Петербургские МТС отыщут абонента
Петербургский филиал компании МТС запустил в тестовой эксплуатации набор услуг, основанных на определении местоположения, под общей торговой маркой "МТС-Поиск". Его пользователи могут получить оперативную информацию о местонахождении подписчиков оператора, а также о городских объектах. Петербург стал вторым регионом, где действует данный проект. Первым является Москва, где "МТС-Поиск" начал работать в коммерческой эксплуатации с апреля 2005 года.
Все услуги в рамках "МТС-Поиск" абонент может получить через портал (сейчас работает его интернет-версия, в ближайшее время появится WAP-вариант, кроме того, данные могут доставляться и с помощью SMS-сообщения). Сейчас на петербургском разделе MPoisk.ru доступно пять сервисов, которые имеют различное позиционирование при единой технологической базе ? для всех услуг используется технология определения сетью GSM, т. е. оператор определяет местонахождения SIM-карты в сети. Местоположение искомого объекта определяется на основе анализа параметров сигнала с его телефона (MPS ? Mobile Positioning System). Таким образом, если телефон абонента выключен, определить его местоположение невозможно. Точность определения координат ? несколько сотен метров ? в плотных районах города она достигает 300 метров, ближе к окраинам — 700 — 800 метров. Для того чтобы воспользоваться услугой, владельцу SIM-карты надо пройти регистрацию, после которой он получает специальный код, который передается потенциальным пользователям этой услуги. C помощью этого кода они могут добавить этого абонента себе в список определяемых. Нажав кнопку на интернет-портале или отправив SMS-сообщение на специальный номер, пользователь в ответ получает информацию (в текстовом или графическом виде ? при веб-доступе на карте рисуется ее конкретный сегмент) о том, где находится сейчас владелец данной SIM-карты.
Первая услуга ? "Автоскоп" — предназначена для частных автовладельцев, которые, благодаря ей, могут получить информацию о текущем местоположении автомобиля. С ее помощью можно определить местоположение автомобиля, а также ближайших объектов, связанных с автотранспортом (АЗС, СТО, автомойки, посты ДПС) и получить подробную информацию о найденных объектах. Для того чтобы обеспечить автомобиль подобным сервисом, можно использовать либо стандартный телефон, либо заказать специальный GSM-модуль, к которому подключается SIM-карта. Следующий сервис ? "Ближайшие" — позволяет получить справочную информацию о различных организациях и объектах, отсортированных по признаку удаленности от абонента. Система поиска позволяет делать запросы, состоящие из нескольких слов. При поиске учитывается местоположение пользователя, название организации и различные виды дополнительной информации (вид деятельности организации, продукция или услуги, которыми она занимается) и т. д.
Услуга "Локатор" позиционируется для тех пользователей, которые хотят с помощью "МТС-Поиска" узнавать, где находятся друзья и близкие. Еще одно направление использования данного сервиса ? помощь в организации работы коллектива, когда устанавливается местонахождение работника предприятия. Среди дополнительных возможностей здесь ? "Локатор" позволяет просматривать историю передвижений за заданные периоды времени и автоматически определять местоположение ? с заданным интервалом времени или по расписанию. Своеобразным объединением двух предыдущих услуг является сервис "Компас", который позволяет абоненту узнать информацию о своем местоположении, а также месте нахождения и перемещениях интересующих его людей и о перемещениях абонентов или группы абонентов через заданный интервал времени. Кроме того, здесь возможен поиск объектов (кинотеатров, баров, аптек, банкоматов и др.) с учетом местоположения абонента и по округам. Последний на данный момент сервис ? "Мобильный ребенок" — предназначен для родителей, которые хотят быть в курсе перемещения своих детей. Два последних сервиса также позволяют сохранить данные в истории и получить их на свой ящик электронной почты.
Отметим, что каждый из перечисленных сервисов входит в один из тематических сегментов, на которые разделен сайт. Так, "Автоскоп" относится к сегменту "Мой автомобиль", "Ближайшие" являются частью сегмента "Мой город", куда помимо данной услуги входит сервис "Где я", позволяющий определить свое местоположение или местоположения ближайших объектов. В сегменте "Мой бизнес", помимо упомянутой услуги "Локатор", значится сервис "Мобильные сотрудники", предназначенный для корпоративных клиентов. Для определения местоположения ребенка, а также других родственников предназначен сервис "Мобильный ангел", который является, как и "Мобильный ребенок", частью сегмента "Наши дети". "Компас" входит в сегмент "Мои друзья". Помимо него там также можно найти услуги "Мобильный поиск", определяющий местоположения других абонентов или местоположения ближайших к ним объектов на интерактивной карте города, и Is Love, представляющую собой службу знакомств, с помощью которой можно найти партнера по заданным критериям и в заданном радиусе от местоположения абонента. Также на портале есть сегменты "Развлечения", где представлены мобильные игры, и "Безопасность". Правда, на данный момент часть из перечисленных здесь сервисов доступна только для жителей Москвы и Московской области. Что касается Петербурга, то здесь, по словам представителей компании, число доступных сервисов также будет постепенно увеличиваться.
