Расплата за соединение / Россвязьнадзор определит законность ПЗС

   Автор статьи: Сергей Мальцев

Мининформсвязи усомнилось в правомерности введения сотовыми компаниями платы за соединение (ПЗС) и 27 июля поручило разобраться в ситуации Россвязьнадзору. Операторы не видят в своих действиях нарушений и объясняют их необходимостью компенсировать возникшие после введения CPP убытки. Юристы считают, что действия "большой тройки" по введению ПЗС похожи на сговор, и разобраться в ситуации должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

На сегодняшний момент три крупнейших оператора сотовой связи России сообщили о введении ПЗС. МТС уже опубликовал стоимость ПЗС в регионах своего присутствия, "Билайн" и "МегаФон" сделают это в ближайшее время. Необходимость введения дополнительной платы за мобильные разговоры в сотовых компаниях объясняют началом действия с 1 июля принципа CPP. Ранее мобильные операторы заявляли, что недостаточная компенсация со стороны фиксированных операторов обернется убытками для сотовых компаний. Однако Федеральная служба по тарифам (ФСТ) не учла мнения операторов и установила величину компенсации в размере 95 копеек, против предложенных сотовиками 1,35 рубля. В ответ сотовые операторы заявили, что "в течение июля будут уточнять и корректировать свою тарифную политику".

Сегодня свою позицию о введении ПЗС выразило Мининформсвязи. Ниже мы публикуем официальное письмо федерального ведомства:

Официальный комментарий Мининформсвязи России

В настоящее время в СМИ активно обсуждается намерение ряда операторов подвижной связи ввести для своих абонентов плату за установление соединения.

По мнению Мининформсвязи России, введение оплаты за факт соединения не является обоснованным с точки зрения действующей нормативной правовой базы. В связи с этим, Министерство направило в Россвязьнадзор запрос для рассмотрения правомерности такого шага.

"Сотовик" обратился за комментарием к пресс-секретарю Мининформсвязи Александру Паршукову. "В законе "О связи" нет четкого определения услуги платы за соединение, ? пояснил господин Паршуков. ? Есть понятие "Оказание услуги соединения". Как с этим связана новая инициатива сотовых операторов мы и поручили разобраться Россвязьнадзору". С ним согласился Александр Титов, адвокат, специализирующийся на праве в области связи: "Пункт 35 "Правил оказания услуг подвижной связи" предусматривает тарификацию соединения исходя из его продолжительности, например, в минутах, но не оплату самого факта установления соединения, ? говорит господин Титов. ? Взимание платы за факт соединения неправомерно".

Справка

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. N 328 предусматривают следующие виды тарификации:
а) абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;
б) повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;
в) за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи.

При формировании тарифных планов допускается сочетание нескольких видов тарификации.

Однако игроки сотового рынка признавать себя нарушителями закона не спешат. "С юридической точки зрения все абсолютно законно, ? уверяет пресс-секретарь ОАО МТС Кирилл Алявдин. ? Плата за установление соединения является неотъемлемой частью тарифа, устанавливаемого на исходящие вызовы. Кроме того, действующие нормативные правовые акты в области связи позволяют оператору самостоятельно определять порядок определения стоимости услуг, в том числе путем сочетания повременной с иными видами тарификации". В таком случае требуется лишь уведомить об этом абонентов, что и сделал оператор.

В отдельных случаях операторы повышают стоимость первой минуты разговора, которая по сути является платой за соединение, но формально звучит, как оплата продолжительности разговора по повышенному тарифу. "Официального сообщения о введении ПЗС в сети "Билайн" не было, ? заявила пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Юлия Остроухова. ? Мы объявляли о введении платы за первые 3 секунды разговора для разговоров длительностью больше 3 секунд". В такой формулировке, по словам госпожи Остроуховой, нет никакого нарушения законодательства. "Это не дополнительная услуга, а часть тарифа", ? настаивает она.

У операторов есть и другая возможность замаскировать ПЗС, например, установить дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням. По словам Александра Титова, правомерность ПЗС в таких случаях будет оцениваться в зависимости от того, как она сформулирована в тарифном плане ? как разовая плата или как повышенная стоимость первой минуты соединения.

Пока Россвязьнадзор будет выяснять правомерность действий сотовых операторов, последние никаких изменений в тарифную политику вносить не будут. "Разумеется, Россвязьнадзор имеет полное право проводить проверки законности тех или иных действий и их соответствия существующим нормативным актам. Мы будем ждать их официальных запросов и решений", ? заявили в МТС. "В начале августа мы введем ПЗС на отдельных тарифных планах, ? сообщил "Сотовику" директор по связям с общественностью ОАО "МегаФон" Андрей Климов. ? Если регулирующие организации установят ограничения, мы их выполним".

Все три оператора не скрывают, что ПЗС ? это реакция на введение CPP и действия регулирующих органов. "МТС последовательно заявляла свою позицию о том, что в случае установления низких тарифов на взаиморасчеты между операторами мы будем вынуждены поднимать тарифы. К сожалению, тарифы, установленные регулятором, оказались ниже экономически обоснованных для нас, поэтому мы вынуждены идти на данный шаг", ? разъясняет Кирилл Алявдин. "Корректировка тарифов ? это вынужденная мера. Мы давно обращали внимание министерства на наши возможные убытки, однако, так и не были услышаны", ? говорит Юлия Остроухова. В пресс-службе "черно-желтого" оператора отметили, что корректировка тарифов не приведет к дополнительным расходам их клиентов. По информации компании, "с 1 июля абоненты "Билайн" сэкономили на услугах связи около 8%, а введение платы за первые 3 секунды разговора увеличивает их расходы лишь на 5%".

Выяснять, является ли ПЗС отдельной услугой или частью тарифного плана можно довольно долго. По мнению юриста ИД "Коммерсантъ" Максима Черниговского, ситуацию вокруг ПЗС скорее должна рассматривать ФАС, а не Мининформсвязи: "Вопросы злоупотребления доминирующим положением на рынке, а именно в этом можно заподозрить трех ведущих игроков, являются компетенцией антимонопольных органов". Юрист считает подозрительным введение дополнительной услуги одновременно тремя операторами. Это приводит к безусловному увеличению их доходов, даже если абонент не хочет платить дополнительные деньги у него не останется выбора ? у конкурентов те же условия. "Введение ПЗС можно объяснять желанием операторов компенсировать свои убытки, но при этом им никто не мешает спорить с регулятором об установлении приемлемых для себя тарифов, в том числе и в судебных органах. Однако они решили свои проблемы за счет абонентов", ? резюмирует господин Черниговский.

В самом ФАС нарушений пока не видят. "Операторы "большой тройки", как и любые другие операторы сотовой связи, могут самостоятельно устанавливать любые тарифы, их деятельность в этом отношении не подлежит регулированию. Рынок сотовой связи России ? конкурентный, ни один из операторов не занимает на нем доминирующего положения, и поэтому, на первый взгляд, никаких нарушений на настоящий момент нет", ? цитирует "Прайм-Тасс" слова заместителя начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС России Дмитрия Рутенберга. Однако ФАС принял решение направить в компании, сообщившие о намерении установить плату, запросы о причинах ее введения. "Операторы должны получить такие запросы сегодня вечером ? завтра утром, у них будет 3-4 недели на подготовку ответа", ? сказал Дмитрий Рутенберг.


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх