ФАС препятствует созданию конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Федеральное агентство связи (далее — Россвязь) нарушившим часть 1 пункта 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Дело было возбуждено по заявлению ОАО "ВымпелКом". В качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).
Нарушение выразилось в утверждении Россвязью конкурсных условий конкурсов на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Дальнего Востока и Сибири.
Из информации, представленной на официальном сайте, Россвязь объявило о проведении открытых конкурсов на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории следующих субъектов РФ: Республики Бурятия и Саха (Якутия), Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Иркутская, Читинская, Магаданская, Сахалинская, Амурская области, Еврейская автономная область, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Корякский, Чукотский автономные округа, со сроком начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи не позднее 2-х лет со дня принятия решения о выдаче лицензии в полосах радиочастот.
Из опубликованной конкурсной документации следует, что конкурсные предложения будут оцениваться по бальной системе с учетом определенных критериев оценки участников конкурса. Причем, представленные критерии оценки конкурсных предложений участников предоставляют очевидное преимущество операторам, имеющим лицензии на конкурсные территории, и необоснованно ограничивают доступ к участию в торгах другим операторам, не имеющим лицензии на эти территории.
Указанное следует из того, что основным критерием оценки конкурсных предложений участников является наличие у участника конкурса (на момент принятия решения о проведении конкурса) лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи на конкурсной территории лота.
Из условий оценки конкурсных предложений следует, что наибольшее количество баллов, а, соответственно, и лицензии, выставленные на конкурсы, получат операторы связи, которые уже имеют лицензии на конкурсные территории.
Анатолий Голомолзин подчеркнул, что "от прозрачности и обоснованности процедур распределения частотного ресурса очень много зависит на рынке услуг связи, где у страны есть все необходимые предпосылки развиваться динамично и успешно. К сожалению, и ранее нарушения антимонопольного законодательства неоднократно выявлялись в действиях уполномоченных органов власти.
В частности, ранее ФАС России признала Государственную комиссию по радиочастотам (далее — ГКРЧ) нарушившей антимонопольное законодательство при отказе ОАО "ВымпелКом" выделении полос радиочастот на территории Дальневосточного региона (обязательное условие для получения лицензии), в случаях, когда запрашиваемые полосы радиочастот были выделены другим операторам связи без территориальных ограничений.
На основании Решения ФАС России ГКРЧ было выдано предписание об отмене незаконных решений и принятии соответствующих решений при рассмотрении поданных заявок ОАО "ВымпелКом" на выделение частот для получения лицензий на деятельность оператора связи на территории Дальневосточного региона. Законность и обоснованность этого решения подтверждена в судебном порядке, однако оно так и не было исполнено".
Как отметил заместитель Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин "установив дискриминационные условия конкурсов, по отношению к операторам связи, вновь входящим на рынок услуг подвижной радиотелефонной связи Дальневосточного региона, Россвязь ограничивает права и законные интересы участников или потенциальных участников на получение лицензий, выставленных на конкурсы, и, следовательно, на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в условиях конкуренции, препятствует входу новых операторов на рынок подвижной радиотелефонной связи на территории Дальневосточного региона, что препятствует развитию конкурентной среды на указанном рынке".
По итогам рассмотрения дела ФАС России признала Россвязь нарушившей антимонопольное законодательство и решила обратиться с иском в Арбитражный суд о признании торгов недействительными. Кроме того, ФАС России решила направить в Россвязьохранкультуры рекомендации относительно условий конкурсной документации по торгам с учетом результатов рассмотрения по данному делу.
Анатолий Голомолзин обратил внимание на то, что "Россвязьохранкультура приняла решение о доработке условий конкурса, что должно привести к предотвращению нарушений антимонопольного законодательства в будущем. Судя по первым шагам нового ведомства есть основания рассчитывать на то, что деятельность Россвязьохранкультуры соответствует определению независимого регулятора, который действует в интересах рынка в целом".
© СОТОВИК