Для того чтобы воспользоваться веб-версией портала,
необходимо только на нем зарегистрироваться. При регистрации на сайте для
каждого абонента создается персональный счет, на который нужно добавить "юниты",
отправив SMS на заданный короткий номер. В дальнейшем при использовании платных
услуг "юниты" будут списываться со счета согласно установленным тарифам.
Проверить состояние счета можно в разделе "Личный кабинет".
Подключение "искомого" абонента происходит только с его согласия. При получении
его персонального кода пользователь услуги, который производит поиск, может
добавить его в список тех, чье местонахождение доступно для определения. При
этом для каждой услуги механизм авторизации отличается. Так, например, в сервисе
"Компас" при добавлении абонента ему отправляется запрос на авторизацию, который
он может либо принять, либо отклонить. Также в услуге "Компас" у абонента есть
возможность запрета на определение его местонахождения другими абонентами, а
также получение отчета о том, кто и когда определял его положение. "Мой ребенок"
отличается тем, что "объект" не может запретить определять себя и ему не
приходят соответствующие оповещения ? это сделано для того, чтобы родители могли
полностью контролировать своего ребенка.
С технической точки зрения платформа "МТС-Поиска" разбита на две части. Первая из них находится в Петербурге и построена, как уже говорилось выше, на базе оборудования компании Ericsson, и с ее помощью осуществляется определение координат объектов. Вторая расположена в Москве, она отвечает за обработку координат и обеспечивает функционирование портала MPoisk.ru. К ней также обеспечивается подключение контент-провайдеров, которые отвечают за информационное наполнение той или иной услуги. Так, услуга "Автоскоп" предоставляется совместно с компанией "Меринет", "Ближайшие" — с "Инфо Софт", "Локатор" — с Race Communications. Партнером по сервисам "Компас" и "Мобильный ребенок" является компания "Информ-мобил". Карты, на которых производится отображение местоположения или пути объекта предоставлены агентством "Геодезис". Как сообщили в пресс-службе "МТС Северо-Запад", сейчас в Петербурге и Ленинградской области проект находится в тестовой эксплуатации и доступ к сервисам можно получить бесплатно. Запуск в коммерческую эксплуатацию планируется в ближайшее время.
Что касается других игроков "большой тройки", то у компании "МегаФон ? Северо-Запад" в рамках сервиса "МегаФон PRO" предоставляется три услуги на базе технологии LBS. Услуга "Ближайшие" позволяет абонентам по SMS-запросу получать информацию о ближайших к их географическому положению организациях или объектах. Также для петербургских абонентов доступна дополнительная возможность — получение в виде MMS-сообщения фрагмента карты города с отображением места расположения ближайшего пункта оплаты услуг оператора. Кроме того, два сервиса "Ближайших" выделены в отдельные направления ? это "Касса на карте" и "Атлас города". В марте 2003 года была запущен сервис MMS-знакомств на базе LBS ? "Лицом к лицу". Последняя в этом списке услуга — "Локатор" — позволяет абонентам получать информацию о местоположении других абонентов сети, разрешивших их поиск на территории Петербурга. Все эти сервисы "МегаФона" были сначала опробованы на московском регионе, где в 2001 году была запущен услуга "Ближайшие" (сейчас она включает сервисы WebLocator, "Я рядом", АОП 2.0., игровой "Ночной Дозор"). Напомним, что в свое время популярностью пользовалась игра Botfihters, которая прекратила свое существование более года назад. По словам пресс-службы оператора, это было связано с тем, что сам сервис полностью окупил себя, а пользователям потребовались новые игры. Кроме перечисленных москвичам также доступны сервисы "Тайны Москвы", являющийся путеводителем по местным достопримечательностям, и "Ресторанный MMS-гид", предлагающий информацию о ближайших к абоненту ресторанах.
Сервисы на базе LBS у компании "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") на данный момент доступны только в Москве, где соответствующая платформа была запущена в марте 2005 года. Они базируются на технологии Сell ID, которая помогает определить, к какой базовой станции ближе всего находится абонент, а также воспользоваться дополнительными возможностями. Так, услуга "Чат" позволяет узнавать о наличии рядом с абонентом знакомых из различных чатов, в которых данный абонент общается, а "Адрес" позволяет узнавать адреса интересующих пользователя объектов, наиболее близко расположенных к нему. Сервис "Мобильный локатор" дает возможность определить местоположение объекта. По словам пресс-секретаря санкт-петербургского филиал компании "ВымпелКом" Евгении Алешко, в скором времени вывод данных услуг планируется и на петербургский рынок, впрочем, говорить о каких-то конкретных датах пока рано. Что касается основных потребителей услуг, то здесь можно выделить молодежь, активных пользователей информационно-развлекательных услуг. Как показывает опыт западных сотовых компаний, услуга "Мобильный локатор" пользуется спросом в основном в крупных городах, где население составляет более 300 — 400 тыс. человек.
© Spbit