В "Билайн" идут работать за идею
Финансовые итоги за третий квартал текущего года заставили МТС посчитать (читай, рассчитать) некоторых своих сотрудников. Другой же участник большой тройки, компания "ВымпелКом", увольнять никого не собирается. Проведенный в апреле ребрендинг уже помог "пчеловодам" уменьшить расходы на персонал.
О своем намерении сократить штат на 10-20% представители компании МТС заявили на подведении финансовых итогов за III квартал текущего года. Такой шаг, по мнению менеджмента, позволит выправить ситуацию, связанную с падением рентабельности. У "ВымпелКома", предоставляющего услуги под брендом ?Билайн", дела обстоят не столь удручающе: рост чистой прибыли компании c I по III квартал составил 77%. По словам экспертов из рекрутинговых компаний, расти "Билайну" помогает сильный бренд. В частности, он позволяет сократить издержки на привлечение новых и удержание старых сотрудников.
Известный и понятный бренд соискатель воспринимает как гарантию от разного рода неожиданностей. Работодателю-владельцу бренда, в свою очередь, проще привлекать новых сотрудников. При этом перед "брендовой" компанией открывается возможность платить зарплату ниже, чем в среднем на рынке. "Два года назад совместно с компанией "Экопси" мы провели исследование "Корпоративный бренд компании как работодателя", — рассказывает Ирина Пашинкина, менеджер по маркетингу компании RosExpert. ? По результатам опроса, в котором приняли участие 100 менеджеров среднего звена и 40 топ-менеджеров крупных российских и зарубежных компаний, выяснилось, что зарплатные ожидания соискателя в "небрендовую" компанию выше на 20-30%". Чего стоит опасаться при таком подходе ? это вероятного увеличения ротации кадров. "Любой специалист захочет добавить в свое резюме "красивую" запись, — отмечает директор московского офиса компании "Триза Exclusive". — Но для того чтобы его удержать, потребуются дополнительные компенсации или ресурсы по воспитанию кадров".
В самом "ВымпелКоме" какие-либо изменения зарплатной и социальной политики отрицают. "Мы не экономим на сотрудниках, — говорит директор по организационному развитию "ВымпелКома" Ольга Дайновская. - И нельзя сказать, что мотивация превратилась из денежной в "идейную" — мы как сочетали и то, и другое, так и сочетаем". Однако приведенные госпожой Дайновской результаты недавнего корпоративного опроса сотрудников компании показывают обратное: среди основных факторов мотивации "билайновцев" заработная плата оказалась на 4-ом (!) месте, после "информированности и знания происходящего", "персонального развития" и "возможности проявить в полной мере свою компетентность".
Ситуация в "ВымпелКоме" отличается от средней по рынку. По результатам исследований все той же компании RosExpert, в большинстве компаний, не имеющих сильного бренда, оплата труда волнует сотрудников гораздо больше, чем возможность карьерного роста. Однако наличие грамотной системы управления (компетентность) и содержание работы (информированность) все также занимают верхние строчки "хит-парада". Видимо поэтому в "ВымпелКоме" позаботились о реализации и этих потребностей. "Обновление бренда вызвало к жизни несколько проектов, которые призваны изменить компанию изнутри, чтобы она могла лучше выполнять обещания бренда, — добавляет Ольга Дайновская. - Скажем, в рамках проекта "Работа без сбоев" любой сотрудник может сообщить о том, что не нравится клиентам. Подчеркиваем, даже не об ошибках — просто о том, что не по душе. Под поток обращений сотрудников выстроен механизм обработки, в котором задействованы директора и руководители служб".
© СОТОВИК