Брифинг в Мининформсвязи
3 февраля 2005 года, как ?Сотовик? уже писал, в Министерстве информационных технологий и связи РФ директор Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий В.Слизень провел встречу с журналистами, посвященную вступлению в силу подзаконных актов к Федеральному закону ?О связи?. Во встрече приняла также участие Л.Тимошенко, директор Департамента экономической политики и финансов.
Как отметил В. Слизень, к 31 декабря 2004 г. Мининформсвязи подготовил и направил на рассмотрение в аппарат Правительства РФ 30 документов -- проектов подзаконных актов к Федеральному закону ?О связи?.
Мы расскажем о четырех из 13 документов, утвержденных Правительством в конце декабря 2004 года и в начале января 2005 года. Еще 17 проектов подзаконных актов, касающихся таких вопросов, как лицензирование, правила присоединения и взаимодействия сетей, правила оказания услуг связи, находятся на рассмотрении в аппарате Правительства.
Несколько слов о Постановлении ? 5 от 5 января 2005 года ?Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу РФ осуществляется без специального разрешения на ввоз?. Как вы знаете, по состоянию на 31 декабря 2004 года в России было 74,6 млн. абонентов сотовой подвижной связи. Поэтому вопрос о том, когда будет отрегулирован пропуск через таможню на территорию РФ сотовых радиотелефонов, действительно волновал всех участников рынка. И упомянутое Постановление ? 5 зафиксировало, в частности, что сотовые телефоны не подлежат оформлению специального разрешения на ввоз. Таким образом, с 1 января 2005 года перемещение оконечного оборудования через границу существенно упростилось.
Второе из принятых постановлений, о котором хотел сказать В.Слизень, ? это Постановление ?Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации? от 31 декабря 2004 года ? 896. Благодаря принятию этого Постановления перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, сократился на 85%, что говорит о дальнейшей либерализации этого сегмента рынка. Теперь те средства связи, которые не подлежат обязательной сертификации (сюда попали и сотовые телефоны, и другое абонентское оборудование), в соответствии с законом ?О связи? должны пройти только утверждение соответствия. То есть на них заполняется декларация соответствия и направляется в ?Россвязь?. По этой декларации средства связи, не подлежащие обязательной сертификации, будут регистрироваться в течение трех дней. Другими словами, если в стране появляется новое оборудование, то его использование становится легитимным не как раньше, через 2-6 месяцев, а через три дня.
Также было принято постановление о введении с 2008 года единого номера экстренных и оперативных служб ? номера 112. Утвержден перечень этих экстренных и оперативных служб. Министр РФ по информационным технологиям и связи дал поручение разработать план действий по введению номера 112. Этот план будет очень объемным, а его реализация не будет простой: если на сетях сотовой подвижной связи внедрить единый номер, можно образно говоря, за одну ночь, то на сетях стационарной связи это потребует значительного времени и больших вложений. Однако есть уверенность, что разрабатываемый план позволит осуществить переход на единый номер 112 в намеченные Правительством сроки.
В. Слизень упомянул постановление Правительства РФ ?О приоритетном использовании средств и сетей связи в чрезвычайных ситуациях?. Постановление не носит исчерпывающего характера, и, как и постановление о введении единого номера 112, требует разработки нормативных актов более низкого уровня ? приказов, распоряжений, инструкций и т. д.
