Следующей страной на карте "Евросети" станет Узбекистан
Рынок сотового ритейла в России постепенно насыщается, и дилерам приходится искать новые возможности развития бизнеса, в частности, осваивая рынки соседних государств. Следующей страной из ближнего зарубежья на карте "Евросети" станет Узбекистан, где компания в марте-апреле этого года намерена открыть несколько собственных салонов связи.
По мнению экспертов, рынок Узбекистана в ближайшие годы может развиваться гораздо более динамичными темпами, нежели российский, поскольку в этот регион устремились сотовые операторы из России. За флагманом рынка постепенно подтягиваются и другие крупные федеральные розничные сети. С "опозданием" в год-полтора компании "Беталинк" и Divizion обещают в 2006 г. прийти, как минимум, на Украину и в Казахстан. Топ-менеджеры этих сетей подтвердили проведение предварительных переговоров с "соседскими" партнерами.
Весной этого года "Евросеть" откроет несколько собственных салонов в Узбекистане. "Открытие сети в Узбекистане состоится в ближайшие три-четыре месяца, и это будут собственные магазины. Пока мы не собираемся покупать там какую-либо сеть. Приходя на новый рынок, "Евросеть" присматривается к рынку и к его игрокам", ? заявила пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева. Аналитики считают экспансию лидера рынка наиболее динамичной, отмечая, что рынок Узбекистана имеет весьма заманчивые перспективы. "Безусловно, рынки СНГ очень привлекательны для "Евросети", ввиду того что эта компания уже представлена во всех более-менее значимых городах России. Количество абонентов сотовой связи в Узбекистане на текущий момент оценивается примерно в 1,5 млн, население составляет примерно 26,4 млн человек, то есть уровень проникновения сотовой связи пока довольно низкий (5,7%)", ? прокомментировал аналитик J?son & Partners Сергей Савин. Таким образом, учитывая региональную экспансию сотовых операторов России, вполне очевидно, что прирост количества абонентов будет идти весьма активно (по разным оценкам, на 100-150% в год), а следовательно, всем новым абонентам понадобятся новые мобильные телефоны.
По мнению Сергея Савина, "Евросеть" как крупный ритейлер имеет несколько существенных преимуществ по сравнению с местными игроками, что поможет ей достаточно быстро укрепиться на рынке. ""Евросеть" имеет очень выгодные условия поставок от производителей, и местные игроки не всегда смогут конкурировать с ней по цене, ? говорит г-н Савин. ? Кроме того, во многих странах СНГ идет вещание российских телеканалов, на которых компания размещает свою рекламу".
Впрочем, и у других федеральных сотовых ритейлеров имеются подобные конкурентные преимущества на рынках ближнего зарубежья. Осознав это, конкуренты "Евросети" также намерены начинать или углублять экспансию. В группе компаний DIXIS, у которой в настоящее время открыто уже 32 салона в Казахстане, уверены, что российский рынок в этом году постепенно придет к насыщению. "Для дальнейшего развития сетям будет необходимо двигаться в страны ближнего зарубежья", ? отметила руководитель службы по связям с общественностью DIXIS Татьяна Москалева. Более конкретных планов развития сети в DIXIS пока не озвучивают. Рынки ближнего зарубежья становятся одним из наиболее важных стратегических направлений развития и других российских ритейлеров. "В 2006 г. мы планируем начать работать как минимум на Украине и в Казахстане. Об этом уже достигнуты некоторые предварительные договоренности. Также в данный момент мы рассматриваем возможности и варианты открытия наших салонов еще в нескольких государствах СНГ", ? заявила генеральный директор компании "Беталинк" Валерия Солок.
Еще один крупный ритейлер, работающий по франчайзинговой схеме, также в нынешнем году планирует сделать бросок не только на запад, но и на восток. "Нам уже поступили заявки на вступление в нашу федеральную франчайзинговую программу от компаний из Белоруссии, Украины и Казахстана", ? сообщил управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. По его словам, именно эти рынки являются приоритетными, так как консолидационные процессы сетевой розницы в этих странах находятся только в начальной стадии и "места хватит всем". Несмотря на то что объемы рынков сотовых телефонов стран СНГ в разы меньше российского, темпы их роста значительно более высокие. Если в минувшем году рынок мобильных телефонов в России вырос на 20-25%, то в 2006 г. ритейлеры не ожидают более чем 10-15-процентного роста.