МТС отложил Blackberry
В России МТС откладывает запланированный на конец прошлого года запуск сервиса Blackberry из-за многочисленных патентных споров Research in Motion (RIM)- разработчика популярных коммуникаторов. Конкуренты МТС тем временем не дремлют. "МегаФон" тестирует свою мобильную почту на Северо-Западе, а "Вымпелком" ждет от чиновников разрешения на запуск Blackberry.
На Западе почтовый сервис Blackberry продают все крупнейшие операторы сотовой связи. К примеру, T-Mobile предлагает неограниченный интернет-трафик и 1000 минут разговора за 70 USD в месяц. В зависимости от модели цена на коммуникатор Blackberry составляет от 200 USD до 500 USD.
"Изюминка" сервиса: push email — технология мгновенной отправки-доставки почты с мобильного устройства, которую можно интегрировать в любую систему документооборота компании. Корпоративная культура с восторгом приняла эту технологию, возведя Blackberry в ранг killer application и сделав привычным атрибутом американских и европейских клерков.
1 млрд. USD за мировое соглашение
У коммуникаторов Blackberry собственная операционная система, программы и технологии. Именно легальность использования одной из них и стала причиной судебных разбирательств производителя "ежевики" Researche in Motion и компании NTP, специализирующейся на продаже интеллектуальной собственности. NTP утверждает, что ее сотрудник Томас Компана разработал и запатентовал технологию передачи электронной почты на мобильные устройства, которую незаконно применяет RIM. Первоначально иск содержал притязания на неправомочность использования восьми патентов в разработках RIM, однако судом уже отклонены семь исков из восьми. В 2002 году окружной суд США постановил, что компания RIM должна приостановить работу электронной почты Blackberry. В марте 2005 года производитель "ежевики" имел возможность выкупить патент NTP за 450 млрд. USD, но сделка не состоялась. Теперь за мировое соглашение с RIM NTP хочет уже 1 млрд. USD. 24 февраля будет вынесено окончательное решение о легитимности применения оспариваемых технологий. В случае неблагоприятного исхода сервис, используемый 3,65 млн. американцев, окажется вне закона.
Потенциальный рынок сужается
По оценкам "Прайм консалт", потенциальная аудитория этого сервиса — все бизнес-пользователи МТС (около 5 млн. абонентов). "Если МТС удастся хорошо прорекламировать сервис, то за год он сможет набрать около 20 тыс. клиентов,- считает аналитик "Прайм консалт" Маргарита Зобнина.- Если верить МТС, то к концу года Blackberry должен принести оператору не меньше 1,5 МUSD". Представители МТС дают понять, что цены на Blackberry будут на уровне западных. Но если МТС сильно затянет выход Blackberry, то может потерять конкурентное преимущество.
Однако российский МТС, подписавший в прошлом году соглашение с RIM, уже на несколько месяцев задержал внедрение сервиса Blackberry в своей сети. Сначала называлась дата запуска услуги — конец третьего квартала. Позднее президент МТС Василий Сидоров заявил, что выход сервиса запланирован на конец 2005 года. Теперь в МТС отказываются говорить о конкретных сроках, ссылаясь на условия контракта с Blackberry, согласно которому оператору запрещается делиться информацией о ходе проекта.
Многие участники рынка связывают промедление с неопределенностью положения производителя, хотя и МТС, и российские партнеры Blackberry отрицают связь между судебными тяжбами вендора и затягиванием запуска "ежевики". Например, в петербургском офисе Dynoplex, разработчика программ для Blackberry, утверждают, что оспариваемые NTP патенты носят национальный характер и не могут повлиять на развитие бизнеса RIM в России или Европе. Сотрудник Dynoplex Елена Токарева дает понять, что RIM разработал новые технологии, которые заменяют оспариваемые в суде, так что краха Blackberry не случится.
В погоне за ежевикой
"Билайн" запустил свой почтовый сервис "Мобильная почта" в июле 2005 года. И за три месяца, по данным компании, к услуге подключились 60 компаний (800 номеров). "Мы тоже планируем предложить рынку Blackberry: все технические тесты, требуемые соглашением с компанией RIM, были успешно выполнены. Для запуска услуг BlackBerry требуется лишь решить вопросы с контролирующими госорганами",- сообщил сотрудник пресс-службы "ВымпелКома" Сергей Замуруев.
По словам пресс-секретаря "МегаФон" Марины Белашевой, сейчас оператор тоже тестирует сервис мобильной почты в Санкт-Петербурге. "Тест покажет, пришло ли время для начала коммерческой эксплуатации. В случае успешной работы на Северо-Западе почту внедрят и на всей территории действия сети",- утверждает она.
Аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова отмечает, что "Мобильная почта" от "Билайн" — пока единственная альтернатива Blackberry.
Хотя у "ежевики" есть некоторое преимущество: она интегрируется в большинство систем документооборота.
Но, судя по интересу мировых вендоров к этому сегменту сотового рынка, вскоре на нем станет тесно. Microsoft уже анонсировала поддержку этой технологии в пятой версии своей ОС Windows Mobile. RIM в последние годы передала лицензии на свое ПО Nokia и Sony Ericsson, которые интегрировали технологию push e-mail в некоторые модели своих телефонов. Другие производители пошли по пути создания альтернативы почтовых программ "ежевики". Palm выпустила новую версию коммуникатора Treo, похожие модели вскоре появятся также у Samsung Electronics, HP и Nokia.
ЛИДЕР РЫНКА КПК В лидеры рынка Blackberry вышел в 2004 году, когда продажа "ежевики" выросла на 75% за год, а рыночная доля увеличилась с 14,8% в 2003 году до 20,8%. По данным Gartner, в 2005 году объем поставок карманных компьютеров в целом превысил 15 млн. Только в третьем квартале 2005 года объем продаж достиг 3,45 млн. устройств, причем Blackberry опередил КПК остальных производителей, заняв 25% рынка с 862 тыс. проданных гаджетов. На сегодняшний день услуги BlackBerry предоставляются абонентам 70 операторов в 30 странах мира. В третьем квартале 2005 финансового года разработчик Blackberry RIM заработал 560,6 МUSD, вдвое больше, чем год назад. 70% выручки компании принесла продажа собственно коммуникаторов, 19% сервисы, 7% лицензии на программное обеспечение и 4% другие источники. За девять месяцев прошлого финансового года вендор заработал 1,5 млрд. USD — на 59% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В четвертом квартале RIM рассчитывает заработать 590-620 МUSD. Абонентский прирост за этот период, по собственным прогнозам компании, составит 700-750 тыс. новых абонентов. |
© БИЗНЕС