В. Слизень кратко рассказал о статусе документов, находящихся на рассмотрении в аппарате Правительства РФ. Он начал с вопросов лицензирования. Составление перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, заняло существенно больше времени, чем ожидалось, и только 3 февраля 2005 года этот документ направлен министру РФ Л. Рейману на итоговое визирование. В проекте постановления, направленном в Правительство, содержалось 25 наименований услуг связи, а в итоговом документе осталось только 20 наименований. Это сделано в рамках проводимой Мининформсвязи стратегии унификации лицензий и уменьшения перечня наименований лицензируемых услуг связи. Но поскольку закон ?О связи? предписывает лицензировать любые возмездные услуги связи, речь не идет о том, что какие-то услуги перестали подлежать лицензированию. Просто формулировки услуг стали шире; сейчас их 20, потом будет 15, 10. Есть примеры в мировой практике, когда ?шапка? лицензии всего одна ? на услуги электросвязи. Но в этом случае особые условия лицензии, как в Англии, могут содержать 80 или 100 страниц текста. В РФ сделано по-другому. Итоговый документ содержит два перечня ? перечень собственно наименований услуг связи, их осталось 20, и второй — перечень условий осуществления деятельности при оказании соответствующих услуг связи. В отличие от предыдущих постановлений, этот перечень состоит максимум из 10 пунктов. Пункты, в основном, носят отсылочный характер, поэтому документ о лицензировании может быть принят в самое ближайшее время.
Проекты Правил присоединения и взаимодействия сетей и Правил оказания услуг связи рассматриваются в аппарате Правительства в увязке с Постановлением о лицензировании: если формулировки изменялись в постановлении по лицензированию, эти изменения вносились и в остальные документы. На сегодняшний день, проект Правил присоединения и взаимодействия существенно уменьшился в объеме, стал более читаемым, но своей сути по своему содержанию не изменился. В соответствии с внутренним планом Правительства, 10 февраля 2005 года проект Правил присоединения и взаимодействия сетей должен быть представлен на подпись министру. Правила оказания услуг связи должны быть рассмотрены в аппарате Правительства до 17 февраля 2005 года.
Л. Тимошенко рассказала о пакете из пяти документов, касающихся универсальной услуги связи. В конце 2004 года эти 5 документов поступили в аппарат Правительства для дальнейшей работы, и к 25 февраля 2005 года они должны быть полностью рассмотрены. В аппарате Правительства документы тщательно прорабатываются, претерпевают определенные изменения, но мы надеемся, что эти документы будут к концу месяца подписаны и вступят в силу. Следует отметить, что работа по внедрению Универсальной Услуги Связи, идет как в Министерстве РФ по информационным технологиям и связи, так и в Агентстве по подготовке самого универсального обслуживания, по подготовке конкурсов. Оно занимается подготовкой технической и конкурсной документации. Документы, конечно, претерпят изменения, но они должны сохранить свою суть. Должны сохраниться и установленные сроки: универсальное обслуживание должно заработать уже в первом квартале 2005 года, по крайней мере, должен начаться конкурс.
За Департаментом экономической политики и финансов было закреплено также постановление Правительства ?Об утверждении порядка установления разовых плат и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Взимание такой платы, ее распределение и использование?. Радиочастотный спектр является государственным ресурсом, и во всех странах этот ресурс платный. В РФ об этом говорят много и давно, пытались устанавливать тарифы, но они были условными. Однако с выходом Закона ?О связи? и разработкой проекта данного документа взимание платы за использование радиочастотного спектра упорядочивается. Плата делится на две части: разовая плата, которая будет вноситься в бюджет при получении разрешения на использование частот, и ежегодная плата за использование радиочастотного спектра. Проект этого постановления в настоящее время находится в работе. Основные его пункты уже согласованы со структурами органов федеральной исполнительной власти, и сейчас он находится на согласовании в Министерстве финансов. По мнению Л. Тимошенко, до конца текущего месяца его передадут в правительство. Это постановление должно быть принято в конце первого квартала 2005 года.
Кроме того, мы разрабатываем Методику взимания платы (которая также будет утверждаться Правительством РФ), для того чтобы можно было с 2006 года начать эту плату взимать. Почему постановление принимается уже в этом году, а взимание платы начинается со следующего? Все компании и организации должны будут пересмотреть свой бюджет и заложить в него сумму этой платы. При этом Постановлением предусматривается, что как разовая, так и ежегодная плата за спектр перечисляется в федеральный бюджет. Одна часть этих средств должна направляться на радиоконтроль, а вторая ? на конверсию радиочастотного спектра. Сегодня в Мининформсвязи активно разрабатывается концепция конверсии радиочастотного спектра с тем, чтобы можно было обосновать заявку в Минфин на определенные суммы средств для проведения этой конверсии.
