. А Боголепов уверяет, что у фирмы есть лицензия на предоставление телематических услуг и вскоре она начнет поставлять контент для мобильных телефонов ? мелодии и картинки. Но комментировать текущую деятельность ?Водафон Телеком? гендиректор отказался: ?У нас пока все примитивно, проект находится на стадии расширения?. Боголепов уверяет, что раньше представители Vodafone к его компании не обращались.
Аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского не удивляет, что Vodafone только сейчас отреагировал на регистрацию своей торговой марки на другую компанию. По его словам, в такой большой компании долго обрабатывается информация и принимаются решения по непрофильным рынкам. А в России у Vodafone пока нет никакого бизнеса, хотя прихода этой компании в стране ждут уже пару лет.
Слух о том, что Vodafone собирается купить контрольный пакет акций сотового оператора МТС, в январе 2004 г. настолько взбудоражил рынок, что капитализация МТС за неделю выросла на 15%. Впоследствии топ-менеджеры АФК ?Система? (контролирующий акционер МТС) утверждали, что у них не было даже переговоров с Vodafone. Но уже в феврале гендиректор британской Vodafone Group Арун Сарин объявил на международной выставке, что его компания в ближайшем будущем намерена потратить на покупку сотовых операторов Восточной Европы и России не менее 18 млрд USD. Слухи возобновились, но никаких сделок с российскими активами так и не произошло. А прошлой осенью топ-менеджер Vodafone признался ?Ведомостям?, что вопрос о приобретении активов в нашей стране снят с повестки дня, зато компания начала искать здесь партнера для организации внутресетевого роуминга. Правда, и это партнерство, насколько удалось выяснить ?Ведомостям?, тоже не состоялось.
Вчера Бобби Лич еще раз подтвердил, что у Vodafone нет никаких планов по работе на российском рынке. Не слышали о подобных планах и опрошенные ?Ведомостями? представители ?Альфа Телекома?, ?Системы Телеком?, ?Вымпелкома? и ?Телекоминвеста?. Но Vodafone видит себя глобальным оператором и ему потенциально интересны рынок России и СНГ, отмечает директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский. ?Скорее это защита брэнда в глобальном масштабе?, ? считает директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов.
Vodafone ? не первая западная компания, столкнувшаяся с клонированием своей торговой марки в России. Но, как правило, компания обращает на это внимание, когда у нее появляется интерес к бизнесу в России. И тогда приходится либо судиться до последнего, либо откупаться. Так, издательскому дому Axel Springer AG пришлось судиться с компанией ?Моспатент? за товарный знак Forbes, прежде чем начать издавать здесь одноименный журнал. Японскому концерну Kirin удалось отстоять свои права на одноименную марку собственного пива, поставляемого в Россию, которую в 1998 г. также зарегистрировал ?Моспатент?. Самый свежий пример ? крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks, которой, прежде чем начать бизнес в России, пришлось повоевать с ООО ?Старбакс?. А вот Audi пришлось выкупить за 15 000-20 000 USD у юриста Сергея Зуйкова права на модель Diablo марки Lamborghini.