Таким образом, Постановление о взимании платы за спектр даст возможность урегулировать учет используемых частот, обеспечит дополнительные поступления в бюджет, а также возможность высвобождения частот для гражданского использования. В результате частоты будут использованы на тех же условиях, что и во всем мире.
В. Слизень отметил еще два очень важных для отрасли документа. Это новый Перечень услуг общедоступной электросвязи и Перечень регулируемых услуг в порядке установления цен и тарифов на них, порядок взаиморасчетов между операторами при присоединении, пропуске и взаимодействии. Главным исполнителем по подготовке этих документов является Минэкономразвития, а Мининформсвязи является соисполнителем. Эти документы были переданы на рассмотрение Правительства. Однако в связи с замечаниями Федеральной антимонопольной службы они были отправлены на доработку.
Вопросы Федеральной антимонопольной службы связаны с перекрестным субсидированием между местной и международной/междугородней связью, существующим в настоящее время. Федеральная служба по тарифам после расчета себестоимости местных звонков делает надбавку к установленному тарифу для этих звонков и включает ее в стоимость международного/междугороднего звонка с тем, чтобы при межоператорских взаиморасчетах она уплачивалась оператором дальней связи в пользу оператора местной связи.
Кросс-субсидирование из года в год снижается, и в настоящее время его уровень составляет только 20%. Цель министерства — к 1 января 2007 года полностью от него избавиться, т. е. операторы местных сетей связи должны не только выйти на уровень себестоимости, но и обеспечить нормативную прибыль.
Однако формализации процесса кросс-финансирования на сегодняшний день нет. При подготовке постановления о новом Перечне регулируемых услуг и порядке установления цен в методику была включена так называемая компенсационная надбавка в размере того кросс-финансирования между местной и междугородней связью, которое сейчас фактически существует на рынке. В постановлении должно быть формализовано понятие компенсационной надбавки и показано, как она рассчитывается. Это и было сделано. При этом в постановляющей части было указано, что она должна отмереть не позднее 1 января 2007 года. ФАС отметила, что такого понятия в законе нет (и это правда!), поэтому надо ее исключить из постановления. Это означает, что после вступления в силу Постановления тарифы должны быть ребалансированы немедленно, т.е. кросс-финансирование должно быть устранено сразу после принятия постановления, что повлечет за собой повышение цен на услуги местной связи как минимум на 20%. Естественно, ни Минэкономразвития, ни мы пойти на такое ущемление прав потребителей не можем, и мы будем последовательно отстаивать свою точку зрения, отметил В. Слизень. В феврале планируется совещание по этому вопросу с участием всех заинтересованных сторон, и мы надеемся, что здравый смысл все-таки восторжествует, и ФАС не только на словах, но и на деле докажет, что она приносит пользу абонентам.
Несколько слов о том, что произошло нового в министерстве, не связанного с подготовкой документов.
Затем ведущие пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.
- Компенсационная надбавка, в случае если министерство ее отвоюет, будет поступать оператору междугородней связи?
-Л.Тимошенко. Она существует у нас и сейчас — в тарифы заложена. — у междугороднего или международного оператора, а при взаиморасчетах она будет приходить оператору междугородней связи. Опираться она будет на междугороднюю связь. Изначально в тарифе она у него заложена. А потом она будет рассчитываться через взаиморасчеты.
Эта надбавка может уйти только в том случае, если тарифы достигнут уровня экономически основанных затрат плюс нормативная прибыль. Только тогда это естественно будет. А сегодня у нас, когда мы рассматриваем вопрос повышения тарифов, идет параллельно повышение тарифов на местную связь и снижение тарифов на междугороднюю связь.
-По каким критериям будет рассчитываться плата за использование частотного ресурса. Она будет больше или меньше, чем платят операторы сегодня?
- Л. Тимошенко. Что касается критериев, то на сегодняшний день мы работаем только над методикой. Когда Постановление будет принято, будет определен срок разработки методики определения разовой и ежегодной оплаты. Думаю, она будет зависеть от полосы частот, от используемой аппаратуры и других параметров.
- Вы отметили, что сумма будет привязана к стоимости конверсии РЧС, для перевода частот из военного в гражданское использование. Цифры какие-нибудь можете назвать?
-Л. Тимошенко. Я не сказала, что эти суммы привязаны к конверсии. Я говорю о том, что у нас в законе написано, что разовая ежегодная плата, в т.ч. из этих сумм будет направляться на радиоконтроль, а также на конверсию. Поэтому это никак не привязано. Если скажем условно 100 млн. рублей будет перечислено в бюджет за использование радиочастот, то все они будут использованы на конверсию. Сегодня назвать никакие суммы не можем. Когда будет у нас методика, когда мы поймем, сколько чего стоит, тогда мы сможем сказать, какая сумма будет поступать в бюджет.
Что касается конверсии, то сегодня идет работа над разработкой концепции по конверсии РЧС. После этого она должна быть. утверждена правительством. Затем необходимо. подготовить шаги по реализации этой конверсии. И этот план будет указывать поэтапно, какие работы будут проводиться, сколько они будут стоить, какие суммы будут заявляться в Минфин. При этом надо будет их доказать Минобороны и другими ведомствам, с которыми мы будем работать по части перевода каких-то частот в гражданские и т.д. Т.е. суммы будут определены по факту после разработки документов. Сегодня о каких-то цифрах говорить пока не реально.
- Хотелось бы узнать, будет ли продемонстрирована таблица РЧ, на основе которой это будет рассчитываться? По слухам она должна быть принята лишь в 2006 году. Почему такой разрыв? Ведь эта таблица — основополагающий документ, на основе которого будет разрабатываться график конверсии РЧ.
-В. Слизень. Таблица существует и утверждена. Вместе с тем существует международный регламент электросвязи, утвержденный МСЭ, по которому таблицу нельзя менять ежедневно, потому что, как вы понимаете, в соответствии с ней все производители оборудования делают долговременные планы разработок. Это многомиллиардные затраты для поставщиков и производителей оборудования. Поэтому по регламенту МСЭ, срок достаточно продолжительный для изменения таблицы.
- Хотелось бы разобраться с тарификацией междугородней связи. Есть разные модели: по московской модели оператор Ростелеком выставляет отдельные счета абонентам, на остальной территории России счет выставляет местный оператор, включая в него междугороднюю составляющую. Как предполагается, операторы дальней связи будут сами брать деньги с абонентов или нет.
- В. Слизень. С апреля месяца несколько меняются условия работы Ростелекома с операторами, Услугу оказывает тот, кто имеет на нее лицензию. Если лицензию имеет Ростелеком на услуги дальней связи в РФ, то услугу дальней связи оказывает абоненту Ростелеком, счет за услугу выставляет Ростелеком и деньги, поступают ему. Другое дело, что Гражданский Кодекс позволяет осуществлять агентские схемы, делегировать права о заключении договоров и транзитом через себя прогонять деньги за оказанные услуги, но все равно в этом случае, в договоре будет записано, что это от имени и по поручению Ростелекома эта услуга оказывается Ростелекомом, а договор подписывается межрегиональной компанией связи с абонентом., оператором местной связи или альтернативной связи и т.д.
Второй вопрос, что значит, если будут регулироваться цены. Это так и не так. Цены регулируются в двух случаях. Если это используется как метод антимонопольного регулирования: для этого компания должна быть в монопольном реестре. К ней должен быть применен именно этот метод. Как вы знаете, методов монопольного регулирования существует два. Ценовой и всевозможные ограничения товарного рынка или поглощения, запрещения и т.д. То, что происходит сейчас. Мы же говорим, что на рынок в этом году выйдут операторы дальней связи, которые не включены в реестр и не могут быть включены, так как они не будут занимать доминирующего положения на этом товарном рынке. Соответственно цены на услуги дальней связи для них не подлежат регулированию.
© СОТОВИК